Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ушел не актер – уходит целая эпоха
- 29 марта 2010 года
Казань простилась с ведущим актером Качаловского театра Евгением Кузиным.
Грустные мысли после панихиды
Старые качаловские актеры рассказывали мне, как хоронили любимицу публики – Людмилу Милову: за гробом шел весь город. Это и понятно: казанцы любили свой театр, знали всех его актеров, следили за их творческим ростом, скорбели, прощаясь – когда те уезжали попробовать счастья на московских подмостках или уходили в мир иной.
К сожалению, не могу того же самого сказать о прощании с заслуженным артистом России, народным артистом Татарстана, лауреатом Государственной премии имени Тукая, актером и педагогом Евгением Кузиным. Да простится мне это сопоставление – аншлага в пятницу в театре не было. Это совсем не значит, что Евгений Андрианович уступал Миловой в мастерстве или его меньше любили зрители. Просто им довелось жить в разное время. Не зря на гражданской панихиде говорили: уходит не актер – уходит целая эпоха. Не просто театральная эпоха – замечу. Уходит в небытие нечто важное, с чем мы жили в XX веке.
Уходят последние из могикан – славные актеры советского театра, которые со всей страстью своего таланта одухотворяли нашу серую обыденность, даже при жесточайших цензурных запретах выражали нашу боль и наши надежды. Театр помогал нам оставаться людьми при любых обстоятельствах.
В этом смысле Евгений Андрианович, которому, как правило, давали роли положительных героев, чаще всего был примером для подражания.
На панихиде о нем говорили много теплых слов. И не было в них ни одной фальшивой ноты. На нем, действительно, держался репертуар Качаловского театра, в трудную минуту для труппы он стал его директором. Но его высокий авторитет у коллег определялся вовсе не должностью. А это случается не часто. Творческие коллективы – вообще особый мир, со сплетнями и интригами. Но Евгений Андрианович никогда не был замечен в таких делах, никого не подвел и не предал.
Кто-то очень точно заметил, что своим творчеством он верно выразил свое время. Вот только время это нынче не в чести. А потому ушли со сцены его герои.
Фрагмент спектакля "Коллеги". Это был этапный спектакль для Качаловского театра. Он был поставлен по повести Василия Аксенова, нашего земляка. Казалось, в страну пришли новые времена, и теперь можно говорить, что думаешь. Е.Кузин (в центре) играл в этом спектакле Сашу Зеленина
У каждого из нас свой счет к прошлому опыту страны. Одни ностальгируют по советским песням и фильмам, другие не хотят считаться с очевидным: демократическая Россия пока не дала миру таланта, равного таланту Андрея Тарковского или Владимира Высоцкого. Прежний мир мы разрушили до основания, как нас призывали в одной известной песне.
У нас ментальность такая: каждый раз начинаем с нуля, забывая, а порой затаптывая тех, кто жил до нас. Потому так трудно живется сегодня корифеям старого театра, что их время ушло в прошлое, а новое время – как спектакль, в котором все чуждо и непонятно. Новое время – новые песни. Кто-то сумел их выучить, а кто-то сошел с магистрального пути, уступив дорогу молодым и напористым коллегам.
Такова правда жизни. Грешно на нее обижаться. Но когда-то специально для мхатовских стариков писали пьесы, чтобы они могли в них играть. Помню до сих пор «Соло для часов с боем» – щемящую душу историю о том, как трудно вписаться в новую жизнь. Сегодня к актерам-ветеранам относятся без сантиментов, а потому так часто приходится на панихиде просить прощения.
В спектакле "Поднятая целина" Е.Кузин играл Майданникова
Лишь немногие были с Евгением Андриановичем рядом в трудные годы его жизни, когда он тяжело болел. По иронии судьбы, театр, безжалостно вытолкнувший Кузина с подмостков, которым он отдал сорок лет своей жизни, не смог даже проститься с ним по-человечески. Это не в упрек руководству и актерам – театр на гастролях в Болгарии, и многие могли лишь позвонить в Казань, чтобы высказать соболезнование. О таких звонках говорил на панихиде Вадим Кешнер. И глубоко символичен именно этот финал. К счастью, Евгений Андрианович его уже не увидел, но такой финал многое говорит больше о нас, чем о нем.
Проститься с Кузиным пришли актеры его поколения из разных театров города, его друзья, и, в первую очередь, сокурсники по геофаку КГУ, его преданные зрители, которым довелось услышать о кончине любимого актера. (В суете современной жизни как часто такие новости доходят до нас с опозданием).
Как заметили выступавшие, хорошо, что не было на панихиде официальных речей. В городе накануне Сабантуя столько гостей, что отсутствовали даже те, кто должен был находиться в театре по должности. И это тоже факт символичный. Театр сегодня не входит в число приоритетов государственных мужей.
Но тех, кто пришел проводить большого актера в последний путь, было не так уж и мало. Как полагается, Евгений Андрианович покинул сцену под долго не смолкавшие аплодисменты. И в этих аплодисментах – не только дань уважения конкретному актеру. Это своего рода знак прощания с целой эпохой в истории Качаловского театра, которая счастливо совпала с нашей жизнью, подарив тысячам казанцев радость сотворчества и сопереживания.
Эта эпоха все более отдаляется от нас с каждой такой потерей. Не рискну утверждать, что нынешняя жизнь хуже, тем более нет желания цепляться за старые корни. Но, право, не стоит отрекаться от «старого мира» с неистовством безумцев. Посыпать голову пеплом у гроба – пустое занятие…
Далека от мысли кого-то обвинять в том, что Качаловский театр стал другим. Новое время принесло с собой новую драматургию, новые спектакли, на сцену вышли другие актеры, а в зрительный зал пришли другие зрители. Галина Семеновна Ишкова, с которой мы сидели на панихиде рядом, горестно заметила: «Как мало нас осталось!»
К сожалению, это правда. Значит, недалек тот день, когда в театре имени Качалова¸ и не только в нем, будет некому напоминать нам, зрителям, о славных традициях, рожденных святой уверенностью в том, что искусством можно сделать человека лучше, а человечество – счастливее.
У наших молодых современников о театре совсем другое представление… И пока мы не знаем, какой театр останется в памяти потомков через столетия, а какой уйдет в небытие сразу, как упадет занавес…
Любовь АГЕЕВА,
поклонница таланта актера Евгения Кузина
Постскриптум из 2014 года
Решила поставить на сайт снимок Евгения Кузина. По привычке зашла в Интернет - и нашла много фото другого Кузина, тоже актера, но молодого, и не казанца. И не одного снимка Евгения Андриановича. Это лишнее подтверждение тех слов, которые легли на бумагу сразу после похорон.
Размещаю снимки, которые нашла в книге Юрия Благова "Качалов и качаловцы". Там есть очерк о Евгении Андриановиче.