Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Столетие – юбилей редкостный
- 07 января 2003 года
Именно сто лет исполнилось бы в январе 2003 года Кашифе Замалетдиновне Тумашевой, единственному среди татарок режиссеру со специальным образованием.
Театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина провел прекрасный юбилейный вечер, подготовленный под руководством и при непосредственном творческом участии Таслимы Файзуллиной – артистки театра и преподавателя Казанского университета культуры и искусств.
Она составила замечательный сценарий, подготовила удивительное, на самом современном уровне оформление с использованием новейших технических средств, сама участвовала в ведении программы, а главное, подготовила своих студентов, которые не просто проявили актерские способности, но потрясли зрителей талантливым исполнением сцен из жизни маленькой Кашифы, порадовали своеобразной интерпретацией финальной картины любимого спектакля Кашифы Тумашевой – «Ходжа Насреддин».
Сегодня мы хотим познакомить вас с Кашифой Тумашевой поближе. О ней расскажут выдержки из документов и воспоминания ее сына – Равиля Тумашева.
Из автобиографии К.З.Тумашевой
Родилась в 1902 году (по старому стилю) в семье крестьянина-середняка деревни Нунегер Замалетдина Шарафутдинова.
Как девочка я была лишена земельного надела, и, чтобы избавиться от «лишнего рта», в 1908 году была отдана отцом «в люди» родственникам в г. Иркутск, у которых я и жила до начала 1918 года. Находясь у Рахмановых, окончила Татарское медресе и училась в «Воскресной школе». С 1918 года стала жить самостоятельно у разных людей, в частности, у учительницы Сизых, которая постепенно подготовила меня к сдаче экзаменов за 5 классов гимназии. В середине 1918-1919 учебного года я поступила в 6-й класс семигодичной иркутской гимназии им. В.А.Лятоскович и в 1920 году окончила ее. Со времени ухода от Рахмановых до 1920 года я работала репетитором с детьми, зарабатывая этим себе на существование, плата же за обучение была произведена частично благотворительным обществом, а с восстановлением Советской власти я была освобождена от платы. С восстановлением Советов я стала работать артисткой в татарской труппе при мусульманской секции РКП(б) в Иркутске, а с осени – в Челябинске, артисткой в татарской труппе и делопроизводителем в Башцентросоюзе. С 1921 по 1923 гг я артистка в татарской труппе при Политпросвете города Семипалатинск, а затем, до 1924 г. – артистка казанского театра (ныне имени Г.Камала). С 1924 по 1926 гг обучалась в Татарском театральном техникуме и получила квалификацию артистки. С 1926 по 1929 гг стала секретарем Татарского Академического театра и одновременно педагогом по мастерству актера в Татарском театральном техникуме.
С 1929 по 1934 гг я по совместительству диктор, режиссер и артистка Радиоцентра (Из анкеты: «1929-1934 гг артистка, режиссер Казанского радиокомитета, под руков. Файзулина Сагита, оклад 200 р.») и одновременно педагог по мастерству актера в театральном техникуме. 1934 – 1939 – годы учебы в Москве, в ГИТИСе. И, наконец, с 1939 года по настоящее время работаю режиссером в Татарском Академическом театре, совмещая с преподавательской работой в Татарском театральном училище…
Кашифа Тумашева на репетиции
Из воспоминаний сына Кашифы Замалетдиновны – Равиля Рахимовича Тумашева, тоже режиссера, заслуженного деятеля искусств Татарстана:
После открытия Радиокомитета в Казани мама одной из первых приняла участие в его работе, став первым диктором-татаркой, одновременно участвуя в литературно-драматических программах.
О, эти годы, они до сих пор в моей памяти!
В нашем доме не было даже репродуктора. Тогда папа купил мне крохотный детекторный радиоприемник. Под его стеклянным окошечком находился таинственный камешек и проволочка с пружинкой. В нужный момент следовало дотронуться концом проволоки до этого камешка, и совершалось чудо: «Слушайте! Слушайте! Говорит Казань! Говорит Казань… РВ-17…», – раздавался такой милый голос мамы, а потом Гульсум апа Сулейманова выводила: «Ку-ку, ку-ку! – поет кукушка…»
Мама с воодушвлением рассказывала о работе на радио. От нее я узнал, что она часто приглашала выступить нуждавшихся тогда молодых поэтов – Хади Такташа, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, говоря, например: «Давай-ка, Хади, прочитай свои стихи, гонорар получишь…»
С 1955 года Министерство культуры назначило Кашифу Замалетдиновну главным режиссером Татарского Республиканского передвижного театра, откуда она и ушла на пенсию в 1962 году.
Из Характеристики Татгосфилармонии,
ходатайствовавшей о присвоении К.Тумашевой почетного звания «Заслуженный деятель искусств ТАССР»:
…В общественной жизни Кашифа Тумашева всегда и везде проявляла себя как активный дисциплинированный работник, была членом партбюро, членом месткома, РКК в ТГАТ, секретарем парторганизации в Татгосфилармонии, являлась и членом партконтроля, ежегодно участвовала на партконференциях, партактивах, в 1925-36 гг была членом комиссии рабоче-крестьянской инспекции и т.д и т.д.
Из Справки о трудовой биографии К.Тумашевой:
Два года (1953-1955) Тумашева – режиссер и педагог Татгосфилармонии, где с ее участием организовался музыкально-лекторийный отдел. В филармонии К.Тумашева сумела развернуть большую творческую деятельность по оформлению концертов-лекториев, поставив ряд литературно-музыкальных композиций на актуальные темы: «За Родину!», «За мир!». «Навеки вместе», «На Волге» «Новой жизни заря», «К 1905 году» и др., тщательно готовила с артистами их концертные программы. В Филармонии были подготовлены и литературные вечера отдельных артистов: Ягудина, Смирнова, Юсупова и др., сцены из пьес с Ягудиным и Басыровой, с Раменской и Смирновым, непрерывно и тщательно работает она и с отдельными артистами: Юсуповым,Ягудиным, Мазуровым, Кравцовой, Вагаповым, Авзаловой, В.Валеевым, Туманской, Альмеевым…
В Передвижном театре К. Тумашева укомплектовала творческий коллектив, подобрала и создала репертуар, улучшив качество игры актеров, проводила с ними учебу и воспитательную работу. Ею поставлены сотни спектаклей – в театрах, училищах, на радио, обучены десятки артистов, четверо ее выпускников были специально подготовлены к поступлению в Театральный институт на режиссерский и театроведческий факультеты.
В годы Великой Отечественной войны Кашифа Замалетдиновна была назначена по совместительству начальником реперткома при Управлении по делам искусств ТАССР. К.Тумашева всеми силами помогала фронту: ездила организовывать художественную самодеятельность среди бойцов, организовывала шефские концерты в госпиталях, а в самое суровое время, в 1942 году, вступила а ряды коммунистов. В 1953 году она закончила вечерний университет марксизма-ленинизма.
Из Характеристики Республиканского передвижного театра:
В театрах и филармонии К.Тумашева проявила себя как способный режиссер, обладающий собственным режиссерским почерком. Ее постановки всегда отличались сценичностью, эмоциональностью и в идейно-политическом отношении были правильно решены. Они хорошо воспринимались и надолго запоминались зрителям. Об этом говорят многочисленные рецензии и отзывы. Такие постановки К.Тумашевой, как «Кузляр» по пьесе Х. Фаткуллина, «Ходжа Насретдин» Н.Исанбета, «Песня жизни» М.Амира, «Находчивый юноша» Д. Аппаковой, «Муса Джалиль» Р.Ишмуратова, «Резидэкэй» Мазитова, «Хазрет проповедует» Шагимуратова не забываются до сих пор. Они останутся в истории театра как отражение его лучших традиций.
Еще в годы коллективизации проводила большую агитационно-пропагандистскую работу, готовя культурные бригады «Лицом к деревне», в 1932 г и сама ездила в Балтаси налаживать работу Балтасинского клуба, организовала специальную культбригаду из местной молодежи по обслуживанию селений и колхозов района во время уборочной, хлебозаготовительной и посевной кампаний, за что была награждена Почетной грамотой и денежной премией.
Тумашева и на пенсии не успокоилась, была членом Совета ветеранов сцены. Когда Совет организовал драматическую студию на общественных началах, она приняла самое активное участие в ее сложной, многотрудной работе. Совместно с другими ветеранами сцены ею были подготовлены квалифицированные работники для театров и других организаций. Они стали работать артистами и художественными руководителя в Мензелинском и Передвижном театрах, на предприятиях (заводе «Теплоконтроль»), двое поступили в театральное училище, чтобы стать режиссерами народных театров, двое – в Московское цирковое училище, некоторые поступили в университет и Институт культуры.
Постоянную практическую помощь оказывала режиссер самодеятельным коллективам: как член комиссий, жюри, как консультант. В 1968 году в г.Арске она подготовила 13 руководителей сельской художественной самодеятельности.
В 1957 году К.З.Тумашевой было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств ТАССР». Она награждена в 1957 году Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, в 1962 г. – Почетной грамотой Верховного Совета ТАССР, а также Почетной грамотой за заслуги в области культурного шефства над вооруженными силами СССР, Грамотой Управления по делам искусств ТАССР», Почетными грамотами Министерства культуры, профсоюза, тюза, многими благодарностями – от дирекции Академического театра, Передвижного театра, Театрального училища и др.
Кашифа Замалетдиновна Тумашева – образец мужества, целеустремленности человека, наделенного талантом и необычайной добротой, боевым и справедливым характером. Именно так отзываются о ней все, кто ее знал, общался с ней, об этом же говорят письма, телеграммы, воспоминания этих людей, среди которых признанные мастера театрального искусства: Фатыйма Ильская, Наки Исанбет, Хаким Салимжанов, Риза Ишмуратов, Сания Исмагилова, Гата Нуруллин – их десятки и десятки, не перечесть. В редакции хранится огромное число таких высказываний, может быть, удастся со временем познакомить с некоторыми из них и вас, читатели «Казанских историй».
Подготовила дочь Кашифы Тумашевой - Зумарра Рахимовна Халитова
На нашем сайте вы найдете документальную повесть Зумарры Рахимовны Халитовой "Против ветра", в которой она рассказывает о своей матери
Кашифа с детьми - Зумаррой и Равилем
«Казанские истории», №1-2, 2003 год