Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Добрая память о нем оставалась везде, где он служил Богу и народу Божьему»

Архиепископ Сергий (в миру Аркадий Дмитриевич Королев) исполнял роль архипастыря в Казанской епархии с 26 сентября 1950 года по 18 декабря 1952 года.

«Человек создан для счастья, и только победами каждодневными может он достигать радости и такого состояния, которое несет всем и ему свет…»

Сказавший эти слова, научился побеждать грех, и хотя его внутренний подвиг был невидим другим, все видели Свет Христов переполнявший его и обильно изливавшийся на каждого. Добрая память о нем оставалась везде, где он служил Богу и народу Божьему. Поэтому тысячи православных в русском зарубежном рассеянии и в России поминают в своих молитвах приснопамятного Владыку Сергия епископа Пражского, архиепископа Казанского и Чистопольского».

Так начинает большой очерк о владыке Сергии Марк Шишкин.

Архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий (в миру Аркадий Дмитриевич Королев) родился 18 января 1881 года в Москве на улице Большая Пресня в купеческой семье. Ему едва исполнилось три месяца, когда умер отец и все заботы о воспитании детей легли на плечи его матери Марии Алексеевны. Раннее детство Аркадия прошло в Москве, а затем семейство Королевых поселилось в усадьбе близ деревни Обольяново Дмитровского уезда. Рядом находился Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского уезда, основанный в 1861 году. Аркадий посещал церковно-приходскую школу в селе Никольское-Горушки и церковь Спасо-Влахернского монастыря, где, по его словам, служил «прекрасный священник и причт» и совершалось благолепное богослужение.

По окончании начальной школы необходимо было продолжать образование. Но семья нуждалась, дорогостоящее обучение в гимназии или реальном училище было недоступно. Зять Егор Егорович Каменев (у него Аркадий учился в церковно-приходской школе) помог определиться в Дмитровское духовное училище. Поступление в 1896 году в Вифанскую духовную семинарию было для будущего архипастыря уже сознательным шагом. В 1902 году Аркадий поступил на казенный кошт в Московскую духовную академию.

В 1906 году Аркадий Королев закончил обучение в Московской духовной академии, но кандидатского сочинения не представил и был выпущен действительным студентом. Летом 1906 года он отправился погостить к отцу Серафиму (Остроумову), который был в это время архимандритом и наместником Яблочинского монастыря св. Онуфрия в Холмской епархии. Встреча с отцом Серафимом и епископом Холмским и Люблинским Евлогием (Георгиевским), который стал наставником и духовным отцом Аркадия, определила путь дальнейшего служения: он пожелал остаться в Яблочинском монастыре.

Первым послушанием Аркадия стало преподавание Закона Божия в монастырской школе. 20 июня 1907 года он принял монашеский постриг и был наречен именем Преподобного Сергия. В 1908 году был рукоположен во иеромонаха, назначен наместником монастыря и заведующим школой псаломщиков, а в 1914 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Яблочинской обители.

Деятельность обители не ограничивалась пределами России. Монастырь поддерживал постоянные связи с православными Галиции и Подкарпатской Руси, гонимыми униатами и австрийскими властями.

Места его дальнейшей службы определялись обстоятельствами, связанными с Первой мировой войной, Октябрьской революцией, взаимоотношениями церковных иерархов Украины, Польши, Чехословакии.

Не прошло десяти лет монашеского служения архимандрита Сергия, как в его жизнь впервые вмешались события «мирового» масштаба. В 1914 началась Первая мировая война. Открывшись стремительным наступлением русских войск, она обернулась для России рядом поражений, и, в конечном счете, гибелью. Немецкие войска двинулись на восток, и в августе 1916 года смиренный настоятель с горечью и сожалением покинул свою обитель. После войны он вернулся назад, но теперь это была другая страна – Холмщина.

Вся Западная Россия вошла в состав Польского государства. Православные, едва укрывшиеся от красного погрома под сенью возрожденной Речи Посполитой, и здесь оказались гонимы. Польские власти, словно повторяя опыт восточных соседей, взялись вымещать на православии вековую обиду на Россию. Тоже закрывались и разрушались храмы, тоже устраивались публичные глумления, тоже «вызывались» и арестовывались несогласные священнослужители.

Ситуация осложнялась внутрицерковной смутой из-за вопроса об автокефалии польской Церкви. Часть духовенства, при поддержке государства, добивалась создания Польской Православной Церкви, независимой от Московской Патриархии. Другая часть стремилась сохранять и поддерживать каноническую связь с Русской Церковью и видела в православных подданных Польши часть единого русского народа. Среди последних был и чуждый всякой политики архимандрит Яблочинского монастыря.

Указом Св. Патриарха Тихона от 20 октября 1920 года о. Сергий был назначен епископом Бельским (Бяло-Подляшским) с возложением на него временного управления Холмской епархией. 17 апреля 1921 года в соборе Вилленского Свято-Духовского монастыря состоялась его архиерейская хиротония. Однако он не смог исполнить возложенное на него послушание. Польские власти не признали хиротонию епископа Сергия действительной, и он был вынужден оставаться в своем монастыре. Тем временем обстановка накалялась, и государство пошло на открытое вмешательство в церковные дела. Несогласные иерархи, не имевшие польского гражданства, были подвергнуты высылке. Епископ Сергий был вызван в Люблин, где его арестовали и оттуда в апреле 1922 года вывезли в Чехословакию.

Бывший епископ Холмский, Западноевропейский митрополит Евлогий назначил отца Сергия епископом Пражским и своим викарием в Чехословакии, Австрии и Венгрии.

В жизни русского Зарубежья 20-х – 30-х годов Прага занимала особое положение. Если Париж называли «столицей эмиграции», Харбин «Россией за границей», а Берлин «мачехой русских городов», Прага по праву именовалась «русскими Афинами» или «русским Оксфордом», как центр образования и науки. Оказавшись в изгнании, многие деятели русской культуры откликнулись на провозглашенную чешским правительством «русскую акцию» и поселились в городе на Влтаве, чтобы там продолжить труды на благо утерянного Отечества.

Из тридцати одного года своего архиерейского служения, двадцать четыре (1922-1946) он провел в Праге. Неслучайно в эмиграции он известен как Владыка Сергий Пражский.

С началом немецкой оккупации для владыки началось время скорби и исповедничества, которое продлилось до самой смерти святителя. Он защищал гонимых и укрывал у себя бежавших из немецких концлагерей, это могло стоить ему жизни, благо рядом был пример главы православных чехов епископа Горазда, принявшего мученическую смерть за то, что в его храме скрывались бойцы чешского Сопротивления.

В России разворачивались события, приковывавшие внимание владыки куда больше, чем все опасности. Перепуганное военными неудачами сталинское правительство стало активно эксплуатировать патриотические ценности и было вынуждено пойти на уступки церкви. Оскверненные храмы возвращались верующим, возобновлялось духовное образование, было восстановлено патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Сергий (Страгородский), с молодости почитаемый епископом Сергием.

В 1946 году ко дню двадцатипятилетия епископской хиротонии владыка Сергий указом Патриарха Алексия (Симанского) был возведен в сан архиепископа. Вскоре он должен был покинуть Прагу и ехать в Вену, где возглавил Среднеевропейский экзархат. В Вене владыка продолжил свой пражский путь. Он так же утешал страждущих, помогал разоренным войной, на его богослужения собирались не только православные, но и старокатолики и протестанты, и всех он учил христианскому общению на скромных застольях у себя на квартире. Сам он очень нуждался и находился под постоянным наблюдением спецслужб, но когда ему предложили бежать в американскую зону оккупации, он ответил:

«Нет. Меня вернут в Россию, и там я умру. Я останусь на месте, которое определил мне Бог».

В 1948 году владыку перевели в Берлин на Германскую кафедру. Там он снова подвергся многим обыскам и допросам. Наконец, осуществилось его самое заветное желание – 26 сентября 1950 года владыка Сергий был назначен в Россию, архиепископом Казанским и Чистопольским. В Казань прибыл 30 октября 1950 года. Первое архиерейское богослужение совершил в кафедральном Никольском соборе на улице Баумана.

С середины сороковых годов до перестройки в Казани действовало всего три храма: Никольский Собор, составляющий один комплекс со старинной Покровской церковью; храм на Арском кладбище, где богослужение не прекращалось в самые лютые времена, и церковь в память Казанской иконы Богородицы в пригородном селе Царицыно.

«Я счастлив, что я, наконец, дома, на родной земле, и могу отдать остаток своей жизни на служение родному народу», – так писал архиепископ Сергий в «Журнале Московской Патриархии» (№1, январь 1951 года).

Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Не смотря на преклонный возраст и слабое здоровье он исправно выстаивал все службы и подолгу прикладывал прихожан ко кресту, давая при этом духовные наставления. Люди, служившие с ним, вспоминают, как при нем само собой прекращалось праздное хождение по алтарю, и просто совестно было вести лишние разговоры. При этом все его замечания священнослужителям носили исключительно доброжелательный характер и были сопряжены с молитвой о них.

Он ввел ежедневное служение молебнов Богородице после Литургии и обязательное пение акафиста в честь Ее Казанской иконы на воскресной вечерне. Последняя традиция прочно укоренилась в богослужебной жизни Казани и сохраняется до наших дней. Кроме того владыка украсил древний список с Казанской иконы, находящийся в Кладбищенской церкви девятью лампадами и опубликовал в Журнале Московской Патриархии статью посвященную истории Казанского образа.

В том же храме на Арском кладбище под Престолом бокового придела при владыке Сергии был сокрыт ларец с частью мощей Святителя Германа Казанского (умер в 1567 году). Он пролежал там до Великого поста 2000 года, когда был случайно найден, и летом того же года с торжеством перенесен в Успенский монастырь на острове Свияжске.

Он ввел ежедневное служение молебнов Богородице после Литургии и обязательное пение акафиста в честь Ее Казанской иконы на воскресной вечерне. Последняя традиция прочно укоренилась в богослужебной жизни Казани и сохраняется до наших дней. Кроме того, владыка украсил древний список с Казанской иконы, находящийся в кладбищенской церкви, девятью лампадами и опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью, посвященную истории Казанского образа.

Он жил в двухэтажном деревянном домике на перекрестке улиц Лесгафта и Вишневского, среди тишины и деревьев.

Владыка Сергий и его келейник на крыльце своего дома

Интересно, что в условиях победившего социализма, архиепископ Сергий не изменил пражскому обыкновению всегда ходить в рясе или подряснике, и добираться до храма пешком.

Его архипастырство не ограничивалось Казанью. Он много ездил по своей епархии и бывал в соседней Чебоксарской.

Совершенно неожиданно для окружающих в январе 1952 года жизнерадостный владыка Сергий заболел. Он никому не рассказывал о своих страшных болях, но с этого времени люди стали замечать, что их предстоятель выглядит все хуже. На четвертой неделе Великого поста последовал неутешительный диагноз – рак мочевого пузыря. 3 мая он перенес операцию в одной из московских клиник, после чего отправился в путешествие по Черному морю от Сочи до Одессы. Владыка был доволен этой поездкой и чувствовал себя хорошо. На обратном пути в Казань он посетил Москву и Подмосковье, где провел свое детство. После он с неподдельным восторгом рассказывал, как нашел ту самую тропку, по которой мальчиком бегал в лес за грибами.

В Казани его ждала долгожданная встреча со старым пражским другом и сподвижником архимандритом Исаакием. Отец Исаакий служил в Алма-Ате, и когда 18 сентября ему пришло время возвращаться домой, владыка сказал ему: „Наверное, с вами мы больше не увидимся“…

Владыка Сергий умер 18 декабря 1952 года, в день памяти Святителя Гурия Казанского. Эти шестьдесят дней вся православная Казань скорбела и беспомощно наблюдала угасание своего кормчего.

Прощание проходило в Казани с 18 по 21 декабря. Кладбищенский храм посетило тысячи казанцев и жителей других городов и сел Татарии. 22 декабря состоялось отпевание.

Вошли в историю Русской церкви слова, которыми архиепископ Макарий почтил своего усопшего собрата: «Словами твоих достоинств нельзя выразить, слава твоя – это весь народ, собравшийся проводить тебя».

«В настоящее время идет работа по подготовке материалов для канонизации владыки Сергия», – так завершается очерк о владыке Сергии Евгения Липакова.

Подробнее – http://archive.is/W4ro#selection-15955.0-16573.1

На сайте Казанской митрополии мы нашли цитату священника Антония Ермошина, руководителя Отдела по канонизации святых Казанской епархии, заведующего кафедрой общей и церковной истории Казанской духовной семинарии:

«К сожалению, эта работа осложняется внешними факторами, в частности, закрытостью архивов ФСБ в настоящее время, а наличие справок оттуда необходимо для процедуры канонизации священнослужителей советского периода. И все же мы надеемся, что в скором времени по милости Божией все эти трудности разрешатся, ведь владыка Сергий очень почитаем православными христианами как в Казани, так и далеко за ее пределами…

Верим, что Господь, Дивный во святых Своих, не даст долго оставаться под спудом этому великому светильнику Православия и благочестия, но явит его всему христианскому миру как нового молитвенника перед Ним и чудотворца».

Архиепископ Сергий упокоился за алтарем кладбищенской церкви, в одной ограде с епископом Иустином.  На его могиле всегда горит свеча.

Фото архиепископа Сергия - http://www.sobranie.org/archives/3/2.shtml