Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Поющий поэт Геннадий Мигачев
- Мария КОЧНЕВА
- 08 ноября 2017 года
Геннадий Мигачев родился в Казани 26 апреля 1972 года и прожил очень короткую, но яркую жизнь. За 20 лет он успел столько, сколько другим не сделать и за всю жизнь.
Богатством и уникальностью своей натуры он притягивал к себе ровесников. У него было много друзей и, когда я встречалась с ними, они, не задумываясь, говорили: «Мигачев – это неординарно».
На формирование его личности большое влияние оказали его мама – Елена Геннадиевна Щеглова, генетик и микробиолог по образованию, кандидат биологических наук, бабушка Айлита Михайловна, отец Станислав Александрович, Мигачев, кандидат физических наук, старший научный сотрудник лаборатории магнитной акустики Казанского физико-технического института им. Е. К. Завойского Российской академии наук, любимая девушка и, конечно, сама эпоха перестройки, в которой поэт мог свободно петь и творить. И прозу, и поэзию, и песни Гены следует рассматривать как единое целое, они дополняют друг друга.
Его мама была широко образованным и разносторонне одаренным человеком. Отлично рисовала, любила музыку, разбиралась в живописи. Защитила кандидатскую диссертацию, работала в Москве и даже приглашалась на работу известным американским ученым Каплапом в США, но не поехала. Для дальнейших исследований ей потребовались знания в области медицины, и она закончила медицинский институт, готовилась к защите докторской диссертации.
Станислав Александрович работал тренером по подводному ориентированию, стремился воспитать сына сильным и бесстрашным, привил ему любовь к спорту.
Я перед ними.
Вам меня судить,
Хочу, чтоб было
Вам дышать свободно.
Самим собой советуют мне быть,
А я такой, когда и где угодно.
Геннадий МИГАЧЕВ
Гена появился на свет любимым и желанным. Его бабушка рассказывала нам, что воспитывать ребенка мама начала еще во чреве. Как ученый-генетик, Елена Геннадиевна была уверена, что образ, созданный матерью, обязательно воплотится в жизнь. Для этого она купила новый проигрыватель, слушала красивую музыку, ходила в музеи, любовалась живописью. Интересно, что предположения Елены Геннадиевны подтверждаются современными исследованиями.
Елена Геннадиевна была первым слушателем и ценителем его стихов. Когда Гене было пять лет, родители расстались, хотя и остались при этом добрыми друзьями. Гена продолжал видеться с отцом, так как увлекался подводным ориентированием. Кстати, в этом он добился хороших результатов: уже в 13 лет стал мастером спорта.
Чаще всего Гена оставался на попечении бабушки. Он рос достаточно самостоятельным ребенком, много читал, хорошо учился. У Геннадия было много увлечений: спорт, коллекционирование марок, рисование, но главной его любовью стала литература. В шестом классе он написал роман «Жан д'Алевье», но потерял рукопись на соревнованиях. Однако образ этого героя был позднее воссоздан в другом романе –«Сгинувшая лига XIV века». Именем Жан д'Алевье Гена подписывал почти все свои произведения.
Главный герой одноименного романа Жан Д’Алевье, который, являясь защитником веры, участвовал в событиях при осаде Вергиля. В романе идет смешение как реальных, так и вымышленных, фантастических образов. По мнению автора, в мире, который никогда не будет совершенен, происходит постоянная борьба Добра и Зла. В его видении, защита добра при помощи силы, это «Зло во имя добра». Отсюда частые упоминания имени Сатаны в его творчестве.
Писать стихи он начал рано и всегда их кому-то посвящал: матери, В.Цою, В.Высоцкому, любимой, друзьям. У него был цикл стихов о людях покинувших Родину, о первой и единственной любви — Юлии. Айлита Михайловна обнаружила на даче тетрадь Гены с ранее не известным рассказом «История индейских долин или Моя жизнь в Северной Америке» и подарила нам. В конце указана дата написания – 1985 год. Гене было 13 лет.
Как-то отец подарил сыну гитару на день рождения. Он полностью отдался новому увлечению и уже никогда ему не изменял. Появилась масса различных стихов, переложенных на музыку. В 14-15 лет Елена Геннадиевна стала помогать сыну организовывать первые концерты.
Когда Гене было 17 лет и он «еще просто бренчал на гитаре», он попал в клуб самодеятельной песни «Апрель» и познакомился со Стасом Аршиновым. Тот рекомендовал его на IV фестиваль самодеятельной песни, в город Набережные Челны. Там Гена познакомился с бардом Михаилом Трегером, которого назвал своим «крестным отцом на сцене». Именно Михаил заставил прослушать нашего героя. Гена получил почетную грамоту за авторскую песню. Это был его первый заметный успех. В 1984 году он написал бард-оперу «Гул». Это история о том, как в 3028 году до н. э. главный герой был создан Гулом, но сумел войти в противостояние с этой силой, так как понял порочную сущность своего создателя. Гул — в понимании автора, это разряженное пространство, которое образуется на стыке между Добром (Богом) и Злом (Дьяволом)
Гена Мигачев в первом ряду, с гитарой
В 1989 году Гена окончил школу, и нужно было сделать дальнейший выбор. В первый год он никуда не поступил. На следующий год поступил в энергоинститут, бросил, в медицинском институте проучился меньше месяца, тоже бросил, пошел в ПТУ, где учился ровно неделю. Он убеждал мать, что не может тратить время на учебу – и стал жить как свободный художник. Стихи, музыка, творческие встречи, поиск новых тем и людей заполняли все его время. Круг его слушателей заметно расширялся. Были радиопередачи, аудиокассеты. В мае 1992 года должны были начаться съемки на телевидении.
В который раз я перелистала томик стихов Гены. Большинство из них написано с 1989 по 1992 год. Это время принято называть перестройкой. Наверное, только в таких условиях Гена мог проявить себя в полной мере и смел сказать:
«Мне часто говорят - давай работать в этом или том стиле... Я никогда не подчиняюсь всеобщему течению... буду писать песни только по той тематике, которая мне близка, и буду писать так, как я это вижу, а не так, как кому это надо...».
Чувствуется, что в песнях Гена – уже сложившийся поэт и музыкант. Себя он называл «поющий поэт».
Знакомясь со стихами Гены и его прозой, приходишь к мысли, что он осознал нечто не доступное простым людям. Он как бы находился в другом мире, в другом измерении. Гена так сказал об этом в стихотворении «Долина любви»:
Моя природа –
двойственный диполь.
Мы в двух мирах и это –
неизбежность...
Роман «Сгинувшая лига XIV века» относится к историко-фантастическому жанру. Наряду с реальными фактами и событиями – совершенно фантастические образы. Подобных образов много и в поэзии Гены. Ему нравится быть «бунтарем, бесстрашным и свободным». Гена ставил перед собой массу вопросов и пытался находить ответы. Для него не было авторитетов.
Честно сказать, не все сразу понимали стихи и песни Геннадия, но всех пленяло и очаровывало его эмоциональное состояние. В творчестве Геннадия отражено трагическое предчувствие смерти. Как грустно и непоправимо звучит, например, эта строка: «Меня не было, нет, и, наверное, больше не будет...». А за четыре месяца до смерти он написал стихотворение «Похороны», и там есть такие строки:
От горла к животу кровавый ров
Блестит, напоминая кровь
Мадонны,
Но чу! Я снова слышу трубный
рев,
Похоже, снова чьи-то похороны.
Геннадий Мигачев или Жан д'Алевье постепенно превращался в довольно известного барда. Все в жизни складывалось очень хорошо. 13 мая должны были состояться съемки на телевидении, он создал свой ансамбль и работал над репертуаром. В сентябре его с друзьями пригласили на прослушивание к Бари Алибасову, в том же месяце он решил жениться и даже затеял в квартире ремонт.
Все изменилось в ночь па 12 мая 1992 года. Они репетировали допоздна, а когда спохватились, транспорт уже не ходил. Трое ребят пошли по пустынному шоссе. Они шли в хорошем настроении, напевали песни, дурачились. Белая «Волга», мчавшаяся на большой скорости, сбила всех троих – и уехала. Когда один из ребят, придя в себя, буквально, дополз до телефона, Гена еще был жив. Он скончался в больнице через два дня, не приходя в сознание.
Убийцу не нашли. Белых начальственных «Волг» в то время было немного, и найти преступника было нетрудно. Это можно сделать даже сейчас, но убийцы поэтов у нас остаются безнаказанными.
На похоронах Гены было очень много народу, цветов, постоянно звучали его песни. Для многих молодых он уже становился кумиром. Для бабушки и матери смерть Гены стала настоящим горем.
После долгих раздумий Елена Геннадиевна решила издать произведения сына. Она бросила работу, науку, продала квартиру, на своей даче стала выращивать розы и продавать их. На эти деньги она купила бумагу для книги, и уже через полгода вышел первый том Геннадия Мигачева, а через два года – второй. Нашлись спонсоры и добровольные помощники. Много книг Елена Геннадиевна просто раздавала и несколько десятков экземпляров подарила нашей школе.
Так началась вторая жизнь сына. О нем заговорило телевидение, его стихи печатались в различных изданиях. Писатель Рафаэль Мустафин назвал Геннадия Мигачева «человеком необычайно талантливым, высоко одаренным». Елена Геннадиевна расцвела, появился смысл в жизни. Возникла идея издать песни Гены на лазерных дисках. Но 4 сентября 1998 года мать Гены была убита.
Она сама открыла убийцам дверь, их было двое. Насколько нам известно, убийц не нашли. Родные не любят разговаривать на эту тему. Мотивы преступления не ясны. В доме ничего не взяли. Р.Мустафин считает, что мать пыталась найти убийц сына сама (она не верила следственным органам), он высказал предположение: «Нет ли какой-нибудь связи между двумя этими гнусными преступлениями?»
Общаясь с друзьями и знакомыми Гены и его мамы, мы пришли к мнению, что это убийство связано с бизнесом Елены Геннадиевны. Эта версия нуждается в веских доказательствах, а таковых у нас пока нет.
Геннадий Мигачев оставил после себя два полноценных тома сочинений. Он написал около 600 стихотворений. Пускай его творчество небезупречно, но у него были стихи-песни с прекрасным слогом, виртуозными рифмами и метафорами, музыка, наполненная богатством и разнообразием аккордов. Полагаю, что это был хороший, талантливый человек, а вся чертовщина, которая мелькает в его прозе и стихах в виде дьявола, сатаны, зла – это возрастное, что непременно с годами прошло бы, и нам остался бы просто хороший Поэт.
Мы сделали только первую попытку разобраться в жизни и творчестве Геннадия Мигачева, но вся работа по изучению его наследия еще впереди. Есть идея создать музейный уголок Гены в школе №120. Для этого у нас достаточно материала: его гитара, аудио- и видеокассеты, его книги, газетные статьи, фотографии, автографы, документы и пр.
Почему вся страна знает имена «авторитетов» и названия преступных группировок? И почему бы ей не знать о 20-летнем парне, оставившем после себя богатое литературное наследие?
Сегодня, когда молодежь в большинстве своем занята поисками развлечений, Геннадий Мигачев является редчайшим исключением. Потому что всего себя посвятил духовным поискам и творчеству.
В 1994 году член Союза писателей РТ, главный редактор журнала «Татарстан» Рафаэль Ахметович Мустафин в предисловии книги Мигачёва «Сгинувшая лига XIV века» писал:
«Г.С. Мигачёв молодой, безвременно ушедший из жизни поэт и бард, уже приобрел имя в республике и за её пределами после выхода книги «Меня никогда не было». Трудно назвать такой орган печати, в котором не печатались бы благожелательные отзывы о ней. Вот почему у меня нет никакого сомнения в необходимости издания новой книги.
Представленная рукопись не только подтверждает прежнее, уже прочно сложившееся мнение о Мигачёве Г. С., как о человеке необычайно талантливом, высокоодаренном, но и открывает новые грани его таланта. Мы видим его и как очень поэтичного, романтичного прозаика, и как сказочника, и как автора философских эссе, и просто как человека думающего о жизни, о себе и о людях в своих дневниковых записях. […]
Книга Г.С. Мигчева, без всякого сомнения, внесет вклад в духовную жизнь республики и «страны поэзии» в целом.
Гена и его мама были людьми из другого мира. Мира добра, поэзии, творческих исканий. А в этом мире – мире корысти, денег, насилия и зла – их больше нет...
Мария КОЧНЕВА
«Казанские истории», №21, 2004