Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Жиганов Назиб Гаязович, композитор, общественный деятель
- Любовь АГЕЕВА
- 28 мая 2008 года
На одном из концертов Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, на котором звучала музыка Назиба Жиганова, слушателям напомнили, что известное утверждение о том, что вместе с человеком после смерти уходит весь его мир, применимо не ко всем.
Есть люди, которые оставляют часть своего мира живущим, а потому их имена остаются в памяти потомков.
К таким людям относится и талантливый композитор, выдающийся государственный и общественный деятель Назиб Жиганов, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат трех Государственных премий Советского Союза.
След, который он оставил в музыкальном искусстве Российской Федерации, столь заметен, что вряд ли есть награда, которая в полной мере выразит его роль. Трудно переоценить историческую значимость личности, волею судьбы имевшей отношение к созданию современной музыкальной культуры татарского народа. Назиб Жиганов имеет самое непосредственное отношение к созданию Татарского театра оперы и балета, республиканской филармонии, Государственного симфонического оркестра РТ, специальной музыкальной школы при консерватории. А первым его детищем была сама консерватория, ректором которой он работал до последнего дня.
Назиб Жиганов ушел из жизни 20 лет назад, в ночь на 2 июня 1988 года, после триумфального представления в Уфе его оперы «Джалиль».
За эти годы сделано немало, чтобы увековечить память выдающегося деятеля. Казанская консерватория получила имя своего создателя – таково было решение Министерства культуры РФ. Издательство Казанской консерватории издало двухтомник о Жиганове. Регулярно проводится республиканский конкурс юных пианистов на лучшее исполнение сочинений композитора. Есть на небе малая планета, которая носит имя Жиганова. О многом говорит тот факт, что в календаре, изданном в Москве на стыке тысячелетий, в 2001 году, его имя – среди 12-ти выдающихся деятелей музыкального искусства России XX столетия – Прокофьев, Шостакович, Уланова, Рихтер, Мравинский, Жиганов…
Квартира в доме на улице Малой Красной, в которой композитор жил 18 лет, получила статус мемориального музея. Это один из филиалов Национального музея Татарстана. С идеей создать музей Жиганова выступило правление Союза композиторов СССР. К Президенту Татарстана обращался по этому поводу сам Тихон Хренников. Поддержала идею и музыкальная общественность Казани. Однако решение было исполнено не сразу. Помогло вмешательство Минтимера Шаймиева.
…Когда-то квартира ректора консерватории казалась мне огромной. Сегодня она сильно уступает по размерам апартаментам чиновника средней руки. Здесь все, как было при Назибе Гаязовиче. На рояле фирмы Seiler – две его фотографии. Одна – на конверте пластинки с Симфонией №9. На другом снимке – совсем еще юный Жиганов, воспитанник детдома (снимок из фондов Национального музея РТ).
Две вехи из яркой жизни талантливого человека. В двух книжных шкафах много других фотографий – вместе с Ниной Ильиничной и детьми – сыновьями и дочерью. Здесь же – снимки известных композиторов с теплыми автографами – Шостаковича, Хачатуряна. Они расставлены в таком же порядке, в каком хотел их видеть хозяин кабинета. На полках – книги, художественные и искусствоведческие, многочисленные нотные сборники.
На одном из шкафов – бюст композитора работы Баки Урманче (они были большими друзьями). На картине Урманче – вид окрестностей Уральска – там композитор родился. Возле письменного стола, за которым Назиб Гаязович работал, вечнозеленая пальма, которую он вырастил сам…
Огромную ценность представляет уникальный архив музея – рукописи почти всех сочинений композитора, изданные партитуры и клавиры, письма и автографы Дмитрия Шостаковича, Бориса Покровского, Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна, Мустая Карима, татарских деятелей искусств. Очень жаль, что посетители не видят книг и журналов с пометками Жиганова. Однажды в одном из журналов, который Назиб Гаязович дал мне почитать, я нашла беглую запись какого-то сочинения. Музыка рождалась не только за роялем…
В квартире на Малой Красной (дом можно узнать по мемориальной доске) Жиганов написал 15 симфоний. В содружестве с известным дирижером Фуатом Мансуровым здесь родились новые редакции опер «Алтынчач» и «Джалиль». В кабинете впервые прозвучали фортепьянные циклы «Двенадцать зарисовок» и «Матюшинские эскизы», которые исполнил талантливый музыкант Марат Сиразетдинов.
Стоит отметить, что рояль – не просто музейный экспонат. Время от времени за него садятся гости музея – профессиональные музыканты и юные дарования. Посетителям музея показывают две комнаты – кабинет и гостиную, правда, только с порога. Как иначе сохранить бесценные экспонаты музея?
Н.Жиганова и Л.Жигалко придумали массу ухищрений, чтобы сделать экскурсию более наглядной. Например, сформировали «Портфель экскурсовода» с увеличенными фотографиями. Одной из форм общения работников музея с посетителями (а это в основном дети) стали театрализованные лекции-концерты, которые проводятся в содружестве с гимназией №90 при активном участии М.Лопатиной.
Хозяйкой мемориального музея является жена композитора – Нина Ильинична Жиганова. В одной из наших бесед я спросила ее, не хочет ли она перебраться в Москву, где жила до встречи с Назибом Гаязовичем, где живут ее сыновья и внуки.
– Нет, я не могу уехать отсюда! – ответила она. – Это значило бы – оставить его здесь одного... Не могу себе представить, как буду приезжать к нему раз в год…
Уже несколько лет Н.Жиганова пытается объяснить тем, кто принимает ответственные решения, что музей не может существовать в таких стесненных условиях. Здесь нет возможности создать фотодокументальную экспозицию (а можно было бы рассказывать не только о Жиганове, но и об истории татарской музыки в 1945-1988 годах). В квартиру не могут одновременно войти больше десяти человек.
Выход из этого положения есть – стоит присоединить к музею соседнюю двухкомнатную квартиру. Тем более что соседка согласна. Конечно, при условии, что ей предоставят такую же квартиру в центре города. Но квартиру предлагали в Азино, Кировском районе…
Руководству Национального музея решить этот вопрос не по силам, хотя генеральный директор Г.Назипова чем может помогает сотрудникам мемориальной квартиры. Характер этого вялотекущего процесса, идущего на моих глазах, даже трудно определить: то ли, действительно, есть непреодолимые объективные трудности, то ли этими трудностями прикрывают явное нежелание решить вопрос кардинально. Неужели опять не обойтись без личного участия Президента?
На днях состоялся концерт «Музыкальное приношение Назибу Жиганову». Сочинения композитора исполняли как профессиональные артисты, так и музыканты начинающие – студенты консерватории, лауреаты конкурса юных пианистов. Украшением концерта стало блистательное выступление известного российского музыканта Рэма Урасина. Особой симпатией зрителей был отмечен студент второго курса консерватории Филюс Кагиров, исполнивший арию Джика из оперы «Алтынчач».
Концерт памяти проходил в здании на улице Пушкина, где в 1945 году была открыта Казанская консерватория (из-за капитального ремонта на Большой Красной вуз вернулся в свой первый дом).
Вроде есть в этом факте что-то символическое, но не отделаться от досады – не слишком ли мал зал для такого случая? Увы, нет в Казани улицы Жиганова.
Пока не решен вопрос о памятнике композитора. Принципиальное решение вроде бы есть, но предложенный вариант был столь неприемлем, что пришлось стучаться в двери высоких кабинетов, чтобы ТАКОЙ Жиганов в Казани не появился. Спасибо за это решение министру культуры Зиле Валеевой.
В 2011 году Назибу Гаязовичу Жиганову исполнилось бы 100 лет. Будем надеяться, что решение Правительства РТ о праздновании юбилея нашего выдающегося современника появится своевременно и у нас будет время, чтобы достойно подготовиться к этому событию. Соответствующие предложения музейщики передали в Министерство культуры.
Маленькая подробность из личной жизни композитора. Бывая на Арском кладбище, я кладу рядом с надгробным бюстом Жиганова работы его друга – выдающегося питерского скульптора Михаила Аникушина нечетное число цветов, нарушая тем самым вековую традицию. Но именно так делал в подобном случае сам Назиб Гаязович. По всей вероятности, выражая тем самым протест против самой мысли о том, что человек не вечен.
Да, такие люди, как Назиб Жиганов, бросают вызов судьбе. Может, потому, что симфонию своей судьбы они пишут сами…
Фото сделано 1 июля 1988 года в Уфе, после концертного исполнения новой редакции оперы "Джалиль". Это последний снимок композитора. 2 июля его не стало
«Одним из главных качеств его личности была особая заинтересованность в движении жизни, продвижении хороших, полезных идей. Назиб Жиганов не терпел статики, уютного покоя. Ради осуществления большой творческой созидательной идеи, ради приближения ее осуществления он мог неистово трудиться, не жалея никаких сил, а порой и здоровья… Это он, Назиб Жиганов, шаг за шагом строил современную историю национальной культуры, татарского музыкального искусства на принципиально новом смысловом уровне. Он мечтал об искусстве татарского народа, идущем от самых корней его духовности, его уникальных особенностей, об искусстве собирательном, вобравшем в себя все предыдущие достижения».
Альберт ЛЕМАН, композитор, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, народный артист России, лауреат (25 лет работал в Казанской консерватории вместе с Н.Жигановым в консерватории).
«Творчество Жиганова – это творчество не татарского только композитора, как творчество Чайковского не является творчеством русского только композитора, а Верди – итальянского. Это очень важное явление в развитии всей культуры человечества, когда в каком-то звене проявляется общечеловеческая сила духовного общения людей… Жиганов является тем тружеником, который с татарской душой вошел в общий ансамбль мировой музыкальной, шире – духовной культуры».
Борис ПОКРОВСКИЙ, режиссер-постановшик оперы «Джалиль»
в Большом театре Союза ССР
2008 год