Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Грот от архитектора Карла Мюфке
- 20 сентября 2010 года
Тема выпускного диплома Юлии Игоревны Глазыриной (Фроловой) — «Реставрация собственного дома архитектора К.Л. Мюфке».
Она закончила с красным дипломом Казанский архитектурный государственный университет (кафедра реставрации и реконструкции архитектурного наследия) в 2008 году. Аспирантка с 2009 года.
С момента проведения изысканий для дипломной работы накопила большое количество информации по известному казанскому архитектору Карлу Мюфке, в связи с этим решила продолжить изучение его творчества уже в аспирантуре. Участвовала в двух конференциях с докладами по творчеству Людвига Карловича. Имеет несколько публикаций по данной теме. Предложила публикацию и нашей газете.
Карл Герман Людвиг Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года. Окончив Воронежскую гимназию, в 1886 году Мюфке поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. В 1896 году, выполнив итоговую работу – проект военно-исторического музея, с отличием окончив училище со званием архитектора-художника.
По завершению академии в качестве награды за успехи в учебе молодой архитектор отправляется в Италию, Францию, Германию, Австрию. Пребывание Мюфке в этих странах обогащает его творческий арсенал, он обмеряет и зарисовывает лучшие архитектурные сооружения. Изучение классической архитектуры Европы способствует формированию его вкуса, что видно в его архитектурных творениях. По возвращении в Россию в 1897 году Мюфке получает назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу (бывшую в ведении Академии художеств).
Архитектурное образование Казани имеет достаточно долгую самостоятельную историю. Ближе к 1890-м годам повышение качества архитектурного образования в быстро развивающейся Казани стало актуальным вопросом. В 1897-м году было решено организовать архитектурное отделение в Художественной школе. В разработке первой программы архитектурного отделения принимали участие архитектор А. Смирнов, академики архитектуры Г.И. Котов и М.Т. Преображенский.
В январе 1897 Карл Людвигович приезжает в Казань, где его назначают руководителем архитектурного отделения. Он активно принимает участие в его становлении. В 1898 году Мюфке назначают заведующим Художественной школой.
Диапазон преподавательской деятельности Мюфке охватывал такие дисциплины, как история архитектуры, теория перспективы и теней, строительное искусство. Он руководил практическими занятиями по архитектурному проектированию, черчению и рисованию. Программа обучения была тщательно проработана. Архитектурное образование было основано на подробном изучении истории и теории архитектуры, с выполнением чертежей, набросков с классических архитектурных элементов. С четвертого года обучения ученики начинали выполнять самостоятельные проекты, при том внимание уделялось проектированию зданий утилитарного назначения – дач, больниц, школ в классических стилях («ренессанс», «ампир», «русский», стиль «модерн» получил свое развитие в Казани позже). Программой обучения предусматривалось максимальное приближение обучения студентов к их будущей работе, они нередко совмещали практическую работу на стройках с учебой, работали в казанских службах.
Открытая 9 сентября 1895 года по решению Императорской Академии художеств Художественная школа не имела своего здания, поэтому она располагалась в здании по ул. Горького, 16/9, где места для нормального функционирования школы не хватало. И Карл Людвигович, будучи заведующим школы, и Н.Н. Белькович, бывший заведующий, в январе 1900 года добиваются разрешения на строительство собственного здания школы на Грузинской улице (ныне улица Карла Маркса,70).
В конце XIX – начале ХХ в Казани, да и в других губернских городах наиболее «популярным» стилем оставалась эклектика. В этом стиле архитекторами заимствовались только декоративные элементы, а не функциональное построение и конструкции здания. И в отличие от традиционной эклектики Мюфке выбирает композиционно-планировочный подход, близкий к модерну: проектирование изнутри – наружу, что можно будет проследить и далее, в последующих его постройках (собственный дом на Кирпично-Заводской улице в Казани, университет в Саратове). Для Художественной школы Карл Людвигович выбирает популярный тогда пышный и богатый «русский стиль». Он не «цитирует» старинные русские мотивы, а легко импровизирует на их тему. Это единственный проект зодчего в данном стиле. На фасадах сочетаются кремовая плоскость отделки первого этажа и отштукатуренные элементы с остальными этажами, выполненными в кирпиче.
Здание Художественной школы полностью подчинялось своему функциональному назначению: специальные классы для утреннего и вечернего рисунка, классы с зеркальными окнами, великолепный актовый и выставочные залы, целиком остекленный 3-й этаж, предназначенный для мастерских художников. Здесь, как и в дальнейших постройках Мюфке, – богатые интерьеры, много стекла, декора, цвета, необычные, интересные потолки.
Интересен тот факт, что Карл Людвигович покупал на свои деньги некоторые материалы для строительства, так, например, имеются сведения о покупке зодчим каменных колонн, украшающих входную группу.
После пожара, произошедшего в декабре 1903 года, были заменены пирамидальные «чердаки» на боковых ризалитах на коньковые, центральная пирамида заменена на стеклянный шлемовидный шатер. К 1905 году строительство успешно завершилось, в честь чего Карл Людвигович был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
Здание ныне кардинально перепланировано, забиты витражи, в плохом состоянии внутреннее убранство. Долгое время в нем находилось одно из учебных зданий КАИ, ныне оно возвращено художникам – здесь находятся аудитории Казанского художественного училища и Казанского филиала Академии художеств (г.Москва) – Ред.). В 2005 году был отреставрирован фасад здания, в данный момент ведутся внутренние реставрационно-восстановительные работы.
Мюфке весь свой досуг отдавал школе, устраивая творческие вечера, воскресные занятия, постановках театра, выставок и так далее. Здесь он и познакомился со своей будущей женой, ученицей школы – молодой художницей Наталией Арбузовой, сестрой известного казанского ученого-химика Александра Ерминингельдовича Арбузова. Они обвенчались 21 января 1900 года в Варваринской церкви Казани. В 1901 году родился их первенец – Александр, в 1903 году – Константин. Эти имена были традиционными по линии Мюфке.
Видимо, как раз в этот период, параллельно со строительством Художественной школы, Карл Людвигович приобретает или получает участок земли на ул. Кирпично-Заводской (ныне ул. Х.Атласи), 28, недалеко от училища, для строительства собственного дома. Особняк является одним из первых примеров модерна в Казани. Это ассиметричный дом в два этажа с мезонином и подвалом. Композицию составляют крупные массы выступающих объемов, продиктованных внутренней организацией. В особняке сочетаются готические, китайские и классические «модерновые» мотивы. В экстерьере можно проследить богатую пластику окон, балконов.
Дом имел достаточно богатые интерьеры, разноуровневые полы, разнообразные кессонные деревянные потолки, множество декоративных деревянных элементов в убранстве. Особняк на протяжении всей истории своего существования, меняя хозяев и функциональное использование, перестраивался и видоизменялся достаточно сильно. Важно то, что практически все переделки велись в стиле первоначальной постройки, об облике и внутреннем устройстве которой можно судить лишь по старым фотографиям и воспоминаниям жильцов. Например, изначально парадный вход в особняк был с восточного фасада, сейчас он заменен на окно; бокового пристроя с лестницей не существовало до 1960-х годов – лестница находилась в центре дома. Интерьеры особняка пострадали в большей степени, утеряны почти все декоративные потолки, оригинальная отделка помещений, подлинные лестницы и некоторые двери, окна, перила. Сейчас в особняке находится детский сад.
В этом доме на Кирпично-Заводской Мюфке вместе со своей семьей и семьей жены жил периодически вплоть до отъезда в Саратов 1909 году.
Примечательно, что в собственной автобиографии Карл Мюфке упомянул лишь два своих проекта, осуществленных в Казани – это Художественная школа и проект переустройства Казанского государственного университета (ул. Кремлевская, 18).
С 1901 по 1909 года Мюфке одновременно со службой в Художественной школе состоял на должности архитектора-строителя Казанского университета. Его переустройство было приурочено к 100-летию университета и предполагало значительное расширение площадей для создания новых факультетов и институтов. Архитектор запроектировал новые симметричные трехэтажные пристрои – западный и восточный, соединенные с главным корпусом. При жизни Карла Людвиговича «по его проекту и под его наблюдением» была произведена постройка западного пристроя, предназначавшаяся для физико-математического и юридического факультетов. восточный пристрой для анатомического, физического, химического и гигиенического институтов и некоторые другие проекты не были осуществлены по причине отсутствия финансирования.. В 1904 году началась Русско-Японская война, потом революция 1905 года. В 2003 году «Восточный пристрой» был осуществлен с некоторыми изменениями.
Проекты были выполнены в стиле русского классицизма, сохранен общий вид и дух памятника архитектуры зодчего Пятницкого. Однако на чертежах, подписанных К.Л. Мюфке, которые ныне хранятся в Национальном архиве Республики Татарстан, здание университета выполнено в стиле, приближенном больше к модерну, чем к классицизму. Данный проект Мюфке, хоть и имеет подпись согласования, так и не был реализован в этом виде. Но уже в его более позднем, осуществленном проекте Саратовского университета можно увидеть элементы, которые были заложены в проекте Казанского университета.
Немаловажен и тот факт, что Мюфке составил и реализовал и проект реконструкции и перепланировки главного корпуса университета. Основной корпус был на то время очень неудобен для студентов, планировка, созданная П.Г. Пятницким при предыдущей реконструкции, имела ряд недостатков. Карл Людвигович, изучив и проработав различные варианты перестройки, создал широкие и просторные коридоры, усовершенствовав планировку здания, обогатив его интерьеры. Мюфке создал продуманные пространства, отвечающие потребностям Казанского университета на то время.
В 1904 году почетный гражданин Казани А.К. Ушков приобретает участок (квартал) по улице Кремлевской, 33, где предполагает перестройку и достройку существовавших трех зданий. Для этого привлекается К.Л. Мюфке. Карл Людвигович искусно соединяет здания в единое целое, реконструирует и видоизменяет фасады.
Убранство фасадов «Дома Ушкова» (в некоторых источниках «Дом Ушковой») (ул. Кремлевская, 33) выполнено в стиле, приближенным модерну. Большие плоскости окон, обилие декоративных элементов, животные мотивы в отделке как экстерьера, так и интерьера. Главный вход украшает вензель «ЗУ»– по имени Зинаиды Ушковой, по некоторым данным – сестры Ушкова, до другим – жены, подарком для которой и являлся этот особняк. Угол дома украшен круговым эркером, сделанным по мотивам Воскресенского собора, стоявшего напротив усадьбы.
Помещения и первого и второго этажей выстроены по анфиладной системе. Первый этаж был отдан под магазины, второй – под жилье. Сохранилась и первоначальная внутренняя планировка дома, и богатые интерьеры. Согласно вкусам конца ХIХ – начала ХХ века, каждое помещение отделано в разных стилях. Основной вход выводит на парадную лестницу в «китайских» мотивах с богатыми витражами-картинами, расписанными стенами-панно, обрамленными деревом, с имитацией под бамбук, позолоченными деталями в убранстве лестницы, дверей, и, конечно, излюбленными материалом Мюфке в украшении интерьеров – деревом.
Парадный зал выполнен в стиле ампир с военной тематикой, часто встречается вензель N– Наполеон. Столовая оформлена в стиле средневековых немецких замков потолки и стены выполнены в дереве в готических мотивах, Зеленая гостиная – в стиле рококо, здесь сохранился один из двух богатых каминов из зеленого итальянского мрамора. Достопримечательность особняка – комната грот – выполнена как пещера с проросшими растениями и диковинными животными.
Национальная библиотека РТ находится в бывшем доме Ушкова. Фото Лизы КОННОВОЙ
Все интерьеры выполнены со вкусом и изяществом. Мебель в комнатах была подобрана соответственно стилям. Как и в других творениях Мюфке, здесь важное значение имеет оформление потолков, разнообразие деревянных элементов, украшений, уделено внимание абсолютно всем деталям – от мебели до ручки.
В 1908 году постройка особняка была закончена. В октябре 1917 года дом у хозяев отобрали, а в 1919 году здесь открылась Республиканская библиотека им. Ленина.
Хотелось бы упомянуть интересный факт по архитектурным памятникам Казани. Несколько построек начала ХХ века в Казани имеют похожие входные двери – это дом Сандецкого на ул. Карла – Маркса, 64/29, дом Журавлева на ул. Островского, 15, особняк Юнусовых – Апанаевых на ул. Тукая, дом по улице Муштари, 20 и – Дом Ушкова, где, по некоторым данным, эскизы элементов декора выполнял сам Мюфке. Вполне может быть, что столярная мастерская, изготавливавшая эти двери, могла использовать чертежи Карла Людвиговича.
В 1907 году от продолжительной тяжелой болезни умирает любимая жена Карла Людвиговича. «Мое горе действительно велико, я потерял самое дорогое для меня существо…» Хоть болезнь и длилась длительное время (у Наталии была саркома), резкая смерть жены стала для Мюфке неожиданностью. Немного позже умирает и отец Карла Людвиговича. Эти события меняют жизнь преуспевающего архитектора.
В 1909 году доктор медицины, профессор В.И. Разумовский назначается ректором Саратовского университета, но на условии, что на должность строителя-архитектора будет приглашен его старый друг – Мюфке. И с 1909 года Карл Людвигович живет в двух городах, в Казани, где школа и сыновья, оставленные на попечительство родителей умершей жены, и Саратовом, где планируется строительство комплекса Саратовского университета.. В Саратов вместе с зодчим переехал и его бывший студент, техник-строитель В.Д. Рогозин, помогавший Мюфке.
С 1909 по 1911 год Мюфке работал над проектом университета, неоднократно переделывая и видоизменяя его. 15 августа 1909 года он представил план и смету строительства университетского городка. Мюфке запроектировал продуманный комплекс зданий с единым композиционным восприятием в целом, но с различными фасадами и «сценариями» по четырем улицам, окружающим его – Московской, Астраханской, Б. Казачьей, Университетской. Первыми были построены два симметричных здания Института экспериментальной медицины по ул. Московской. В этих проектах еще наиболее четко прослеживаются черты творчества Карла Людвиговича, присущие ему в казанский период его деятельности. Корпус Анатомического театра (фасад на улицу Большую Казачью) запроектирован в уже более классических формах, но с обязательными элементами модерна в интерьерах. Эти три здания образуют ядро постройки. Физический IV корпус, построенный в 1913 году, и построенный в 1952 году V корпус замыкают короткие стороны участка.
В некоторые из проектов были внесены изменения петербургским архитектором Л.П.Шишко, служившем при строительном комитете Министерства народного просвещения. Как и в Казани, на строительстве зодчему помогали наиболее талантливые студенты-практиканты Академии художеств и молодые архитекторы. Многое из запланированного не было реализовано или построено позже, но важно то, что генеральный план и первоначальная задумка комплекса не сильно видоизменена не сегодняшний день.
Недалеко от университета Карл Людвигович запроектировал три здания для клинического городка – глазной, кожно-венерологической, акушерско-гинекологической и детской клиник, а также прачечной, кухни и других хозяйственных строений. Все постройки как университета, так и зданий клиник выполнены в классическом стиле, но в некоторых проектах присутствуют элементы модерна. Внутренняя планировка тщательно продумана, интерьеры богаты, функциональны.
Мюфке становится все труднее жить в двух городах. И в начале учебного 1912 года он просит об отставке из Художественной школы.
В Саратове Мюфке встречает новую спутницу жизни. Второй супругой Карла Людвиговича стала Анастасия Михайловна Ногина, которая было младше его на 22 года. Обвенчались они также в Варваринской церкви в Казани 15 января 1916 года. Общих детей у них не было. В 1913-м году Мюфке окончательно перевозит к себе живших у бабушки сыновей.
Местом жительства семьи стал новый дом – особняк по ул.Вавилова, 51, построенный из бракованных материалов, оставшихся со строительства университета. Экстерьер и интерьер дома выполнен в классическом стиле. Богатое убранство имеет только главный фасад, боковые и дворовой не украшены. Сегодня двухэтажный особняк – это жилой дом на четыре квартиры, больше похожий на «коммуналку». Особняк находится в очень плохом состоянии, практически все интерьеры утеряны, сохранились лишь некоторые декоративные потолки и проемы.
Начиная с 1920 до 1924 год Мюфке занимался не только архитектурной и строительной деятельностью, но был также и преподавателем в Саратовском политехническом институте, в Саратовском инженерно-практическом институте.
В последующие годы Мюфке были составлены проекты достройки и перестройки здания бывшей Мариинской церкви под фундаментальную библиотеку университета, в 1929 году – проект нового здания библиотеки, проект «Дома для экспериментальных животных университета».
Умер Мюфке 13 февраля 1933 – в года «голодомора» в России, после продолжительной болезни и истощения, в возрасте 65 лет.
Немаловажно упомянуть, что скончался Мюфке в полном одиночестве, на похоронах его присутствовало лишь несколько человек. Только недавно на его могиле установлен памятник. Судя по его духовному завещанию, конец жизни знаменитый архитектор прожил весьма скромно, подрабатывая вышивкой. Почему рядом с ним не оказалось ни детей, ни жены не известно.
На протяжении творческого пути Карл Людвигович формировал свой собственный стиль, почерк, совершенствуя его и развиваясь как архитектор-строитель. Мюфке большое внимание уделял совершенству всех деталей, продуманному конструктивному решению, он старался проектировать свои здания в комплексе, сочетая элементы и интерьера, и экстерьера. Все его постройки индивидуальны, но видны и характерные черты его творчества. Например, преувеличенные выносы карнизов, зрительное горизонтальное деление фасада, сложный конструктив крыш, а в интерьерах – обилие деревянных декоративных элементов, интересные лестницы, богатая пластика потолков и прочие особенности.
Как для Казани, так и для Саратова Карл Людвигович Мюфке является значимым деятелем не только благодаря своим архитектурным проектам, которые в этих городах на данный момент являются памятниками архитектуры, но и своей педагогический деятельностью – воспитанием поколения талантливых архитекторов, творивших в последующее время.
Юлия ГЛАЗЫРИНА
Фото предоставлены автором
Использованные материалы
- Осятинский А.П. Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове. Изд-во Саратов. Ун-та, 1984.
- Ключевская Е.П. Казанская Художественная школа 1895-1917.– СПб.: изд.»Славия», 2009.
- Бичанина. З.И. Созидатель: очерк жизни и творчества К.Л. Мюфке. М.:АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008.
- Саначин. С.П. Статья журнала « Казань», № 9-2/1996.
- Автобиография К.Л. Мюфке (СОМК. 21780/3)
- Материалы фонда Дома-музея Арбузовых
- http://www.sgu.ru/