Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Одинокий путь» Каюма Насыри
- 18 декабря 2010 года
Во времена жизни и творческой активности Каюма Насыри «фанатичные приверженцы ислама и реакционно-настроенные мусульмане, лютой ненавистью ненавидевшие любые отступления от правил», иначе как «урус-Каюмом» не называли выдающегося просветителя того времени.
Я живу в национальной республике, каждый день слышу татарскую и русскую речь, и для меня нет ничего удивительного в том, что две культуры сосуществуют вместе. Хотя не так давно все было «с точностью до наоборот».
«Одинокий путь»
Родившись 2(14) февраля 1825 года в семье людей высокообразованных, Каюм Насыри (настоящее имя и фамилия – Габделкаюм Габденнасырович Насыров) с измальства стремился к знаниям. Логично, что следующим этапом, после получения им первоначального образования в мектебе своего отца, стало поступление Насыри в медресе пятого прихода в 1841 году, где он учился 14 лет. В совершенстве овладев арабским, персидским, турецким и татарским языками, будущий просветитель тайно начал изучать русский язык.
И тут возникает вполне обоснованный вопрос: для чего человек, имевший прекрасную возможность жить в материальном достатке, иметь почет и уважение, осознанно выбрал себе ярлык «предателя», или как его называли единоверцы «сатлык»?! Да просто получив максимальное образование, Насыри явственно ощутил его недостаточность. И чем больше он познавал русскую культуру и науку, тем ярче становилось его желание донести это до своих соплеменников, до своего горячо любимого им народа.
Итак, после окончания медресе в 1855 году Каюм Насыри был приглашен на должность преподавателя татарского языка в Казанское духовное училище. Параллельно с преподавательской деятельностью он усердно и неустанно собирал материалы по татарскому фольклору: пословицы, поговорки, загадки, песни, а затем передавал эти материалы на рассмотрение Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В награду за преданность своему делу Каюм Насыри был избран действительным членом этого Общества.
Тесное общение с русскими преподавателями, многолетняя работа в Казанском духовном училище усилили его интерес к русской культуре. В итоге Каюмом Насыри в 1871 году открыта первая в Казани школа для обучения татарских детей азам русского языка, что, стоит заметить, было весьма отчаянным предприятием по тем временам.
В этом доме работает музей Каюма Насыри
Вход в музей Каюма Насыри. Фото Владимира Полозова
Он считал, что татары, живя в России, должны знать ее историю, культуру и русский язык. По мнению реакционеров же, образование не должно было выходить за догматичные границы, установленные многовековыми традициями. Просвещение было сугубо религиозным и дозированным, следствием чего стало упорное противостояние развитию деятельности школы Насыри. Учеников, которых было и так единицы, подкарауливали на улице и били, а на самого учителя, стоило начаться занятиям, моментально писались доносы в часть.
И как не печально, промучившись несколько лет, в 1876 году Каюм Насыри оставил эту свою затею. Несмотря на нарастающее давление со стороны своих соплеменников, Насыри продолжил выбранный им просветительский путь. Он издавал на собственные средства ежегодный настольный календарь, где наряду с практической информацией публиковались данные из различных областей науки, а также материалы развлекательного характера; сказки, пословицы, песни, переводы из восточных авторов и отрывки из собственных сочинений. Это массовое издание пользовалось большой популярностью среди простых людей.
«Редкий крестьянин, продав в городе мешок овса или куль с рогожей, не покупал на вырученные деньги вполне доступной по цене и такой необходимой вещи».
Каюм Насыри первым высказал идею о том, что должен существовать понятный народным массам татарский литературный язык. Как просветитель, если буквально интерпретировать это понятие, он нес людям свет – знания, приспосабливая изложение книг к вкусам и уровню татарских читателей того времени.
Цитирую Рафаэля Мустафина:
«Каюм Насыри дал живому татарскому языку права гражданства, шлифовал и оттачивал его, вырабатывал нормы литературного словоупотребления». «Не было, наверное, в последней трети ХIХ века такого шакирда медресе или вообще мало-мальски грамотного человека из татар, который бы не зачитывался его полулегендарными повестями об Авиценне или сорока визирях…»
До Великой Октябрьской социалистической революции собирание произведений устного творчества носило случайный характер. Первые опыты в этом направлении были сделаны Каюмом Насыри в его книге «Фавакихемджеляся». Автор первого учебника русской грамматики для татар (1891 г.), первого татарско-русского словаря (1875 г.), «Русского чтения» (1889 г.), первый, кто поставил изучение татарского языка на твердую научную основу – Насыри упорно идет к своей цели – сблизить и взаимно обогатить две великие культуры…
В рамках столь короткого рассказа, сложно отразить всю многогранность нашего великого соотечественника.
«Не много ли патетики?» – спросите вы.
Да ничуть. Ведь вся жизнь писателя, историка, этнографа, фольклориста, лингвиста Каюма Насыри была посвящена искреннему служению науке. Легко ли быть изгоем, одиноко бредущим по жизни путником? Я думаю, сложно и обидно. Но гений зрит в будущее, и лишь оно, светлое и достойное, к которому причастен и он, дает ему силу творить!
В Казани есть Музей Каюма Насыри, который был открыт в 2002 году в доме, являющемся памятником татарского деревянного зодчества.
Он расположен на территории Старо-Татарской слободы. В идею экспозиции заложено раскрытие историко-биографической и мемориально-бытовой тем, а также глубокое осмысление особенностей и этапов развития татарской просветительской мысли, выделяя из просветителей XIX века – К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова и Халфиных.
Основой экспозиции являются печатные, рукописные и эпистолярные источники. Среди них – мемориальные труды К. Насыри и рукописная книга, переписанная его рукой, а также учебники медресе, образцы устного народного творчества татарского народа, воспоминания родственников, очевидцев и фотографии из частных архивов. Здесь также представлен этнографический материал, собранный, в том числе, в татарских селениях бывшего Свияжского уезда – родины ученого. Кроме того, выставлены личные вещи, принадлежавшие родственникам К. Насыри.
Среди ценных коллекций – мемориальная коллекция Каюма Насыри, личные вещи рода Хусаиновых, Марата Валишина, а также коллекция книг и учебников медресе на арабском и татарском языках конца XVIII-XX веков.
Музей постоянно ищет новые формы работы. Среди них – создание музейного «Сада памяти», заложенного в 1997 году. Сегодняшний сад радует, восхищает всех, кто приходит в музей. Он стал дополнительным экспозиционным залом под открытым небом, где за его оформление отвечает сама природа.
Дарья ЕГОРОВА
Производственная практика в редакции 2010 года
Список использованных источников:
Мустафин Р. А. Образ времени. Статьи. Казань, Татарское кн. изд-во, 1981.
Ахунов А. Каюм Насыри – чужой среди своих // Татарстан. – 2005. – №2.
http://kitap.net.ru/ahunov7.php Tatworld.ru.
МУЗЕЙ КАЮМА НАСЫРИ (филиал Национального музея РТ с 1996 г.) 420021, Казань, ул. Парижской Коммуны, 35.