Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Первый сезон Качалова – на казанской сцене
- 18 июля 2005 года
Имя Василия Качалова связано не только с тем поколением, с которого начинался Московский Художественный театр, – оно означает целый этап в развитии всей русской культуры.
Он проработал на сцене более пятидесяти лет, создал свою школу сценического мастерства и впервые показал, насколько разносторонним и разнохарактерным может быть актерское дарование.
Василий Качалов (Шверубович) родился в городе Вильно, где его отец, крещеный еврей, был священником. По примеру старшего брата он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако не закончил его, поскольку увлекся театром, участвовал в спектаклях нескольких любительских трупп, а потом и совсем ушел из университета, отправившись играть в провинциальных театрах. Начал с Казани, потом отправился в Саратов.
Качалов приехал в Казань осенью 1897 года. Он предполагал продолжить учебу на юридическом факультете университета и выступать на казанской сцене. Играл здесь три сезона. Вначале роли были небольшие, и во многом поэтому он не был замечен публикой и критикой.
Казанский театр. Здание в данный момент не существует
Работая среди крупных и интересных актеров того времени, Качалов быстро прошел школу профессионального мастерства. Актерский талант был вскоре замечен, и ему стали предлагать серьезные роли.
В 1900 году Качалов получил приглашение в Московский Художественный театр. Перед отъездом в Москву выступил с прощальным концертом перед казанской публикой в Дворянском собрании.
Василий Качалов стал актером Московского Художественного театра. Впервые он появился на московской сцене в роли царя Берендея в спектакле по пьесе А.Островского "Снегурочка". Изящная пластика молодого актера, неподражаемый тембр его голоса и своеобразная интонация сразу же покорили не только коллег-актеров, но и взыскательную столичную публику. С тех пор и на долгие годы Василий Качалов становится одним из популярнейших актеров Художественного театра.
В первые же годы работы в труппе МХТ Качалов стал ведущим исполнителем современной драматургии, прежде всего, играя в спектаклях по пьесам А.Чехова и М.Горького. Он был первым исполнителем ролей Пети Трофимова в "Вишневом саде" и барона Тузенбаха в "Трех сестрах".
Качалов часто полемизировал на сцене с Антоном Павловичем Чеховым: показывая неудовлетворенность своих героев тем, что их окружало, актер наделял их страстной мечтой о счастье, неистребимой верой в лучшее будущее. Такой же оптимизм Качалов перенес и в другую известнейшую роль – Барона в спектакле М.Горького "На дне", который в исполнении Качалова казался незаурядной личностью. В этой роли Качалов выходил на сцену более сорок пяти лет.
Период с 1905 по 1917 год считается временем расцвета таланта Василия Ивановича Качалова. Каждая его роль на сцене МХТ становилась общественным событием. Это были персонажи Горького, Достоевского (Иван Карамазов), герои мировой классической драматургии (Гамлет, Юлий Цезарь, Брандт в трагедиях В.Шекспира и Г.Ибсена). Эти работы поражали зрителей не только великолепной актерской техникой – герои Качалова жили на сцене естественной жизнью, вызывая у зрителей сопереживание глубиной своих чувств и напряженностью мыслей.
Уже первые зарубежные гастроли МХТ в сезон 1906 года превратились в настоящий триумф, в центре которого неизменно находился Василий Качалов. В первые послереволюционные годы, с 1919 по 1922, воодушевленная успехом, группа ведущих актеров МХТ во главе с Качаловым отправилась в длительное заграничное турне, сначала по странам Западной Европы, а затем и по Соединенным Штатам Америки. Они не только играли спектакли, но и занимались режиссерской и педагогической деятельностью.
Василий Иванович Качалов впервые обратился к режиссуре еще в 1910 году, когда из-за болезни Константина Станиславского был вынужден самостоятельно готовить роль Ивана Карамазова. Ему пришлось тогда разрабатывать не только драматический рисунок роли, но и грим, а также костюм. Не меньший резонанс вызвали и вторые зарубежные гастроли МХАТа в 1922-1924 годах.
За два года труппа, возглавляемая К.Станиславским, объездила практически весь мир, выступая на самых прославленных сценах. Основными исполнителями во время гастролей были все тот же Василий Качалов, жена Антона Павловича Чехова – Ольга Книппер-Чехова, другие ведущие актеры театра. Качалов вел показательные занятия, помогая зарубежным коллегам совершенствовать актерское мастерство.
В инсценировке романа Ф.Достоевского Василий Иванович впервые выступил в роли чтеца: в его исполнении прозвучали со сцены отрывки из "Легенды о Великом инквизиторе". В дальнейшем он сам режиссировал свои программы, которые включали стихи различных авторов. Это не были роли, где он стремился к перевоплощению, искал какие-то характерные для каждого образа детали поведения. И, тем не менее, его литературные программы представляли собой настоящее театральное действо.
В двадцатые годы Качалов выступил в новой для себя роли – ведущего спектакля. В инсценировках романов Л.Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение" он читал текст "от автора". В его исполнении проза Толстого звучала, как музыка, став полноправной составляющей театрального действия. Позже эти отрывки не раз исполнялись по радио, снимались на кинопленку. Василий Качалов также неоднократно выступал в качестве своеобразного комментатора при подготовке радиоверсии спектаклей МХАТа. Для этого он долго и кропотливо искал "голос" для каждого героя, разрабатывал звуковые мизансцены, чтобы сохранить выразительность спектакля.
Во время своей работы на сцене Художественного театра Качалов много занимался театральной педагогикой. Одним из самых талантливых его учеников стал Борис Ливанов (отец современного актера Василия Ливанова). С 1926 года до самой смерти Качалов помогал ему работать над ролями, постепенно вводя молодого актера в свой репертуар. Качалов вдохновил Бориса Ливанова на режиссерскую работу, и тот поставил детский спектакль "Три толстяка" по сказке Ю.Олеши.
Кроме всех этих разнообразных занятий, Василий Иванович Качалов многие годы выступал на эстраде с литературными программами. Одним из первых он стал читать не только отрывки, но и крупные прозаические произведения. Был выдающимся исполнителем прозы Л.Толстого, Н.Гоголя, А.Чехова, стихотворений А.Пушкина, В.Маяковского, С.Есенина.
Интересно, что в кино Качалов снялся лишь один раз в жизни – играл в картине Я.Протазанова "Белый орел". А в первом звуковом фильме "Путевка в жизнь" Качалов произнес проникновенное напутствие в начале картины.
Под стать своему хозяину – таким же знаменитым был и дом Василия Ивановича Качалова, который все друзья и знакомые артиста воспринимали как своеобразный литературно-художественный салон. В нем бывали не только коллеги-артисты, но и писатели – А.Толстой, Вс.Иванов, А.Мариенгоф, любили зайти на чашку чая многие художники, заезжали меценаты.
В 1938 году Качалов сыграл Чацкого в новой постановке "Горя от ума", как всегда, с феноменальным успехом. Но в это время актера гораздо больше занимали концертные выступления. Наибольшее удовольствие ему доставляли творческие вечера. На них он мог посвятить всю программу одному автору – Шекспиру, Пушкину, Островскому или Блоку.
В 1940 году Качалов прочитал со сцены всего "Царя Федора Иоанновича" Алексея Толстого. Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Качалов находился в эвакуации – сначала в Нальчике, потом в Тбилиси. Тогда же ему пришлось пережить ужасную личную трагедию: его сын Вадим оказался в плену и вернулся на родину только в 1945 году: принимал участие в партизанской войне в Италии, куда ему удалось бежать из лагеря.
В 1942 году Василий Иванович Качалов вернулся в Москву и сразу же включился в свой прежний рабочий ритм. В это время он готовил для эстрады "Василия Теркина" и главы из "Тихого Дона". После прорыва блокады Качалов с первой же группой актеров отправился в Ленинград. Он много выступал на радио, записал композицию по роману М.Сервантеса "Дон Кихот", участвовал в концертной постановке комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь".
Тем внезапнее обрушилась на него тяжелая болезнь – рак легкого. Смерть Качалова стала просто тяжелой утратой.
Память о любимом артисте хранят жители Казани. Имя народного артиста СССР В.И.Качалова носит Казанский академический русский Большой драматический театр, где открыт музея великого актера. На фасаде дома по улице Лобачевского, в котором жил в свое время Василий Качалов, установлена мемориальная доска. Недавно в фойе-атриуме Казанского академического русского драматического театра, уже почти шесть десятилетий носящего имя В.И.Качалова, открыт первый в России памятник великому русскому актеру.Бронзовый Качалов изображен казанским скульптором Асией Миннуллиной в образе Чацкого.
В церемонии открытия приняли участие старейший актер МХАТа, народный артист России Владлен Давыдов, профессор РАТИ, театровед Борис Любимов, внучка Качалова Мария Шверубович и другие гости из Москвы. Министр культуры Зиля Валеева огласила приветственную телеграмму художественного руководителя МХТ им. А.П.Чехова, народного артиста СССР Олега Табакова, в котором подчеркивается, что именно Казань подарила театральному миру актера Василия Качалова, с чьим именем связана вся история Московского Художественного театра первой половины ХХ века.
"Хочу пожелать русскому театру в Татарстане удачи, успехов и соответствия своего искусства тому имени, слава которого развевается над вами, – говорится в приветствии. – Знайте, что в Москве, в Камергерском, у вас есть стойкие и преданные друзья. Мы ведь тоже качаловцы навсегда. Пусть же памятник Василию Ивановичу Качалову, как памятник Чехову перед нынешним зданием МХТ в Камергерском, одушевляет нашу и вашу театральную жизнь".
С воспоминаниями о Качалове, актере и личности, выступил Владлен Давыдов. "Когда я видел своего кумира, выступал с ним на сцене или встречался вне ее, это были для меня самые счастливые мгновения", - сказал он. Владлен Давыдов преподнес в дар казанским коллегам от мхатовцев альбом дружеских шаржей на В.И.Качалова, выполненных его другом и тоже великим артистом Борисом Ливановым, а также свою новую книгу "Театр моей мечты".
– Часто бывает, что глубинная Россия воспитывает своих лучших сыновей, а потом посылает их в столицу, где они получают признание. Но очень часто именно она, провинция, увековечивает их память раньше, чем столица, – сказал профессор Борис Любимов. – И за это низкий поклон всем, кто способствовал появлению этого замечательного памятника лучшему артисту XX века.
– Я благодарю вас от всей нашей семьи, – сказала Мария Шверубович. – Не будь Казани, не было бы и нашей семьи, потому что в этом городе мой дедушка познакомился и женился на моей бабушке – Нине Николаевне Литовцевой.
В завершение церемонии выступил главный режиссер Качаловского театра Александр Славутский. Он заверил, что актеры постараются быть достойными великого имени, которое носит театр, и выразил надежду, что придет день, когда в Казани состоится первый общероссийский театральный фестиваль имени Василия Ивановича Качалова.
Рената Тенишева