Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Я, потомок Чингисхана, случается, учу русскому языку артистов Большого театра...»

В минувшую субботу в Москве на 83 году жизни скончался Фуат Мансуров – художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра РТ, который он возглавлял с 1989 года. Похороны Мансурова состоятся 18 июня на Троекуровском кладбище в Москве.

ЕМУ БЫЛ ЧУЖД ПОКОЙ

Фуат Мансуров – народный артист России, Казахстана, Татарстана, лауреат государственной премии РФ, профессор, академик. Перечисление только этих регалий говорит о яркой и незаурядной личности, достигшей больших вершин в исполнительском искусстве, и доносившей до слушателей в концертных залах многих странах мира разнохарактерные музыкальные полотна композиторов разных стилей и разных эпох.

Ему многое дали выдающиеся советские педагоги Исидор Зак, Лео Гинзбург и парижанин Игорь Маркевич. Но – самое главное – он сумел взять у них всё. Именно о Мансурове после окончания Всесоюзного конкурса дирижеров в 1966 году Дмитрий Шостакович сказал, что он выше здесь всех на голову. Именно Мансурову и руководимому им студенческому оркестру московской консерватории аплодировал на своем конкуре в Германии сам Герберт фон Караян.

Сент-Экзюпери сказал как-то о себе, что он лучший писатель среди летчиков и лучший летчик среди писателей. Диапазон Мансурова в этих противопоставлениях значительно шире, если учесть, что он мастер спорта по скоростному бегу на коньках (был чемпионом СССР на одной из дистанций многоборья), альпинизму (покорил четыре семитысячника), полиглот (владел шестью языками и изъяснялся еще на трех) и просто мастер на все руки (сооружение трехэтажной дачи в Подмосковье чего стоит).

Ему был чужд покой. Движение – его стихия. Преодоление трудностей и желание поднять свое последнее детище на европейский уровень. Недавние концерты госоркестра в Екатеринбурге на симфоническом форуме России и в Москве на V фестивале симфонических оркестров мира показали – цель достигнута. Жаль, что сам Маэстро на знаковых выступлениях выпестованного коллектива уже не стоял за дирижерским пультом. Болезнь оказалась сильнее.

ЕГО ВЛИЯНИЕ ИСПЫТАЛ КАЖДЫЙ КОМПОЗИТОР В РТ

Вот что сказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в связи с кончиной Мансурова:

Рашид Калимуллин – председатель союза композиторов РТ, народный артист РТ:

– У нас с маэстро был потрясающий проект «Премьеры с Фуатом Мансуровым». Сразу и не сосчитаешь, сколько партитур, как маститых композиторов, так и начинающих авторов прошло через его руки. И по каждому опусу у него было свое мнение, каждому автору он мог высказать какие-то пожелания. Эта была настоящая творческая лаборатория. Невосполнимая утрата для нашего союза.

Владимир Ионов – дирижер оркестра казанского суворовского училища, народный артист РТ:

– Редкие дирижеры симфонических оркестров знают специфику духовых инструментов. Ведь у каждого – разный строй, разная аппликатура. Фуат Шакирович всё знал досконально. Причем не только знал и мог объяснить. Даже мог показать, как сыграть ту или иную фразу. Ну а про тонкости партитур и истории произведений и вовсе говорить не приходится. Мансуров так образно о них рассказывал, что ты невольно разделял его интерпретации и удивлялся такому видению.

Владимир Праченко – концертмейстер группы труб государственного симфонического оркестра РТ в 1967 – 92гг., народный артист РТ:

– Личность – потрясающая. Всё, о чем говорил, знал досконально. Всё было математически выверено. Блестящая память позволяла Мансурову часто обходиться на концертах без партитуры. Много пришлось ему испытать и пережить за годы руководства госоркестром. Были радости, были разочарования. Все время старался привнести в исполнение своё, мансуровское, хотел довести оркестр до европейских высот. Судя по последним отзывам, это удалось. И сегодняшние музыканты могут сказать, что они прошли школу Мансурова. Как мы в свое время прошли у Рахлина. А это дорогого стоит.

Анатолий Луппов – композитор, заслуженный деятель искусств России, Татарстана и Республики Марий Эл:

– Печальное известие и горькая печаль, ведь совместной работой с Мансуровым я был связан на протяжении сорока лет, начиная с исполнения на гастролях оркестра в Сочи моего «Татарского каприччио» и заканчивая практически всеми симфоническим произведениями, исполненными не только в Казани. Многие из них записаны и сделано это первоклассно.

Профессионал высочайшего класса, он тонко чувствовал структуру произведения. Достаточно назвать как он сделал жигановскую оперу «Джалиля» в концертном исполнении, а первую часть симфонии Назиба Гаязовича «Сабантуй», сохраняя стиль автора, преобразовал в красочную увертюру, которую возглавляемый им коллектив исполнил на недавнем фестивале симфонических оркестров мира, прошедшем в Москве. Сколько нужно было положить труда, чтобы добиться самого приглашения на мероприятие такого масштаба. Сам Маэстро не смог из-за болезни встать за дирижерский пульт, но нашел в себе силы придти в колонный зал и еще раз соединиться с музыкантами в творческом порыве.

Думаю, что каждый композитор республики испытал на себе влияние этой выдающейся личности, каждый музыкант, работавший под его началом прошел отличную школу коллективного музицирования и вклад Мансурова в культуру Татарстана оставил очень заметный след.

Любовь Агеева – главный редактор газеты «Казанские истории», доцент КГТУ им. Туполева (КАИ):

– Фуата Мансурова я знала и как человека, и как дирижера, который долго работал с нашим оркестром. У нас было с ним несколько интервью, я писала об одном из его юбилеев в своей газете «Казанские истории».

Печально, когда уходит вообще любой человек, еще печальнее, когда уходит человек известный, который занимал столь заметное место и в московской культуре – потому что он был связан с Большим театром, и в культуре Татарстана – потому что руководил симфоническим оркестром нашей республики.

Фуат Мансуров очень серьезно занимался пропагандой татарской музыки – симфонический оркестр играл много татарской музыки, самой разной, самых разных композиторов… А еще Фуат Шакирович мне дорог тем, что очень много играл музыки Назиба Жиганова. И не просто много играл, но не раз публично говорил о том, что исполнять сочинения этого композитора надо не только, когда он был ректором Казанской консерватории и от него очень многие зависели, но и тогда, когда его уже не стало.

Я очень рассчитывала на то, что Фуат Шакирович будет одним из тех, кто возглавит подготовку к празднованию столетия Жиганова. К сожалению, он уже не сможет дирижировать ни одним произведениям Назиба Гаязовича, и это тоже очень печально.

Конечно, когда уходит руководитель крупного художественного коллектива, возникает вопрос, что будет с оркестром? Кто его теперь возглавит? Кто примет эстафетную, а лучше сказать – дирижерскую палочку из рук Фуата Мансурова? И продолжит те традиции симфонического оркестра, которые развивал Фуат Шакирович…

«БИЗНЕС Online»