Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старо-Татарская слобода – казанская Атлантида

Предлагаем вашему вниманию два материала о Татарских слободах Казани, которые  рассказывают о разных страницах истории Забулачья и Закабанья. Они написаны в разное время: в 2006 и 2008 годах. 

Да за Булаком на Кабане озере слобода Татарская...

В Старо-Татарской слободе Казани более всего сохранились исконные черты татарского города. Ее первыми жителями стали татарские воины и феодалы, участвовавшие в захвате Казани на стороне войск Ивана Грозного. Затем, в 1556 году, к ним присоединились соплеменники, которых выселили за пределы города, когда те стали оказывать сопротивление православным миссионерам.

На берегу Кабана была построена Евангелистовская церковь

Однако казанские археологи, изучавшие комплекс мечети Марджани, склонны полагать, что история этих мест начинается еще в булгарские времена. Здесь были выявлены культурные напластования и ряд объектов, связанных с освоением этой территории со второй половины XVI века.

По свидетельству Каюма Насыри, «первоначальная слобода представляла собой улицу вдоль берега озера Кабан, отделявшуюся от города рогатками и посадскими стенами». Первое упоминание о слободе в официальных источниках приводится в Писцовой книге 1565-1568 годов. В то время здесь насчитывалось уже 150 дворов. Татарская слобода в то время - это сеть нескольких тупикообразных улиц, главная начинала свой путь у кладбища и заканчивалась у деревни Плетени (район улицы Сайдашева).

Застройка велась в виде замкнутых кварталов – по восточной традиции. Первые две улицы – Левая набережная  Кабана (ныне Ш.Марджани) и Захарьевская (ныне К.Насыри) – сложились к 1842 году. 

Азимовская мечеть

По сведениям А.Гильманова, в середине XVIII века усилиями известного казанского архиерея Луки Канашевича почти половина земель Татарской слободы была отдана под церковное владение. В 1751 году, когда под его влиянием слободу начали  заселить новокрещенами, началось формирование Ново-Татарской слободы.

В 1768 году, когда был утвержден первый регулярный план города, Старо-Татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась в городской черте, остальная территория – в предместье.

Если в Закабанье селилось в основном купечество, то Забулачье было местом проживания мещан и ремесленников. Богатые татары появились здесь только во второй половине XIX столетия. Татарская знать потеснила русское дворянство на улицах Забулачья, примыкающих к Сенной площади.

Сенной базар. Из коллекции Льва Жаржевского

Большая часть домов в татарских слободах строилась из дерева, иногда с кирпичным низом. Их возводили в традициях деревенской усадьбы – с углубленной постановкой жилого дома и раскиданными по двору надворными постройками. И только после пожара 1842 года здесь началась планомерная застройка улиц европейского типа. Две первые деревянные мечети появились в слободе в 1749 и 1759 годах.

Возведение в 1767 году на средства купца М.Юнусова и других зажиточных торговцев первой каменной мечети в Старо-Татарской слободе (ныне мечеть Марджани) положило начало появлению в Казани первого после 1552 года официально зарегистрированного мусульманского прихода. В 1768 году была построена каменная Байская (ныне Апанаевская) мечеть.

Аль-Марджани (на снимке) была первой каменной мечетью, появившейся в городе после взятия его Иваном Грозным. Ее строили четыре года, закончив в 1770-м. Для первой соборной мечети средства собирали всем миром, позже достройку и расширение делали на деньги разных купцов. Тридцать лет служил в ней имамом богослов и просветитель Шигабутдин Марджани. Свое нынешнее имя мечеть носит в память о нем. Мечеть Марджани работала и в советское время.

Бурнаевская мечеть на улице Ахтямова построена в эклектичном национально-романтичном стиле, с элементами татарской и русской архитектуры

Началось оформление признанных властями городских махаллей. Их было 10 – по числу мечетей. Либеральная екатерининская эпоха принесла много положительного в социально-политическое бытие мусульман Российской империи. 

Образец татарского деревянного зодчества. Дом по улице Габдуллы Тукая, 69.  Фото Рифа Якупова

Деревянные дома строились с ярко выраженными чертами национального зодчества. У них были красивые фронтоны и ворота с накладным полихромным  декором. Внутри усадьбы дома соединялись между собой по второму этажу крытыми галереями-террасами с узорчатыми рамами и разноцветными стеклами. И даже каменные дома купцов Апанаевых, Юнусовых, семьи Марджани, построенные по проектам русских архитекторов в классическом стиле, имели приметы татарской архитектуры.

К концу XVIII века все чаще стала заявлять о себе эклектика на основе татарской архитектуры – так называемый мавританский стиль. Наиболее типичный пример – Азимовская мечеть. Появились дома в стиле модерн (дом Апанаева) и с использованием элементов западно-европейской архитектуры (дом Шамиля). Однако таких зданий здесь немного.

Этот особняк известен как дом Шамиля. Сейчас здесь работает Музей Габдуллы Тукая

Этот самый красивый и нарядный особняк в городе, напоминающий фасадом средневековый европейский замок, построил и подарил своей дочери на свадьбу купец Ибрагим Апаков в 60-х годах XIX века

На улицах Татарских слобод всюду следы истории. Крепкий деревянный, с каменной подклетью, дом купца Исанбаева конца XIX века – до сих пор жилой (№33). Другая ценность улицы – дом, где жил философ, историк и просветитель Шигабутдин Марджани (№10). Его, говорят, собираютсмя реставрировать.

Богатые купеческие дома — Казаковых (№30), Кушаевых (№5), Апанаевых (№37) выглядят сегодня удручающе. Будем ждать глобальной реставрации Старо-Татарской слободы. Городская и республиканская власть обещает восстановить здешние улочки такими, какими они были сто лет назад.

Там, где пересекаются улицы имени двух татарских поэтов – Габдуллы Тукая и Фатыха Карима, когда-то располагалась старинная площадь – Юнусовская. Маленькая, уютная, необычная – из-за раскиданных по четырем ее углам сквериков, возникших уже в советское время, – сто лет назад площадь была просторной и свободной. Интересно, что именно здесь в 1905-м и 1917 годах проходили митинги, манифестации и собрания революционно настроенных татар. А в апреле 1913-го здесь собралось несколько тысяч горожан – проводить в последний путь Габдуллу Тукая.

Слобода в XIX веке становится  религиозным и общественным центром татарского населения Казани, районом, где концентрировалась национальная культура, торговля и ремесленничество. Судя по дошедшим до нас сведениям, в средневековой Казани были целые кварталы ремесленников: каменщиков, плотников, горшечников, кожевников, ювелиров, золотошвеек, медночеканщиков.

Улица Московская и раньше так называлась. На какое-то время она стала улицей Кирова 

Базарная площадь была большой, прямоугольной, вытянувшейся между нынешними улицами Московская, Парижской коммуны, Столбова и Галиасгара Камала. Сейчас на месте ее бывшего центра – сквер с фонтаном и тремя фигурами, держащими на вытянутых руках земной шар.

С другого угла площади остался дом Карла Фукса – профессора, врача, историка и этнографа, широко известного и уважаемого в городе в начале XIX века общественного деятеля. В гостях у него в 1833 году побывал Пушкин, а нынче дом превращен в руины.

К нему примыкал дом Апанаевского подворья, где на первом этаже находились лавки, а на втором – гостиничные номера. В номерах этой гостиницы жили Хусаин Ямашев и Мулланур Вахитов. В справочниках памятников старины подворье имеет адрес: улица Московская, дом 60. Не тот ли это дом, который однажды обрушился? К счастью, без жертв. Видимо, руководство города ждет, когда также обрушится дом Фукса...

Со временем, к началу XX века, Сенная площадь стала не только торговым центром Старо-Татарской слободы, но и средоточием духовной и общественной жизни татар. Здесь стали появляться увеселительные заведения, в номерах, стоявших вокруг гостиниц («Булгары», «Амур», «Караван-сарай»), жила татарская интеллигенция, располагались редакции газет и журналов, конторы различных фирм. Ликвидировали Сенной базар в 30-е годы XX века. Здания лабазов сносились постепенно, купеческие доходные дома разрушались со временем.

Сенной базар был самым крупным восточным базаром европейской части России. В слободах были десятки магазинов и торговых лавок. После того, как татарских купцов уравняли в правах с русскими, они стали торговать по всей России. Сложились целые торговые династии: купцов Юнусовых, Апанаевых, Утямышевых и других.

Лавки Сенного базара на улице Московской

За Булаком сложился национальный центр просветительской деятельности, насчитывавший 11 учебных заведений, в том числе знаменитое медресе Мухаммадия, учрежденное в 1882 году имамом Г. Баруди. На улице Тукая (№73) находится здание, в котором в сентябре 1876 года была открыта учительская школа – первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке.

В этом здании была открыта Татарская учительская школа

Общекультурными центрами были Юнусовская площадь, окруженная домами богатых татарских купцов, и Восточный клуб (Шарык клуб).

Уникальность Старо-Татарской слободы заключается в том, что она представляет собой единственный сохранившийся комплекс памятников периода формирования татарской нации в конце XIX – начале XX века. Это образцы доходных домов, торговые, промышленные и жилые усадебные комплексы. Несмотря на то, что застройщики должны были следовать строгим предписаниям образцовых проектов середины XIX века, каждый хозяин стремился создать нечто оригинальное.

Согласно своду памятников Казани в Забулачье и Закабанье было 93 историко-культурных и архитектурных памятника. Старо-Татарская слобода, несмотря на довольно ощутимые потери последних лет, остается наиболее сохранившейся старинной территорией Казани, а значит, у нас еще есть возможность хотя бы здесь воссоздать уголки древнего города.

Один из домов татарских купцов Апанаевых, которым принадлежало 14 домов. Этот не самый красивый

По яркому определению Э.Фатхулловой, «Старо-Татарская слобода – это Атлантида, погрузившаяся в толщу минувших лет, но, к счастью, не сгинувшая совсем».

Лилия ТУХВАТУЛЛИНА

«Казанские истории», №10, 2006 год

 

Будет жива Слобода – будет жива татарская культура

 Можно ли сказать, что мы хорошо представляем значение Татарских слобод в истории татарского и других живущих рядом и вместе народов? Вряд ли. А ведь здесь корни современной культуры татар, ее истоки. Здесь же, на берегах Булака и Кабана, Восток и Запад, мусульманство и христианство создали неповторимую казанскую культуру. 

Старо-Татарская слобода – некогда один из духовных и торговых центров города, где словно на плодоносном черноземе вырастали поэты и мыслители, разворачивались купцы, творили народные умельцы. Достаточно вспомнить имена Марджани, Насыри, Тукая, Амирхана, вспомнить Фукса, Шаляпина, Бутлерова.

Так выглядит дом Карла Фукса в 2008 году

В Слободе давал представления первый на мусульманском Востоке профессиональный театр – труппа «Сайяр». Здесь печатались книги на восточных языках в крупнейшем издательстве братьев Каримовых.

Слобода – как солнце в капле, выразительный срез жизни татарского этноса в сообществе народов, обнаживший основные вехи развития Татарстана и России, высокие помысли, сокровенные надежды и великие утопии. Взлет, расцвет и – распад, запустение...

В этом здании работает музей Каюма Насыри

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного Казань  стала не только крупным российским городом, но и городом с русским населением. Остатки ее татарских защитников были либо истреблены, либо изгнаны. С середины XVI века татарский народ, его культура, язык, обычаи, мировоззрение и самосознание формировались и развивались в значительной степени в условиях сельского образа жизни. Лишь небольшая часть татар, делом доказавших свою верность новой власти, получила благоволение поселиться в непосредственой близости от Казани и основать слободу, которая стала называться Старо-Татарской.

 

Дом М.И. Галеева на улице Московской

Место за Кабаном оказалось для жилья очень неблагоприятным – болотистым, низменным. Писцовая книга отмечает, что в слободе 60-х годов XVI века насчитывалось 150 дворов. Полторы сотни дворов – это все, что осталось тогда от некогда многочисленного татарского городского населения. Татары, проживавшие в слободе, хотя и были полностью лояльны властям, тем не менее не считались до конца благонадежными. Им строго-настрого запрещалось посещать русскую часть города. Об этом писал в 30-е годы XVII века немецкий путешественник Адам Олеарий:

«Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем под страхом смертной казни». 

 

Дом Шигабутдина Марджани

Расслоение среди слобожан было явственным. Большинство жителей занималось хлебопашеством вне города, а часть татар тогда уже оторвалась от земли и все активнее занималась торговлей. Причем из экономических соображений торговцы получали поддержку правительства: в 1677, 1688 и 1698 годах указы царей Федора и Петра строго предписывали оберегать торгующих слободских татар Казани, позволяя им беспрепятственно торговать «всякими товарами» в разных районах России. 

 Дом №84 по улице Габдуллы Тукая

Постепенно сложилась любопытная ситуация – служилые татары, занимавшиеся торговлей, получали определенные преимущества по сравнению с русскими торговцами, так как они, по статусу служилые, полностью освобождались от уплаты податей, которые были обязаны уплачивать обычные торговцы. Но эти преимущества имели только жители слободы, к тому же воспользоваться ими могли не все слобожане, а лишь наиболее зажиточные.

Дом Каушчи

Дом татарских купцов Казаковых

Одним из важных событий в жизни татарского населения Казани стало основание Ново-Татарской слободы. Произошло это в годы архиерейства печально знаменитого Луки Конашевича. Отношение его к жителям Слободы было самым жестоким: она была отгорожена от остальных частей города рогатками. Татары принуждались к крещению. Разрушались мечети и медресе.

В 1749 году в Казани случился большой пожар, от которого пострадал весь город, в том числе и татарская часть. Лука Конашевич обратился к императрице, написав, что бог покарал татар – послал на их слободу «небесный огонь». Архиерей просил разрешения основать на месте Татарской слободы слободу Новокрещенскую. 

К 1749 году усилиями Луки Конашевича почти половина земель Старо-Татарской слободы была захвачена и отдана под церковное владение. Слободские татары в этих условиях были вынуждены обратиться к императрице за помощью. 8 августа 1750 года Елизавета издала указ, фактически санкционировав создание Ново-Татарской слободы на месте существующей деревни Поповки, которую надлежало перевести в другое место.

Дом купцов Исанбаевых

Новая слобода отличалась еще более неблагоприятными условиями для жизни, весной превращаясь на два и более месяца в остров, окруженный водой. Несмотря на различные сложности, в экономическом отношении слободы продолжали развиваться. В конце 1781 года была основана Казанская татарская ратуша, орган самоуправления, который служил для более тесного взаимодействия властей с татарской торговой верхушкой. В ратушу избирались сроком на три года городской голова, два бургомистра, четыре ратмана и двое словесных судей. В ведении ратуши находились купцы и мещане, имеющие капитал не менее 500 рублей, проживавшие в Новой и Старой слободах. Они и содержали это учреждение и выбирали туда своих представителей.

Усадьба купцов Сабитовых

Ратуша оформляла записи в купечество и мещанство: с 1775 года в России все купеческое сословие сообразно капиталу было разделено на три гильдии. Татарская ратуша активно занялась записью в купечество в 90-е годы XVIII века. В результате в 1800 году в Казани уже проживало 8 семей, 50 душ татарских купцов 2-й гильдии, общий капитал которых составлял 320 900 рублей, и 23 семьи, 93 души купцов 3-ей гильдии, капитал – 232 400 рублей.

Медресе Касымия

Когда-то это была Галеевская мечеть

Обязанности и возможности ратуши были довольно широкими, хотя, естественно, она находилась под неусыпным и бдительным контролем вышестоящих органов. Ратуша, безусловно, способствовала объединению татарского торгового капитала, а значит и более быстрому экономическому развитию татарского населения. Наряду с формированием купечества и купеческого капитала во второй половине XVIII века яркой особенностью социально-экономического развития казанских слобод является быстрое становление мануфактурной промышленности, особенно кожевенной и мыловаренной отраслей.

В том здании работала татарская типографская «Миллят»  («Нация»). Здание построено в 1908 году. На нем до сих пор сохранилась надпись «Типографiя и словолiтня».

Рост числа мануфактур у татар способствовал быстрейшему укреплению рыночных связей, причем не только внутри России, но и с другими странами: татарское мыло, кожа в больших количествах поставлялись в Китай, Индию, Иран, страны Средней Азии.

Среди крупных татарских купцов и заводчиков конца XVIII – начала XIX века можно назвать Якуба Габбасова, Мусу Апанаева, Якупа Аитова, Назира Баязитова.

Новое соседствует со старым. И не всегда гармонично

С потерей государственности татарский народ и его культура оказались в совершенно новой исторической ситуации. Выселение татар из городов привело к тому, что они лишились своей городской прослойки. Негативное влияние на татарскую культуру оказывала также и политика христианизации. Таким образом, татарская культура находилась в исключительно сложных условиях. Естественным следствием стало усиление религиозного начала в жизни татарского народа как духовного фактора сохранения своей самобытности. Роль культурной силы взяло на себя мусульманское духовенство. Ислам подвергался гонениям, но это лишь увеличивало его притягательность для народа. «Всякому заезжему, без сомнения, странно покажется найти в Казанских Татарах, говоря вообще, народ более образованный, нежели некоторые, даже Европейские. Татарин, неумеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других. По сему-то всякой отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где бы они выучились по крайней мере читать, писать и узнали бы начала своей религии. Для споспешествования сему при каждой мечети полагается училище, состоящее под особенным надзором Ахуна», - так писал Карл Фукс («Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». Казань, 1844).

Несмотря на сложные условия, в XVIII веке в крае началось становление светского образования, утверждение светских мотивов в татарской литературе, формирование татарского просветительства, велись научные исследования. Возникло театральное искусство, развивалась архитектура. Достигнутое в тот период значительно обогатило сокровищницу общероссийской культуры.

Слобода – Атлантида, погрузившаяся в толщу минувших лет, но не сгинувшая совсем. Ею объято все: и память о грозных событиях прошлого, и надежда на счастье маленького человека.

Пока жива Слобода – берегиня родников культуры и традиций. И весь опыт ее – какой ни есть – наш, собственный. Еще как пригодится.

К сожалению, большинство ее домов находится в плачевном состоянии. Несмотря на то, что регулярно принимаются программы ее возрождения. И все-таки будем надеяться на лучшее.

На снимке Владимира Полозова типичная картина в современных Татарских слободах

Полина БЕЛОВА

Производственная практика в редакции 2008 года

 

Многие снимки взяты с информационного портала "Все дома России"