Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Сентябрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
  • 1978 – У парадного входа в Ленинский сад открыт памятник Александру Михайловичу Бутлерову, великому химику-органику, создавшему известную всему миру научную школу

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Леон Летор – первый в казанском небе

Самолет поднялся с казанской земли спустя семь лет после полета братьев Райт. Это точно знает известный казанский краевед Лев Жаржевский.

Жители года, где воздухоплаватели поднимались в небо еще в 1870-х годах, живо интересовались авиацией: читались лекции о воздухоплавании и «воздухолетании», любители воздухоплавания организованно ездили в Петербург на первую «авиационную неделю», в кинематографах успехом пользовались фильмы с авиационными сюжетами, в газетах появлялись рисунки аэропланов.

Первым человеком, поднявшим с казанское небо самолет, был французский авиатор Леон Летор. Это случилось на первой казанской «авиационной неделе» – показательных выступлениях летчиков – в четвертом часу дня 8 сентября 1910 года.

Леон Летор пилотировал самолет Блерио V. Однако полет француза был неудачным. Сделав два круга над ипподромом на высоте около 40 метров, самолет совершил стремительный спуск у Оренбургского тракта. Аэроплан разбился. Авиатор, к счастью, отделался лишь ушибами.

Чуть спустя в кабину другого самолета – Блерио XI с мотором «Гном» – садится Александр Алексеевич Васильев, выпускник юридического факультета Казанского университета и «кандидат на судебные должности» Казанского окружного суда. Аэроплан совершил 9 кругов за 19 с половиной минут и сел в центре ипподрома у самых трибун. Третьим участником полетов Казанской авиационной недели был Виссарион Кебуров.

Но первым человеком, поднявшим самолет в казанское небо, был все-таки Леон Летор. Убедившись, что казанскому краеведению этот человек известен крайне поверхностно, я решил поинтересоваться французским пилотом, тем более что с развитием Интернета это было делом примерно двух часов.

Итак, Леон Летор родился 18 сентября 1889 года в деревне Пире-сюр-Сеш, примерно в 25 километрах от г. Ренн в Бретани. Он был четвертым мальчиком и восьмым ребенком богатой семье торговца тканями. После обучения в католической школе в Ренне Леон продолжил образование в коллеже Сен-Мартен в том же городе. Но механика притягивала Леона, и после окончания в восемнадцать лет коллежа он увлекся автомобилями, а затем и авиацией.

Его лицензия пилота имеет номер 170, это говорит о том, что он был одним из первых авиаторов. Леон летал на аппаратах Блерио, на одном из них 21-летний пилот и совершил свой неудачный казанский полет. Но у отважного летчика были не только неудачи. В истории авиации остались его беспосадочные полеты из Парижа в Берлин и обратно, полет в Данциг протяженностью 1300 километров и участие в Балканской войне 1912 года.

Судьба свела его в 1913 году на аэродроме Иоганнисталь со знаменитой русской «авиатрисой» Любовью Галанчиковой, работавшей в то время испытателем у авиаконструктора и авиастроителя Фоккера. На двухместном «Моране» Летора они совершили перелет во Францию. Очень интересные записи из бортового журнала, сделанные Л. Галанчиковой, читатель может легко отыскать в сети.

Похороны Леона Летора

14 декабря 1913 года, когда известный авиастроитель Ф.Ф.Терещенко встретил в Киеве своего нового летчика-испытателя Л.А. Галанчикову, останки разбившегося у Барбизо в департаменте Шаранта Леона Летора привезли в его родной Ренн. Похоронили его на следующий день при большом стечении народа.