Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
2001 – Глава администрации Казани К. Исхаков своим постановлением вернул остатки комплекса Кизического монастыря Казанской епархии
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
От хранилища редкостей до Национального музея
- 07 апреля 2005 года
В день открытия городского научно-промышленного музея 5 апреля 1895 года посетителям была представлена первая музейная экспозиция. Какой она была? Конечно, не чета современной, но это история – и она интересна.
Из двадцати лавок Гостиного двора, которые отдали музею, шестнадцать заняла экспозиция, которая состояла из двух частей. Нам трудно сегодня представить, что видели посетители, приходившие в Казанский городской музей в конце XIX века. Существует, например, такая оценка экспозиционных залов: «Значительная часть их была занята так называвшимся «лихачевским отделом», представлявшим собой настоящий сумбур – сбор отдельных вещей, порою редких и редчайших, могущих привлекать своей необычностью, стариной, редкостностью.
Гостиный двор в Казани (справа)
На одной площади, в непосредственном соседстве уживались два теленка, сросшиеся головами, и страусовые яйца, портреты царей в золоченых рамах и картины знаменитых русских художников». С этой характеристикой, данной в 1955 году, трудно спорить. Но такова была воля адмирала Лихачева, брата Андрея Федоровича.
Экспонаты из коллекции Андрея Лихачева
Передавая городу богатейшие коллекции брата, которые тот собирал всю жизнь, он поставил обязательным условием существование цельной «Лихачевской» экспозиции.
Вторую часть экспозиции составляли экспонаты казанской выставки 1890 года.
Трудно предположить, по какой схеме была создана экспозиция. Пожалуй, схемы этой попросту не существовало, так как экспонаты довольно часто «переезжали», особенно в первые годы. В 1912 году был создан особый зал императора Александра II, но и это еще не создавало системности. В экспозиции 1913 года, кроме экспонатов «Лихачевского отдела», были представлены портреты царей и мемориальные предметы царской фамилии, археологические находки, старопечатные книги и рукописи, предметы русского быта, художественные произведения русских и иностранных авторов, экспонаты, рассказывающие о культуре Китая, Японии, Индии, Египта – вещественные следы тесной связи музея с профессорами Казанского университета.
Особый колорит придавали экспозиции огромные напольные китайские вазы, статуи, коллекции старинного оружия, которые любой посетитель мог потрогать руками, несмотря на запрещающие предупреждения надзирательниц.
Современникам Казанский музей казался большим и просторным. М.Г.Худяков отмечал, что «в ряду провинциальных музеев Казанский занимает одно из первых мест по числу зал и количеству света». Но стремление выставить все поступающие предметы привело к тому, что некоторые залы были загроможденными витринами и крупногабаритными экспонатами.
В первые дни после победы Октябрьской революции в корне поменялось отношение к работе музеев. Музей перестал быть хранилищем «диковинных» вещей, он стал восприниматься прежде всего как идеологическое учреждение. Друг за другом следовали декреты: о национализации крупных музейных собраний, о ликвидации церковного имущества, о запрете на вывоз за границу предметов искусства и старины.
1 апреля 1917 года прошла первая музейная декада советского периода истории. В листовке, выпущенной к ней, объявлялось, что «Центральный музей ТАССР приступает к стопроцентной ломке старого музея, бывшего собранием «редкостей», и к строительству нового советского музея».
Государственный музей ТАССР - здание в четыре этажа
В основу нового плана легли следующие принципиальные положения: экспозиция должна быть увязана с задачами социалистического строительства и культурной революции. В планах было создать краеведческий музей (производительные силы и природа края); экспозицию «Татарская республика в настоящем и ее будущее»; художественную галерею, нумизматический музей и другие, проводить выставки, связанные со злободневными темами.
По материалам выставки смотра рабочей изобретательности было решено создать отдел соцстроительства. В течение одного месяца (1 декабря – 1 января 1932 г.) при посильной помощи бригад рабочих комбината «Спартак» была создана новая экспозиция. Рабочие дали совет работникам музея – показывать не только продукцию заводов, но и процессы производства, новые условия труда, изменение быта рабочих в условиях советской власти.
Экспозиция, созданная без необходимой научной обработки материала, не отвечала общемузейным требованиям. В целом к середине 1930-х годов музей попал в трудное положение: старые экспозиции были разрушены, а новые не созданы. Во второй половине 1930-х годов в связи с реализацией программы ликвидации безграмотности населения основной задачей музеев стало создание экспозиций, способных помочь в преподавании истории и ее популяризации.
В Центральном музее ТАССР к этому времени действовал археологический отдел, разделы капиталистической формации, революции 1905 года и выставка, посвященная социалистическому строительству. В мае 1936 года состоялось большое совещание в Москве, на котором была принята единая структура краеведческих музеев страны: отдел природы края, исторический отдел (с древнейших времен до 1917 года) отдел соцстроительства (с 1917 года). Введение этой структуры в значительной степени способствовало выработке историко-хронологического принципа экспозиций.
Началась работа над новой экспозицией музея, которая в 1941-м остановилась. В годы войны изменился характер его деятельности. Экспозиции Центрального музея ТАССР были свернуты из-за нехватки площадей. Музейщики потеснились, приняв под своей крышей эвакуированные сокровища из других городов. В Казань были вывезены архивные и музейные ценности из Москвы и Ленинграда. Так, из города на Неве поступили рукописные фонды Пушкинского дома Академии наук СССР – подлинные рукописи Державина, Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского…
Но музейные работники не остановили свою работу ни на один день. Они открыли первую военную выставку «Советский Союз победит!» …23 июня 1941 года. Потом было много самых разных выставок – числом около тридцати – в самых неожиданных местах: в агитпункте Казанского вокзала, в двух вагонах-клубах, которые курсировали от Москвы до Свердловска.
В 1942 году в Казани была создана первая в стране большая выставка, посвященная Великой Отечественной войне. В Казань с фронта были отправлены две платформы с трофейным немецким оружием, много материалов о зверствах фашистов поступило от партизан. К середине 1943 года на выставке было представлено около трех тысяч экспонатов. Трудности военных лет определили скромность оформления экспозиций – выставка работала в помещении театра юного зрителя и на обширной территории его внутреннего двора. Но она отвечала главной задаче момента – вызывала гнев и ненависть к врагу. Война закончилась – и появилась проблема восстановления постоянных экспозиций.
Новая экспозиция соцстроительства была открыта в сентябре 1947 года. Она рассказывала о Великой Октябрьской революции и гражданской войне; об образовании Татарской АССР и смерти В.И.Ленина; о коллективизации и индустриализации; о принятии новой Конституции. В 1949-1950 годах была создана новая экспозиция – «Край в XIX веке». От довоенных она отличалась тем, что большое внимание было уделено отражению местных событий (один из разделов назывался «Внутренняя политика царизма и ее отражение в Казанской губернии»).
Самолет По-2 в экспозиции Государственного музея ТАССР. 70-е годы
На основе большой собирательской работы (в те годы предпринималось большое количество экспедиций) Госмузей приступил к выполнению важнейшей задачи, вставшей перед музейщиками в начале 1950-х годов – показать историю современности. Первая попытка создать такую экспозицию относится к 1949 году, когда в музее появился раздел «Наш край сегодня».
В 1987 году в бывшем Гостином дворе, где вместе с музеем обитало много самых разных учреждений, произошел пожар. И хотя музейные экспонаты не пострадали, город на долгие годы остался без полноценной экспозиции.
История в цифрах и фактах
1879 год
21 марта «Казанские губернские ведомости» сообщали, что члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете выступили с инициативой учреждения в Казани «публичного музея для ознакомления с прошедшим и настоящим бытом местного края». Первый проект будущего музея (автор В.М.Флоринский) не был претворен в жизнь.
1890 год
С 15 марта по 15 сентября в Казани работала научно-промышленная выставка, после которой инициаторы создания музея получили поддержку городского головы С.В.Дьяченко.
1891 год
В «Волжском вестнике» публикуется проект, а потом и устав городского музея (автор Р.В.Ризположенский). Устав был утвержден Министерством финансов тремя годами позже. Сначала музей планировалось разместить в Александровском пассаже, но для этих целей больше подошло здание Гостиного двора.
5 апреля 1895 года
Состоялось торжественное открытие музея. К этому дню был выпущен «Краткий указатель коллекций Лихачевского отдела», который стал первым общедоступным каталогом. В состав первого Совета музея были избраны купцы В.И.Заусайлов и Н.А.Осокин, профессора Казанского университета А.А.Штукенберг и Н.П.Загоскин.
1912 год
Казанский городской научно-промышленный музей переименован в Казанский городской музей, с 1918 он становится Казанским губернским музеем, с 1921 – Центральным музеем Татарской АССР.
1917 год
После освобождения Казани от белогвардейцев и белочехов власть смогла наконец-то заняться мирными делами. На первом собрании губернского подотдела Всероссийской коллегии летом 1919 года были определены основные задачи на первом этапе революции: полная регистрация предметов искусства и старины в городе и уездах, описание и фотографирование. В состав подотдела вошли профессора Б.Адлер, А.Миронов, К.Харлампович, искусствоведы В.Соколов, П.Дульский. Из национализированных частных собраний был составлен губернский музейный фонд. В частности, было собрано около 400 предметов фарфора.
1918 год
При реорганизации музея закрыт «Лихачевский отдел», коллекции его распределены среди других отделов. Музей получил дополнительные помещения в том же здании.
1920-1930-е годы
Одна из первых экспедиций сотрудников музея в 1920-е годы была посвящена изучению искусства деревни. Наряду с этнографическим изучением края музейщики занимались археологическими обследованиями. Организаторами экспедиций были М.Худяков и Н.Калинин. В 1930 была проведена совместная с Антропологическим институтом I Московского государственного университета, в ходе которой было открыто 6 новых археологических памятников.
Начато издание журнала «Казанский музейный вестник», который имел успех за пределами Казани. Его выпуск продолжался в течение 4 лет.
1922 год
2 январяиздан декрет о ликвидации церковного имущества, следствием чего стало поступление в музей вещей историко-культурной ценности. На их основе позднее был открыт отдел древнерусского искусства. Из Московского государственного фонда музей получил 33 произведения живописи и скульптуры.
1930-1931 годы
Методическая комиссия Главнауки Наркомпроса РСФСР, ознакомившись с деятельностью казанских музеев, внесла предложение об объединении Центрального музея и музея революции, открытого в Казани 1 июня 1925 года.
1938 год
В Центральном музее создан «школьный кабинет» – методический центр, призванный организовать учебную и внешкольную работу с детьми.
1940 год
Открыт Литературно-мемориальный музей А.М.Горького, ныне филиал Национального музея РТ.
1941 год
Начало «эпохи Владимира Дьяконова»: за годы его директорства фонды увеличились до 600 тыс. экспонатов. Для сравнения: в 1920-х годах было 100 тыс. экспонатов.
1943 год
Появилась новая форма работы музея – «краеведческие среды». Эта традиция возникла после лекции члена ученого совета Русского музея П.Е.Корнилова, эвакуированного в Казань. Он настолько увлек аудиторию, что решили собраться еще раз через неделю, 22 декабря. Традиции «краеведческих сред» сохранены до сих пор.
1944 год
Коллектив Центрального музея ТАССР награжден Почетной грамотой Верховного Совета Татарии, группа сотрудников – медалями.
1945-1946 годы
Почти полностью восстановлена сеть музеев республики, свернутая в годы войны. К Центральному музею ТАССР в качестве филиалов присоединены галера «Тверь», открытая для посещения, Болгарский археологический и Свияжский краеведческий музеи.
1962 год
Художественная коллекция музея, которая состояла из картин, некогда принадлежавших А.Лихачеву и О.Александровой-Гейнс, других произведений, была передана вновь образованному Музею изобразительных искусств.
1983 год
Музей Боратынского, открытый в 1977 году в школе №34, стал филиалом Государственного объединенного музея ТАССР. Он располагается во флигеле усадьбы Боратынских.
1982 год
Центральный музей ТАССР преобразован в Государственный объединенный музей ТАССР, в его состав вошли 15 музеев республики.
1986 год
Открыт музей народного поэта Габдуллы Тукая.
1987 год
В главном здании Государственного объединенного музея на улице Ленина произошел пожар. Пострадали музейные залы современной истории Татарстана и отдела природы.
1988
Открыт музей Салиха Сайдашева.
2001 год
Государственный объединенный музей получил статус Национального музея Республики Татарстан.
2002 год
Завершена реконструкция главного здания музея со стороны улицы Кремлевской. Музейные работники получил возможность создавать временные экспозиции.
2003 год
В августе утвержден художественный макет будущей постоянной экспозиции «История Татарстана с древнейших времен до XX века».
«Казанские истории», №5-6, 2005 год
Читайте об истории Гостиного двора: