Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Улица Московская

Одной из старейших улиц Казани вернули первоначальное название – Московская. Переименование проведено по рекомендации городской комиссии по топонимике и в рамках реализации подписанного в начале октября 2004 года соглашения между правительством Москвы и администрацией Казани «О проведении взаимных мероприятий, связанных с 1000-летием города Казани».

Изучив массу краеведческих источников, наши авторы постарались дать максимально полное жизнеописание этой улицы.

После образования Казанского ханства в районе нынешней улицы Московской возникло селение - аул. Внук ордынского хана Тохтамыша Улу-Мохаммед подарил его беку Кураишу, отчего аул назывался Кураишевым. Кураишева слобода просуществовала до XVII века, пока не вошла в острожные стены Казани, став частью городского посада.

Как сообщают в книге «Казань и ее слободы» Р.Мустафин и Р.Бикбулатов, согласно народному преданию,  некогда здесь было озеро, а за ним – Царев (Ханский) луг с богатыми сенокосами. Здесь долго время проводился праздник Сабантуй.

Новая жизнь этих мест началась после октября 1552 года, когда татарам запретили жить в черте городского посада и они стали селиться за Булаком.

История Московской улицы неразрывно связана с историей Сенного базара, который начал складываться в  первое десятилетие XVIII века вокруг засыпанного озера. Так сообщается в «Путеводителе по Казани» М. Казанского, изданного в 1832 году. Как писал в том же году профессор Арнольди, Сенная площадь была весьма болотиста.

На месте озера сейчас сквер, в центре которого необычный памятник времен советского агитпропа – группа рабочих держат на вытянутых  руках земной шар.

Территория базара в лучшие его времена имела вид прямоугольника и занимала более 16 300 квадратных метров. Поскольку площадь сплошь была покрыта слоем сена, базар получил название Сенного. От него долгое время оставались целые кварталы длинных одноэтажных лабазов, складов и лавок по улице Кирова.

Толстые кирпичные стены, железные двери и ставни, массивные решетки на окнах, сводчатые перекрытия въездов и ворот, ограды из кованого железа… Некоторые постройки сохранились до сих пор. Большинство же снесены, а ведь в свое время обсуждался проект восстановления Сенной площади в ее исконном виде.

До 1935 года на этом месте были три разных улицы: Успенская, Московская и Владимирская, названия которым дали три храма. Они доходили до церкви Успения. Соединяла их трамвайная ветка, сначала на конной, а потом на электрической тяге. Через Адмиралтейскую дамбу и Московский тракт можно было добраться до паромной переправы через Волгу к Верхнему Услону. Свое название объединенная улица получила после убийства С.М. Кирова, 25 июня 1935 года. 

Уже на нашей памяти, в августе 1978 года, были снесены остатки построенного в 1799 году на средства И. Жаркова трехпрестольного Успенского собора. Он не раз горел и вновь восставал из пепла – в 1822 и 1863 годах. Собор, построенный в XVIII веке, занимал первые два квартала нынешней Московской.  По сведениям Леонида Девятых, находился он примерно на том месте, где  нынче стоит автозаправка.

Грандиозный Владимирский собор занимал весь квартал между улицей Чернышевского и переулком Кирова. Старейший из трех его пределов возвели в 1718 году. А сто лет спустя, в 1815-м, рядом поставили стройную колокольню. Храмовый комплекс имел несколько составных частей: две церкви, часовню императора Александра II. 22 октября 1963 года собор взорвали. Сейчас на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом.

На улице Московской, простиравшейся далее до Евангелистовской (ныне улица Татарстан), находилась церковь Московских Чудотворцев. Каменное здание было построено в 1739 году вместо деревянной постройки 1663 года. Главный – холодный престол был расположен на втором этаже, а на первом находился зимний храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь  всегда имела очень маленький приход (в начале XX века – около 80 человек), который составляли немногочисленные православные жители района, населенного, главным образом, мусульманами. В 70-е годы XIX века старостой храма был известный казанский архитектор Петр Иванович Романов. Его дом имел номер 35.

В 1897 году старостой был купец Сергей Андреевич Землянов, владелец соседнего дома (№37). При нем и в основном на его средства храм был отремонтирован. В 1898 году у ограды была выстроена часовня в память императора Александра II, сохранившаяся до наших дней. Сохранилось здание, в котором жил причт и работала церковно-приходская школа (сейчас здесь детский сад).

Полуразрушенный комплекс был передан Раифскому монастырю, открывшему в Казани подворье, который выстроил новую церковь, освященную в честь жен-мироносиц, и восстановил церковную жизнь.

По словам настоятеля подворья игумена Филиппа, москвичи всерьез намерены строить новый храм на месте разрушенного. Сейчас делается его проект и составляется смета. Но работы начнутся не ранее весны – расходы будут включены в смету 2006 года.

Повествуя о бывшей Московской улице, стоит вспомнить еще про одну церковь, располагавшуюся рядом, на улице Евангелистовской  – Четырех Евангелистов. Ее построили в 1769 году в Татарской слободе, скорее всего, намеренно – как напоминание татарам, в каком государстве они живут и какая религия тут главная. Евангелистовская церковь располагалась рядом с местом, где сейчас  Камаловский театр (ныне ул. Татарстан, 3), и была известная тем, что к концу XIX века стала единоверческой. Там молились и старообрядцы – люди, не принявшие нового православия.

Когда после революции в Казани стали разрушать храмы, лишь один человек  встал на защиту этой церкви. Василий Егерев, известный в Казани знаток архитектуры, умолял не разрушать ее, принять во внимание ценность архитектурного памятника. «Охранника старого хлама», как о нем писала газета «Красная Татария», не послушали. Святыни не стало, на ее месте в 1939 году появился жилой дом работников валяльно-войлочного комбината (в народе его звали «Татваленок») – дом с огромной рекламой компании «Красный восток» и рестораном «Афродита».

Западной границей Сенного базара был небезызвестный дом Карла Федоровича Фукса. Особняк этот не имел никакого отношения к делам торговым, в отличие от своего соседа – дома Апанаева. В нем жил известный врач, профессор Императорского Казанского университета Карл Федорович Фукс. Как известно, в этом доме во время своего приезда в Казань гостил поэт Пушкин. Однако статус памятника культурного наследия не спасли особняк, который долгие годы на глазах у всех казанцев и гостей города разрушался. Несмотря на протесты защитников старины.

Читайте о его судьбе в "Казанских историях" -

Судьба нескольких домов на Московской объединена родством известных купеческих фамилий – Усмановых, Казаковых, Апанаевых.

Богатейший купец Джиганши Усманов имел несколько доходных домов на Московской. Его последним приобретением был трехэтажный кирпичный дом с закругленным углом на пересечении улиц Московской (Кирова, 53/6) и Сенной (Парижской Коммуны). Всего на приобретении доходных домов он затратил около 200 тысяч рублей.

Один из его  домов, известный как дом Апанаевского подворья (это он примыкает к дому Фукса), достался по наследству его дочери  – Бибимагруй, которая была замужем за сыном другого казанского купца – Мухаметзяна Казакова – Мухаметшакиром. Молодая семья  получила его в 1872 году, после смерти Джиганши.

Дом, занимавший целых полквартала по Владимирской улице, имел в первой половине XIX века два этажа. На первом, как и положено, находились лавки и торговые ряды, второй сдавался под номера. Дом был старейшим за Булаком – построен еще в конце XVIII века Екатериной Вельяминовой в архитектурном стиле эклектики. После ремонта бывший купеческий особняк стал обычным доходным домом.

Позже два соседних дома Апанаевского подворья были соединены третьим этажом, на котором также устроили гостиницу. Это сделало здание своеобразным караван-сараем Сенного базара.

Семье Усмановых - Апанаевых - Казаковых  принадлежали на Московской еще два дома: 17 (доходный дом) и 19/6 (лавка). Оба ныне не существуют. На месте лавки – пока пустое место, там, где был доходный дом, идет стройка. По последней казанской моде она закрыта красочным баннером с изображением будущего дома. Интересно, знает ли новый хозяин, чей это был дом и кто такой – купец Апанаев?

Купец Мухаметшакир Казаков сделал доходным и угловой  дом по улице Московской и Евангелистовской (ныне №59/14 по ул.Татарстан), построенный в 1866 году  и купленный в 1906 году у А.Г.Хусаинова. Сегодняшний вид здание приобрело в 1915 году. Трехэтажный особняк со скошенным углом, балконами и куполом-шатром построен в классическом стиле, эклектичные дополнения носят более поздний характер. Товарищество «Апанаевы и Казаков» содержали на первом и втором этажах этого дома номера  под названием «Булгар», занимавшие 42 комнаты.

Здесь жили поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, создатель первой татарской труппы Габдулла Кариев, известные татарские артисты С.Гиззатуллина-Волжская и В.Муртазин-Иманский. В разное время здесь находились редакции нескольких татарских газет. По инициативе философа Ахметхади Максуди в конце 1905 года в номерах «Булгар» была открыта первая татарская национальная библиотека. В 1907 году, до переезда в дом Апанаева на Евангелистовской улице (ныне ул. Татарстан, 8), здесь находился знаменитый «Восточный клуб», объединявший татарскую интеллигенцию того времени.

По сведениям Льва Жаржевского, в 1938 году была предпринята попытка создать в этом здании мемориальную комнату Габдуллы Тукая. Архивы позволяют достаточно достоверно воссоздать обстановку последнего пристанища самого известного татарского поэта. Однако ни тогда, ни в 2005 году этого не сделали. Не может не удивлять тот факт, что к 1000-летию Казани бывшие номера «Булгар» не получили статус приоритетного объекта для реставрации. Дом лишь внешне подмалевали, декоративно закрыв проемы окон, чтобы не портить настроение тем, кто проезжает по улице Татарстан. Здание потихоньку приходит в негодность.

Несколько домов на Московской улице принадлежало другой известной купеческой семье – «миллионщиков» братьев Юнусовых: №66 (в трехэтажном здании в 1900 году находилась типография первой татарской книготорговой фирмы братьев Каримовых, в одноэтажном был торговый склад) и №70 (доходный дом). Дома №66 уже нет, а бывший доходный дом – трехэтажное здание в стиле «модерн», построенное в 1912 году, сохранился.

По сведениям Льва Жаржевского, здесь находились номера «Амур», одни из лучших в этом районе. Именно в этих номерах Габдулла Тукай прожил свои последние дни. Постояльцам предлагались два стола – русский и татарский. Дом был надстроен в 1914 году третьим этажом. Его внешний вид тогда изменили до неузнаваемости. До недавнего времени в этом здании размещался магазин «Букинист».

По данным Л.Свердловой, в 1818 году старший сын купца Юнусова – Абдулкарим имел на Сенной площади каменный двухэтажный дом, сумма оценки которого составляла 32 тысячи рублей, а рядом – 20 лавок.

Если бы мы рассказали о каждом доме, то пришлось бы поведать о многих купеческих фамилиях. Упомянем еще три.

У купца Шакира Мусина в угловом доме на Сенной площади (ул.Парижской Коммуны, 8) был магазин «Азиатская обувь». Дом дошел до нас под названием "лавки Сенного базара". Здание не особо примечательной архитектуры - лавки есть лавки. Но парадная дверь была очень красивой.

Здание официально не являлось объектом культурного наследия, его эксплуатировали, не ремонтируя до последней возможности. Потом снесли и на их месте построили новое двухэтажное здание, архитектурный проект которого предполагал единое стилевое единство со старинным парадным входом, который воссоздан в точном соответствии с оригиналом. 

Торговый дом Гайнутдина Сабитова с сыновьями находился неподалеку от владений купцов Юнусовых. Он арендовал площади у купца Мухаматзяна Галеева (Кирова, 72). Здесь торговали мануфактурой, а тюбетейки, калфаки и каляпуши, производимые на фабрике Сабитова, были лучшими на всем общероссийском рынке и не раз удостаивались наград на промышленных выставках в России и за рубежом.

В 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, первым головой которой избрали купца Исмагила Апанаева. Ратуша располагалась в угловом доме, который сегодня имеет номер 57/13. До недавнего времени это был неказистый домишко, нынешним летом здание отремонтировали  – и оно заметно повеселело.

Среди приметных в архитектурном отношении домов Леонид Девятых называет дом Александрова (№26), построенный по проекту архитектора Ф.И.Петонди в первой половине XIX века. Это был классический образец городского особняка.

В середине XIX века, с возведением Соборной мечети, завершилось формирование Сенного базара как общественно-торгового центра татарской части Казани.

И в наше время улица Кирова, сегодня Московская – известное торговое место. Именно здесь находится Центральный рынок Казани, Центральный универсальный магазин. Рынок в последнее время претерпел существенную реконструкцию: значительно расширились торговые площади, улучшились условия работы продавцов, удобнее стало покупателям. Преобразования торговых площадей еще не закончены.

Стройка сегодня идет практически в каждом квартале улицы Московской. Еще немного – и от ее прежнего облика ничего не останется, поскольку новые дома не имеют ничего общего с теми, что стояли тут прежде. Современная улица Московская простирается до ЦУМа, Дворца спорта, гостиницы «Мираж» и культурного центра «Пирамида». Это совсем другие архитектурные ритмы и формы.

В другой части улицы, неподалеку от вокзала, стояло двухэтажное здание со смотровой каланчой (№36) – своеобразный памятник архитектуры второй половины XIX века. Здесь располагалась вторая полицейская и пожарная части города. На каланче, которую громко именовали дозорной башней, вывешивали разноцветные шары. Каждый цвет соответствовал определенной погоде и температуре воздуха. Выражение «ночевал под шарами» было тогда понятно всем казанцам и означало: ночевал в полицейской части. Одним из задержанных, ночевавшим «под шарами», по данным Б.Бикбулатова, был известный московский публицист и бытописатель Владимир Гиляровский. Дом этот сохранился до сих пор, но, скорее всего, доживает последние месяцы. На одной из его разрушенных стен табличка – «Продается».

Улица эта никогда не отличалась особой ухоженностью. Дома здесь не такие нарядные, как на соседних улицах – Баумана, Кремлевской, Маркса, а потому в пору ликвидации ветхого жилья многие из них снесены или ожидают такой участи. Тем не менее в дореволюционные годы она была одна из главных в татарских слободах. По сведениям Леонида Девятых, здесь находилось даже здание Забулачной почтово-телеграфной конторы – для ускорения торговых дел.

Предполагалось, что к юбилею Казани Московскую улицу приведут в порядок московские строители на средства московских инвесторов. Правительство Москвы собиралось профинансировать восстановление храма Московских Чудотворцев. Реконструкцию улицы Московской планировали завершить к августу 2005 года. Предполагалось ее торжественное открытие, как это было сделано на улице Петербургской. Не получилось.

Мэр Москвы Юрий Лужков, отвечая на вопросы казанских журналистов о судьбе улицы Московской во время пребывания в юбилейной Казани, заверил, что свое слово москвичи сдержат. Будем надеяться.

На центральной части Московской улицы располагаются два известных исторических памятника: дом Фукса и Сенная мечеть (Нурулла), о которых стоит рассказать подробнее.

Дом Фукса

В настоящее время дом Фукса представляет собой печальное зрелище. В первой половине XIX века в доме на углу нынешних улиц Шарифа Камала и Московской жил известный многим казанцам врач, натуралист и историк Карл Федорович Фукс. Он родился в 1778 году, обучался в Геттингенском и Марбургском университетах, где получил степень доктора медицины. В начале XIX века был приглашен преподавать в Императорский Казанский университет, в 1820 году стал деканом медицинского факультета, с 1823 по 1827 год был ректором. Одновременно служил практикующим врачом в университетской клинике. В тридцатые годы Карл Фукс вместе с другими врачами боролся против холеры, охватившей город, проявляя чудеса героизма.

Приехав в Казань, он женился на Александре Андреевне Апехтиной и поселился на улице Московской. Этот дом вскоре стал одним из центров культурной жизни города. Стараниями Александры Андреевны был открыт и достаточно долго существовал первый в Казани литературный салон, который посещал сам казанский губернатор. Здесь в разное время бывали многие знаменитости, приезжавшие в Казань: немецкий ученый А.Гумбольдт, российский министр М.Сперанский, поэты А.Пушкин, Е.Боратынский, Г.Языков и многие другие. Сюда захаживали губернатор С.П.Шипов, великий геометр Н.И.Лобачевский.

По сведениям Льва Жаржевского, дом Фукса был едва ли не самым дорогим на Московской улице. «Каменный двухэтажный, с кумполом дом, в нижнем этаже устроены три лавки, при нем деревянный флигель», – так описывается жилище профессора в одном из старинных документов.

Этот угловой дом, выстроенный в самом начале XIX века (точное время не установлено) в стиле классицизма (ныне №58/5), был первым образцом нового типа городского жилища. Кирпичное, оштукатуренное здание – двухэтажное по улице Московской, трехэтажное по улице Ш.Камала – имеет полуарочные проемы на втором этаже, оформленные в кладке с оштукатуренными наличниками. Во многих районах старой Казани можно видеть подобные строения, но дом Фукса был первым…

После смерти мужа Александра Андреевна продала дом казанскому купцу Ерлыкину. В это время со стороны улицы Камала были поставлены массивные ворота, ныне разрушенные. В 1851 году особняк реконструировали по проекту казанского архитектора Александра Ивановича Песке.

Судьба дома Фукса уже давно вызывает серьезные опасения. После отселения жильцов и закрытия магазина садового инвентаря на первом этаже здание стало быстро приходить в негодность. Исчезли мемориальные доски, на двух государственных языках напоминающие казанцам и «отцам города», что это – памятник, который охраняется государством, и что в доме Фукса  в 1833 году побывал Александр Пушкин.

Казанский краевед Леонид Девятых опубликовал в сентябре нынешнего года в газете «Республика Татарстан» очерк «А был ли Пушкин?..», в котором с грустью сообщает, что дом на Московской – сегодня единственное памятное место, напоминающее о пребывании великого русского поэта в Казани. Остальные здания снесены. Но и у этого может быть горестный конец.

В 2002 году дом был передан в аренду на пять лет фирме ТПЦ "Нива" при условии, что здание будет отреставрировано и в нескольких комнатах разместится музей Карла Фукса. Отремонтировав часть дома, которая выходит на улицу Ш.Камала, и, найдя ей хорошее применение, фирма благополучно забыла о своих благих намерениях, а потом вообще исчезла.

Здание планировали реконструировать в ходе подготовки к 1000-летию Казани, в рамках Федеральной программы сохранения и развития исторической части Казани, но очередь до него не дошла – дом Фукса из списка приоритетных объектов был исключен.  Не оправдались надежды и на то, что дом возродят московские инвесторы.

Ныне дом Фукса пуст и пугает прохожих проемами окон. Он открыт всем ветрам и дождям – крыши, можно сказать, нет. Л.Девятых пишет, что дом уже не раз горел – так в Казани порой случается со старинными зданиями, которые нельзя разрушить, поскольку это памятники культуры. Очередной пожар  был в ноябре прошлого года. Тогда по факту поджога даже возбудили уголовное дело. «Но, разумеется, иных подозреваемых, кроме бомжей, разводящих костры в исторических развалинах, чтобы согреться, не нашлось», – пишет он. Уголовное дело приостановили…

Недавнее сообщение в одной из казанских газет о том, что дом сгорел, к счастью, оказалось ложным, но в Казани 2005 года такие пожары – обычное дело. И за это еще никого не наказали. Во всяком случае, нам такие факты не известны.

Хотелось бы верить, что дом Фукса доживет до того счастливого дня, когда придет сюда настоящий хозяин. Незадолго до юбилейного августа появилась информация о том, что нашелся инвестор. Или инвесторы. О доме Фукса решили позаботиться соотечественники Карла Федоровича – немецкая община Казани.  Но пока следов этой заботы не видно.

Мечеть Нурулла

Мечеть Нурулла (другие названия – «Сенная», «Базарная», «Юнусовская», «Соборная») построена по одним сведениям в 1845-м, по другим – в 1849 году по проекту архитектора А.К.Локмана (?) (по другим данным – архитектора А.И.Песке) коммерции советниками, братьями Ибрагимом и Исхаком Юнусовыми на средства, завещанные им отцом – купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым. По преданию, здесь в стародавние времена существования аула Кураиш находилась деревянная мечеть «Отуч».

В 1890-1908 годах обязанности имам-хатиба Соборной мечети исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты «Азат» Габдулла Апанаев.

Мечеть Нурулла (№74/15) расположена по диагонали квартала и минаретом выходит на пересечение улиц Московской и Парижской коммуны (бывшая Сенная). Этот угол был застроен по периметру одноэтажными зданиями торговых лавок Сенного базара, сохранившиеся используются как служебные помещения мечети.

В основу архитектурно-планировочного решения мечети был положен образцовый проект 1844 года. Это многогранное, состоящее из разновысоких объемов здание, покоящееся на высоком подклете. Центральная часть основного объема имеет луковичный купол на низком барабане, завершающийся позолоченным шаром и полумесяцем. Полукруглый купол бирюзового цвета как бы парит над залом. С северной стороны расположен далеко выступающий входной портал, над которым возвышается высокий стройный минарет. На шестигранном тамбуре с конусовидным покрытием установлен утончающийся кверху цилиндрический ствол. Он завершен невысоким ярусом с небольшими прямоугольными проемами, похожими на зубцы средневековых башен. Овальное внутреннее пространство мечети разделено арками на молельные залы. Комната для омовений на первом этаже облицована мрамором и украшена декоративным фонтаном с резной чашей. В первозданном виде мечеть можно видеть только на старинных открытках.

Романтичный образ мечети сложился в большей степени из-за формы минарета, напоминающей булгарские времена. Это был важный этап в развитии татарской культовой архитектуры, который положил начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания.

Сенная мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татарской автономной республики от 16 ноября 1929 года, минарет разобран. В 1990 году она возвращена государством общине верующих и получила современное название. В 1990-1995 годах мечеть отреставрировали, в 1990 году по проекту архитектора Р.В.Билялова был восстановлен минарет.

Подготовили Айдар Баязитов и Резеда Ибрагимова

Производственная практика 2011 года

ПОСТСКРИПТУМ

Путешествие по улице Московской Айдар и Резеда совершили летом 2011 года. За 10 лет в жизни улицы Московской произошли столь серьезные изменения, что мы решили вновь прогуляться по ней, чтобы проследить, что утрачено, что спасено, чем улица интересна сегодня, о чем напоминают нам ее дома.

Читайте в отдельном очерке