Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Благовещенский собор Казанского Кремля

В северной части Казанского Кремля высится величественное здание Благовещенского собора, памятника истории и архитектуры XVI века.

Ни многочисленные пожары, ни бурные события XX столетия не оказались властны над этой жемчужиной древнего Кремля. Благовещенский собор по-прежнему остается одной из главных историко-архитектурных достопримечательностей Казани.

  Рисунок 1839 года. Работа преподавателя Императорского Казанского университета Эдварда Турнерелли

Его история начинается с 1552 года. Как свидетельствуют древние источники, Благовещенский собор был построен за один день, сразу же после успешного штурма Казанского кремля воинами Ивана Грозного. Место для главного храма покоренного города молодой царь выбрал сам.

Деревянный храм был освящен 6 октября в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в центр новой Казанской, епархии прибыл архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), началась история Благовещенского собора как храма святительской кафедры. С 1552 по 1918 год это был главный храм Казанской епархии.

Интерьер собора до революции

Одной из первых забот первого казанского архиепископа стало сооружение просторного каменного собора. Царской грамотой еще в декабре 1552 года предписывалось известному псковскому церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Построен Благовещенский храм по образцу московского Успенского собора. Исторические источники называют разное время появления храма – от 1555 до 1562 года.

 Первоначально собор представлял собой каменный пятиглавый (с шлемовидным завершением главок), трехапсидный храм с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII веке с северной стороны был построен теплый (зимний) каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с холодным (летним) Благовещенским собором коридором. В 1736 году к западной части пристроили одноэтажную кирпичную трапезную с крыльцом, шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными.

Каменная пятиярусная колокольня Благовещенского собора появилась в конце XVI – начале XVII века. Претерпев многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древнего города. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей первоначально размещалась церковь в честь св.мученицы Ирины, которая в XVIII веке по ветхости была закрыта и начала работать только в 1832 году (средствами помог казанский купец Чижов).

В 30-е годы XIX столетия глава казанского духовенства Филарет задумал перестроить храм, сильно пострадавший от пожара 1815 года (сгорело все, что находилось внутри храма), однако высочайшего разрешения на это не получил. Тем не менее, собор пришлось реконструировать. С 1817 по 1821 год была перестроена полуразрушенная трапезная часть, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.

Таким увидел Благовещенский собор художник ДюранТаким увидел Благовещенский собор художник Дюран

20 августа 1836 года собор посетил император Николай I. Его распоряжения сыграли важную роль в дальнейшей судьбе храма. Архиепископ Владимир (Ужинский) обратился к императору с просьбой выделить средства на ремонт пришедшей в ветхость зимней Рождественской церкви, но тот велел церковь снести и подготовить проект расширения Благовещенского собора и превращения его в зимний.

К 1840 году казанский архитектор Ф.И. Петонди составил проект, утвержденный самим императором. В 1841-1846 годах под наблюдением Петонди собор был расширен на запад, север и юг. Выстроены два теплых придела, отделенные от главного храма стенами и имевшие отдельные входы. Правый был освящен в честь Рождества Христова, левый – во имя Бориса и Глеба. В соборе появилось печное отопление. Бывшие приделы стали частью главного храма. Была перестроена трапезная часть. Над папертью было устроено помещение для соборной ризницы. С западной стороны к входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году стало крытым. В 1897 году в подвале, под алтарем, был освящен храм во имя Всех Святых, который служил усыпальницей митрополитов и епископов.

В Благовещенском соборе совершались почти все рукоположения в священники Казанской епархии, а с конца XIX века – и хиротонии епископов. Именно здесь был посвящен в епископский сан Антоний (Храповицкий), впоследствии митрополит, основатель и руководитель Русской зарубежной церкви. Здесь служили два будущих российских патриарха – Гермоген и Адриан.

На службах в соборе присутствовали Петр I, Екатерина II и все российские императоры после нее, почти все члены императорского дома, посещавшие в разные годы Казань. В собор заходили многие известные люди, в их числе А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, С.В. Рахманинов, В.Г. Короленко, В.И. Немирович-Данченко и другие. В хоре здесь неоднократно пел мальчик Федор Шаляпин.

В начале XX века предполагалась основательная перестройка колокольни, реставрация стенной росписи и икон. В 1906-1909 годах была проведена капитальная реконструкция внутри собора по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского. Древняя роспись храма была подновлена, пол выложен узорчатой керамической плиткой, сохранившейся до настоящего времени. Было устроено паровое отопление и электрическое освещение. В 1908 году на средства казанского купца П.В. Щетинкина обновлены боковые приделы.

Таким был Благовещенский собор до Октябрьской революции

После Октябрьской революции начались новые времена. При освобождении Казани от белогвардейцев и белочехов в сентябре 1918 года храм был расстрелян прямой наводкой из орудий, установленных на холме порохового завода. Все 5 куполов были разрушены прямым попаданием снарядов.

Осенью того года собор закрыли под тем предлогом, что кремль стал военным городком. Поскольку вместе с белогвардейцами и белочехами ушла часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоирей Андрей Яблоков, собор остался без всякого надзора. До мая 1919 года он стоял опечатанным.

Власти разрешили специалистам вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни. Так, в Богородицкий монастырь была перенесена гробница с мощами святителя Гурия.

2005 год. Благовещенский собор после обновления. Саркофаг святителя Гурия в Благовещенском соборе

В 1919 году чекисты обнаружили древнюю соборную ризницу, которая, как «не имевшая исторического значения», была предназначена к конфискации и утилизации. Благодаря деятельному участию в ее судьбе комиссии по охране памятников искусства и старины (П.М. Дульский) и Общества археологии, истории и этнографии Казанского университета (И.А. Стратонов) ризницу удалось сохранить. Обнаруженные ценности по решению ЦИК РСФСР были переданы в губернский музей.

Читайте подробности в очерке Булата Султанбекова - Загадка стальной двери Благовещенского собора

Немногие сохранившиеся книги из библиотеки собора хранились в научной библиотеке имени Лобачевского Казанского государственного университета. Три иконы из главного иконостаса хранились в Музее изобразительных искусств Татарстана. В 1922 году при изъятии церковных ценностей из соборной ризницы было конфисковано то, что не было реквизировано в 1919-м. Огромные ценности частично разграбили, и установить их судьбу невозможно.

В храме были многие десятки икон с дорогими окладами, напрестольных крестов, в том числе с мощами многих святых, ценнейшие облачения священнослужителей, старинная церковная утварь. Только золота в соборе было несколько килограммов, серебра – несколько пудов, многие сотни, если не тысячи драгоценных камней. Когда-то собор имел уникальное собрание старопечатных и рукописных книг ХVI -ХVП веков. Среди них Евангелие с высокохудожественными миниатюрами (1606) казанского митрополита Ефрема, венчавшего на царство в 1613 году царя Михаила Федоровича. Евангелие хранилось в Национальном музее Республики Татарстан.

После революции первая служба в соборе была проведена 7 апреля 1920 года. В храме в экстренном порядке провели реставрационные работы, восстановили нормальный температурный режим. В 1921 году собор передали обновленцам, в 1925-м он был закрыт окончательно. На следующий год его передали музейному отделу, но в качестве музея храм пробыл недолго. В 1928 году храм подвергся частичному разрушению. Были снесены купола, четыре световых барабана, венчавшие храм, а также колокольня и западный вход в трапезную часть.

Такими были росписи собора до реставрации

Благовещенский собор реставрировали в 1958, 1977, 1985 годах. Старинный облик частично был восстановлен только в 70-80-е годы прошлого столетия: были реконструированы световые барабаны, установлены купола и кресты, реставрирован внешний фасад древнего храма.

До 1996 года в нем находились службы республиканского государственного архива, что обусловило довольно хорошую сохранность росписи и узорчатых полов. Подвальные помещения, в том числе церковь Всех Святых, были отданы под овощехранилище.

Так выглядят росписи  собора сегодня

Приехавшие в 1985 году реставраторы из Москвы застали внутреннюю роспись в плачевном состоянии. В конце XVI – начале XVII века собор был украшен замечательной фресковой живописью. Он расписывался несколько раз. Фресок XVI века обнаружить не удалось – храм не раз страдал от пожаров. Росписи собора масляной краской, сделанные в 1870 году художником Н.Л. Сафоновым из Владимирской губернии и подновленные в 1913-м, к 300-летию дома Романовых, его сыном, сохранить в целости и сохранности тоже не удалось.

Около 20 лет с перерывами вели работы в соборе специалисты Межобластного научно-рестраврационного художественного управления Ассоциации «Росреставрация» при Министерстве культуры РФ.

Рядом с главным иконостасом собора играли в биллиард. Он никому не мешал. Наверное, потому и сохранился. Фото Владимира Зотова

Первые открытия древней росписи были сделаны еще в 80-х годах прошлого века.

Летом 1985 года в проеме окна алтарной части была обнаружена фреска XVII века с Божьей Матерью Орантой и серафимами, а в 1996-1997 годах в проемах других окон раскрыты фрески с изображением Казанской Божьей Матери и Знамения того же века. Живопись пострадала от пожаров – изменился цвет, приобретя общий красновато-розовый оттенок.

И только на чердаке собора, в люнете над окном (в XVII веке чердак находился снаружи здания), уцелели фрагменты подлинной живописи, сохранившие первоначальные краски. 

Официальная церемония возвращения храма в январе 1996 года собрала много верующих и атеистов.

Официальному решению предшествовали многочисленные публикации в СМИ. Чаще других в поддержку возвращения храма Русской православной церкви писала газета "Вечерняя Казань".

На снимке: Председатель Государственного Совета Василий Лихачев, глава администрации Казани Камиль Исхаков, глава Казанской епархии Анастасий.

Согласно указу Президента РТ М.Ш.Шаймиева от 22 января 1994 года Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль».

Вот как выглядят его интерьеры сегодня.

21 июля 2005 года Благовещенский собор был открыт после длительной реконструкции. В этом событии приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

Церемония была приурочена к дню передачи Казанской иконы Божией матери, подаренной Казанской епархии Папой Римским Иоанном II, православному празднику этой иконы, который отмечается в этот день всеми верующими.

Верующих и высоких гостей приветствовал Президент РТ Минтимер Шаймиев:

«Девять лет назад, благодаря духовному обновлению нашего общества, было принято решение о реставрации Благовещенского собора. Тогда же в Казанском Кремле началось воссоздание мечети Кул Шариф, являющейся символом национально-религиозного возрождения татарского народа. Решение об одновременном восстановлении двух великих святынь – православной и мусульманской – явилось жестом исторической справедливости и согласия между двумя традиционными для Татарстана религиями. В нём нашёл своё яркое воплощение присущий нашему многонациональному народу дух подлинного добрососедства и веротерпимости».

Президент подчеркнул, что храм получил второе рождение благодаря усилиям строителей и реставраторов, стараниям сотрудников Фонда финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора и Музея-заповедника «Казанский Кремль» и, конечно же, благодаря пожертвованиям многочисленных граждан нашей республики. Особо была отмечена помощь Казанского вертолётного объединения, возглавляемого Александром Петровичем Лаврентьевым, а также ряда других предприятий республики.

 

Читайте в «Казанских историях»:

Загадка стальной двери Благовещенского собора

Благовещенский собор снова открыл свои двери