Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Площадь Свободы, она же – Театральная

Когда-то на месте сегодняшней площади Свободы была площадь Театральная, получившая новое название в июле 1924 года. А до площади Театральной ничего не было. Город в то время сюда еще не дошел.

Театр на месте оврагов

По древним казанским картам видно, что в первой половине XVIII века здесь были глубокие овраги, спускавшиеся до самой Казанки. Как сообщала в «Вечерней Казани» Фагиля Гафурова, самый длинный овраг доходил своей вершиной до современной Ратуши, а шириной был от нынеш­него здания Правительства до улицы Малой Красной. По правую сторону овра­гов были две слободки: Красная и Федо­ровская.

На карте города, составленной инженером Артемоном Соцеперовым в 1730 году, отчетливо видно, что это место находилось за пределами города. Точнее – здесь была граница. В город въезжали через Арские ворота. Ныне на этом месте улица Карла Маркса, по одну сторону – пятое учебное здание КАИ, по другую – офис Всемирного конгресса татар.

По генеральному плану Казани, разработчиком которого был казанский архитектор Фома Петонди (он занимал этот пост в 1834-1844 годах), это место вошло в черту города. Но первое сооружение появилось здесь еще в 1802 году – помещик Павел Есипов построил для своей труппы, состоящей из крепостных крестьян, театр. Он получил разрешение на строительство с условием, что через 10 лет взамен деревянного выстроит каменное здание. Когда первый казанский театр появился, площадь вокруг него стала называться Театральной.

«Передний фасад театрального здания примыкал к линии Покровской и Грузинской улиц... Украшенный колоннами... театр, построенный на каменном фундаменте… обошелся Есипову в 30 тысяч рублей – сумма значительная для того времени. Зрительная зала имела два яруса лож, галерею, кресла, партер и «тамбуры»…», – цитата из книги И.А.Крути «Русский театр в Казани» (М., 1958).

Театр неоднократно горел и отстраивался заново. После крупного пожара 1814 года здание решили не ремонтировать, и в 1815 году он был продан на слом. Через 20 лет несколько метров восточнее было выстроено новое здание театра, тоже деревянное, а потому оно в разрушительном пожаре 1842 года не уцелело.

В 1850 году началось строительство ка­менного здания театра – на том месте, где се­годня па­мятник В.И.Ленину. Первое преставление в нем состоялось 6 апреля 1852 года. Судя по данным Николая Загоскина, и этот театр дважды горел: в 1860 и 1874 годах. После пожара 1874 года здание при восстановлении сделали значительно больше по размерам (в полтора раза) и интереснее по внешнему облику.  Была улучшена акустика, увеличена сцена, добавился еще один зрительский ярус и большое фойе. Автором проекта был Николай Иванович Грицевич, губернский архитектор. 

Театр начал работать уже в 1875 году. Писатель Боборыкин вспоминает, что Казан­ский театр был роскош­ным, а по фасаду даже красивее московского Малого.

Здание первого каменного театра в Казани

 

В 1919 году в здании театра случился очередной пожар. В то время казанцам было не до искусства: шла Гражданская война. Несколько лет на площади стояли руины. Разбирали их на одном из коммунистических субботников.

Новое здание театра на площади появилось в 1956 году. Торжественное открытие состоялось 28 сентября. А строить его начали еще в 1936-м (в некоторых источниках – 1933). Разработка проекта была поручена московскому архитектору Н.Скворцову.

Он погиб на войне, и архитектором был назначен И.Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, тот предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж) и национального орнамента.

Здание Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая всех изяществом и элегантностью.

В 1999 году началась капитальная реконструкция здания, завершившаяся в 2005 году, и сегодня это одно из красивейших сооружений города. Как внутри, так и снаружи.

К 1000-летию Казани на площади Свободы реконструировано еще одно старинное здание. В разные годы своей истории оно называлось по-разному. Дворянское собрание (строительство особняка было завершено в 1849 году) – центр культурной и светской жизни аристократии XIX века, Дом крестьянина, Дом красноармейца, Дом Советской Армии – в первые годы советской власти, потом – Дом офицеров, сегодня – Казанская ратуша.

Большой зал Дворянского собрания по своей акустике был одним из лучших в Казани (в этом заслуга архитекто­ра М.П.Коринфского), а потому в нем проходили не только балы, но и концерты. В 1900 году в последний раз перед отъездом в Мо­скву здесь выступал В.Качалов, через 9 лет пел Ф.Шаляпин, в феврале 1914 года – читал стихи В.Маяковский.

Реставрационные работы в здании начались в 1997 году. Для возрождения первоначального облика Дворянского собрания были проведены серьезные историко-архивные исследования. По материалам, хранящимся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург) и Национальном архиве РТ восстановили внешний фасад. Внутреннее убранство поражает воображение – кругом позолота, красивые росписи, современная итальянская мебель под старину. В дни юбилея Казани в Ратуше принимали самых высоких гостей – Президента России Владимира Путина и руководителей российских регионов, глав государств СНГ.

Большой зал восстановлен в прежнем виде. Здесь заседают депутаты Казанского Совета, проводятся другие важные собрания. Скорее всего, в качестве прекрасной концертной площадки мы его потеряли. На концерты казанцев приглашают в соседнее здание.

В 1967 году на площади был построен по законам советской стеклянно-бетонной архитектуры актовый зал Казанской консерватории, который называли «стекляшкой». построенная в 1967 году. Зрительские места ступеньками круто уходили вверх. Зал был рабочей площадкой симфонического оркестра филармонии, им в то время руководил знаменитый дирижер Натан Рахлин. Здесь проходили концерты детских абонементов, которые собирали юных зрителей со всех концов города.

Мы видели на этой сцене многих великих мастеров классической музыки – музыкантов, дирижеров, певцов. Здесь состоялись первые органные концерты в Казани.

Свой концертный орган фирмы «Rieger-kloss» появился в Казани в 1972 году. А зарождение органной традиции в Казани связано с выпускником Петербургской консерватории Ксаверием Корбутом. Он приехал в Казань весной 1894 года и в течение многих лет работал педагогом по классу фортепиано. Кроме того, служил органистом в лютеранской церкви. Ксаверий Корбут выступал с концертами сначала на старом, а с 1901 года на новом органе евангелическо-лютеранской церкви. В 20-е годы нынешнего столетия инструмент был утерян.

В 1994 году начато строительство нового Большого концертного зала консерватории. Это великолепное здание было построено в 1996 году. В 1997 году в БКЗ был установлен новый орган.

Высококлассный инструмент голландской фирмы «Flentrop» учитывает не только акустические особенности нового зала, но и является одним из важнейших элементов его интерьера. Новый орган относится к так называемому «французскому» типу органов и, по мнению специалистов, не имеет пока аналогов в нашей стране.

Теперь студенты и музыканты приходят в Концертный зал имени Салиха Сайдашева как гости – после капитальной реконструкции, не оставившей от прежнего здания практически ничего, зал получил государственный статус. Мест стало гораздо меньше, интерьеры роскошнее. Можно порадоваться за горожан, получивших столь оригинальное сооружение, с органом, каких в России – считанные единицы. Теперь это место не только для концертов, но и для важных политических событий. В церемонии открытия Большого концертного зала приезжал Президент РФ Борис Ельцин. Было это в 1996 году.

Но концерты для детей теперь здесь организуют  редко – детский абонемент переместили в здание республиканской филармонии на улице Павлюхина. Только с приходом в Государственный симфонический оркестр РТ Александра Сладковского детский абонемент опять вернулся на площадь Свободы.

Одно время на сцену, видевшую музыкантов мирового уровня, выходили девушки в купальниках, приводя в шоковое состояние любителей классической музыки. Сейчас, слава богу, для конкурсов красавиц нашли другое место.

В центре площади Свободы с 7 ноября 1954 года стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину (скульптор П.Яцыно, архитектор А.Гегелло). Памятник решен в традициях советской монументальной скульптуры. Высота скульптуры – 4,8 м, постамента – 9,2 м. Памятник - это объект культурного наследия республиканского значения.

Частью памятника являются трибуны. Постамент и трибуна облицованы плитами темно-красного шокшинского кварцита. В центре лицевой части трибуны вмонтирован бронзовый барельеф «Студенческая сходка в Казанском университете в 1887 году».

 
 

История, как видим, повторяется. Такое в истории площади уже было в 30-х годах прошлого столетия, когда переплавили на металл бронзовый памятник великому земляку, поэту и министру юстиции Гавриилу Державину. Он стоял в Державинском саду, который располагался приблизительно там, где сейчас оперный театр.

В 1932 году памятник разрушили. От него остались лишь фрагменты. Не так давно памятник восстановили в прежнем виде, но Державин теперь «живет» по новому адресу, на улице Горького.

Был на Театральной площади еще один памятник, про который мало кто знает. На старинном фото, опубликованном в газете «Республика Татарстан», хорошо виден монумент полководцу Михаилу Кутузову. Снимок сделан, как сообщает газета, 26 августа 1815 года, когда в Казани праздновали победу в Отечественной войне 1812 года. По сообщению журналиста А.Лебедева, М.Густов ваял фигуру полководца по знаменитому портрету М.Кутузова английского художника Д.Доу.

Из-за нехватки средств памятник был выполнен из гипса, снаружи оформлен хрупким материалом из папье-маше. Уже осенью он разрушился. Общественность обсуждала возможность восстановления памятника из металла, был даже начат сбор средств на эти цели… Больше «Кутузова» в Казани не видели…

Напротив Ратуши – здание КАИ, появившееся во времена, когда советские архитекторы могли позволить себе «излишества». Это одно из старинных зданий дореволюционной Казани. Дом на пересечении улиц Покровской и Театральной (ныне дом №31/7 по ул.Карла Маркса) был построен в начале XIX века в стиле классицизма и первоначально представлял собой двухэтажное кирпичное строение Г-образной формы. В 1870-е годы его перестроили. В ходе реконструкции главный вход сделали с угла.

Здесь была почтовая контора №31, строения и подсобные помещения которой (конюшни, сеновалы, каретники) занимали целый квартал. К началу XVIII века через Казань проходили почтовые пути из Москвы в Пермь, на Урал, в Сибирь. Сибирский тракт был трассой первой категории. Кроме того в здании размещались управление почтово-телеграфной связи Казанского округа, учрежденного в 1874 году, и первая телеграфная станция города.

В музее связи, открытом в 2005 году в помещении почтового отделения №1, можно увидеть документ об образовании городской почты, макет дилижанса для перевозки почты, мешки, баулы для почтовой корреспонденции, саквояжи для спецпочты.

Как сообщает Лев Жаржевский, первая почта, в которой было всего 3 почтальона, содержалась на личные деньги знаменитого казанского почтмейстера В.Журавлева. Первый почтальон земской почты, начавший работать 1 января 1870 года, разносил и развозил почту целых 30 лет, затем еще 13 лет заведовал почтой. Это был Иван Асафович Гольцман. Его приемный сын Александр Гольцман дружил с Федей Шаляпиным. Журналист Сергей Гольцман в своей книге «Шаляпин в Казани» (2002) рассказал и о работе казанских почтовиков.

Когда в 1932 году здание было передано Казанскому институту советского права, организованному на базе упраздненного юридического факультета Казанского государственного университета, возникла необходимость в новой реконструкции. По проекту архитектора М. С. Григорьева оно было надстроено двумя этажами, центральный вход разместился в нише, а над ним появился балкон — очень массивный, с каменным ограждением и мощными колоннами. Стены обновленного здания были обработаны пилястрами на высоту верхних трех этажей, крыша ограждалась глухим парапетом. Здание было весьма типичным для своего времени.

В 1952 году институт закрыли, поскольку в КГУ восстановили юрфак, а здание передали Казанскому авиационному институту. В 1957 году его кардинально перестроили – дом стал пятиэтажным. Был убран балкон, вновь перенесен главный вход. Полностью изменилось архитектурное оформление фасадов и крыши — здание стало более «легким». Архитектор Р.Муртазин украсил фасад пилястрами, лепными украшениями. Дом приобрел парадно-праздничный вид.

Таким мы видим здание сегодня. Ныне это пятый учебный корпус Казанского государственного технического университета им.Туполева.

Дом правительства на месте электростанции

Приблизительно на том месте, где сегодня находится здание республиканского Правительства, в 1895 году была построена первая в Казани электростанция, которая, как свидетельствует в своих воспоминаниях ветеран энергетики Сергей Донской (ж-л «Казань», №1 и №2, 1998), принадлежала акционерному обществу «Газ и электричество». Она работала и на светильном газе, и на нефтяном горючем, и на древесном угле. Приметой этих мест в то время были вереницы крестьянских кошёвок (сани, на которые установлена большая плетеная корзина для перевозки груза). Можете представить себе эту картину сегодня?

К городским электросетям тогда были подключены правительственные учреждения, почта, телеграф, телефон, театр, здание Дворянского собрания и некоторые дома в центре. После Октябрьской революции электростанция получила название «Красная заря».

В 1929 году, после строительства новой электростанции на Кабане, здание было передано заводу пишущих машинок, первому в СССР предприятию подобного рода. Творение архитектора Генриха Руша (даже по некачественной фотографии видно, каким оригинальным оно было) кардинально изменили – пристрои исказили его внешний облик до неузнаваемости.

 «Завод находился на месте здания нынешнего Кабинета министров. Казанцы звали его «Пишмаш». Длинное приземистое здание занимало по фасаду весь квартал от улицы Театральной до улицы Пушкина, а огороженная деревянным забором территория – приблизительно ту же площадь, что и нынешний Кабинет министров. Проходная была со стороны Театральной улицы. Перед зданием на всю его длину был палисадник, засаженный кустарником. Можно было наблюдать в окна, как работают цеха завода, ходят люди, работают станки», – вспоминает Ю. Беляков,  заведующий кафедрой оптико-электронных систем Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева.

В 1930 году на заводе освоили производство машинок «Яналиф» с латинизированным шрифтом. Татарскому языку прогнозировали большое будущее, и предприятие решили расширить. Но получилось все по-другому – завод решили переместить на другое место, а уродливое здание не вписалось в грандиозный план переустройства площади, которой суждено было стать центральной в городе.

23 сентября 1924 года бывшая Театральная  стала называться площадью Свободы. У архитекторов были грандиозные планы ее преобразования, о которых нам рассказал знаток казанской архитектуры Сергей Саначин.

Первоначально на месте завода планировалось возведение оперного театра. В 1935 году московские архитекторы Н.Круглов и Н.Скворцов представили свой проект заказчику. Правда, тогда еще не было ясно, в каком месте лучше начать строительство – на берегу Казанки либо на месте сада Пугачева (советское название Державинского сада). Председатель горисполкома в 1936 году единолично выбрал второй вариант. Деревья спилили, несмотря на протесты архитекторов и общественности.

К переустройству площади Свободы вернулись позднее, уже после войны. Рассматривая ее объемно-планировочное решение 1953 года, цепенеешь от ужаса. На месте Дворянского собрания некий П-образный монстр с короткими ножками. До самой Казанки – многоэтажные дома. Если бы эта идея была реализована, милые улочки старой Казани – Федосеевская, Тельмана и другие – были бы снесены уже тогда.

В то время Казани понадобилось еще одно административное здание. Дело в том, что в 1952 году было принято решение образовать в составе Татарской АССР две области – Казанскую и Чистопольскую. Здание для органов власти Казанской области и решили построить на площади Свободы. Над его проектом работали архитекторы Павел Саначин и Георгий Солдатов. В первом проектном предложении они видели Дом Советов в виде скромного шестиэтажного здания, но затем здание преобразилось.

Нужен небольшой экскурс в историю страны, чтобы понять тайные пружины принимаемых тогда решений. Мы совершим его с помощью Сергея Саначина, сына архитектора.

Проектирование Дома Советов совпало со строительством так называемых сталинских высоток в Москве. Архитектурный всплеск того времени – новый советский стиль, концептуальный ампир, идея высотных акцентов. Творческий подъем в архитектуре и искусстве не оставил равнодушными местных архитекторов и людей, стоящих у власти: решили строить нечто подобное. В духе социалистического города был разработан грандиозный архитектурный проект «Кремль – Волга» с учетом высотных акцентов. Идея разрабатывалась институтом «Татпроект».

Предполагалось, что по оси улицы Пушкина появится три небоскреба по-казански, и один из них – высотное, десятиэтажное здание – в центральной части города. Это и был Дом Советов на площади Свободы. Было найдено симметричное решение обрамляющих площадь зданий, в центре площади должен был появиться сквер с фонтаном и памятник вождю мирового пролетариата.

Проект здания неоднократно менялся, становясь все более нарядным и помпезным. Появился богато украшенный входной портал. Изначально в оформлении как фасада, так и интерьеров здания предполагалось использовать скульптуры, лепнину, колонны – элементы сталинского неоклассицизма. Однако посчитали, что тогда проект будет слишком дорог. Было принято компромиссное решение.

Проект четырехъярусного сооружения впечатляет даже сейчас. Десятиэтажное здание с пятиэтажными крыльями, увенчанное шпилем со скульптурным гербом СССР, предполагалось богато украсить – цокольную часть и портал главного входа должны были покрыть темнокрасным гранитом, вестибюль, фойе, залы заседаний украсить пилястрами и лепниной. В здании планировалась установить 3 лифта, один – скоростной. В оба зала заседаний – большой и малый – предполагалось подавать воздух определенной влажности и температуры.

Для своего времени это была самая современная стройка. Как писалось в газете «Красная Татария», стройка будет вестись скоростными индустриальными методами. Для ведения работ было создано специальное строительное управление. Планировалось освоить один миллион рублей. Сроки поджимали, а потому в 1952 году было разрешено вести строительство без проектов и смет.

В 1953 году в строительстве наступает некоторое затишье. А в 1954-м на совещании строителей в Московском Кремле решили бороться с «архитектурными излишествами». По всей стране начался пересмотр проектов. Пересмотрели и казанский. «Излишеств», не соответствующих линии партии и правительства в архитектурном деле, нашли много.

Что получилось в итоге? Не состоялась Казанская область – она просуществовала всего два года. Не состоялся и проект «Кремль – Волга». Вместо первого казанского «небоскреба» появилось скромное здание – в ходе строительства, возобновленного в 1958 году, было «отрезано» все, что в проекте П.Саначина и Г.Солдатова было выше шестого этажа. Здание сдали в эксплуатацию в 1962-м, и оно исправно функционировало до 2004 года. После 1991 года партаппаратчиков здесь уже не было – все кабинеты, за редким исключением, занимало Правительство.

Сообщение в «Вечерней Казани» о том, что здание завода пишущих машинок снесли до начала строительства Дома Советов, не соответствует действительности – в журнале «Казань» опубликован снимок, на котором хорошо видны оба сооружения. У новостройки еще стоят башенные краны, но она уже подведена под крышу. Во время фотосъемки зданию оставалось дожить на этом месте считанные недели, а, может, даже дни.

Очевидцы рассказывают, что бывшее заводское здание сломали без особого труда – хватило одной танковой атаки. Правда, есть и другие свидетельства. Вот что пишет Ю. Беляков, воспоминания которого мы цитировали выше:

«Здание было старинное, кирпичное и очень прочное. Когда завод решили перевести в другое место, то здание никак не могли сломать. Вызвали танки, обвязали тросами оконные проемы. Тросы рвались, а здание стояло несокрушимо. Наконец, пришли саперы, жителей окрестных домов предупредили и проинструктировали, как себя вести. Взрывами очень аккуратно здание разрушили».

От грандиозного плана новой площади осталось одно из двух зданий, построенного рядом с домом правительства, с левой стороны. Старожилы по привычке называют его "Миру мир!" - по лозунгу на фронтоне. В здании долгие годы работал продовольственный магазин. Сейчас здесь - один из филиалов Сбербанка.

Здание недавно отремонтировали и, что удивительно, вернули на место тот самый лозунг - "Миру - мир!"

Как писала в «Вечерке» Марина Юдкевич, Татарский обком партии размещался в «неказистой типовой пятиэтажке, форменной «хрущевке»: «Даже непонятно было, как выполз в приличное общество дореволюционной архитектурной классики и нарядного послевоенного оперного театра этот по-мужицки простоватый дом». Однако внутри это был вполне комфортный офис для партийных и комсомольских чиновников. До этого обком КПСС располагался неподалеку. Ныне в этом здании на Большой Красной – Казанская консерватория.

Со временем одного дома для партии и комсомола стало недостаточно, и было принято решение построить рядом новое здание, повыше ростом. Оно было возведено в 1979-1981 годах по проекту архитектора Г.Пичуева. Партийные чиновники ушли в новый корпус, переместился туда, на восьмой этаж, и кабинет первого секретаря обкома КПСС. Сейчас в этих апартаментах – рабочее место Председателя Государственного Совета РТ Фарида Мухаметшина.

Здания были соединены теплым переходом, что помогало «смычке» двух ветвей власти – в старом корпусе поселился Совет министров. На втором этаже обосновался Председатель правительства (тогда это слово писали с маленькой буквой: республика-то была автономной).

На правой стороне долгое время находились небольшие старинные дома, которым пришлось уступить место новому официальному зданию. Его строили для республиканской Прокуратуры, но пришлось использовать для других целей. На время туда было переведено Правительство РТ.

Со временем старое здание стало тесновато для Кабинета министров. Возникла идея нарастить его несколькими этажами. Но был и другой вариант – здание снести и построить новое, современное. Поначалу  сторонников у этой идеи было немного. Как никак – памятник целой эпохи, из которой родом многие сегодняшние руководители республики. И все-таки здание сломали. Якобы при его исследовании выяснилось, что фундамент опасен даже для существующего сооружения. Еще говорили, что здание стоит на плохой почве, напоминая про бассейн, который тут когда-то был, и овраги.

Вряд ли стоит  сегодня гадать о причинах – дома уже нет, и вряд ли кто льет по этому поводу горючие слезы.

Площадку для нового дома Правительства разровняли к октябрю 2003 года. А потом началось скоростное возведение нового здания. По фотографиям, сделанным мной с высоты 7-го этажа Госсовета, можно установить, как это было. Выпал первый ноябрьский снежок, когда на площадке начали забивать сваи. На следующем фото – начало возведения 2-го этажа. Третий снимок дает представление о весеннем этапе строительства. К лету 2004 года появилась крыша. Через год – новоселье.

Какое получилось новое десятиэтажное здание  Правительства, читатели могут видеть сами. Внешне оно напоминает четырехъярусный проект 1953 года.

– Не совсем так, – уточняет Сергей Саначин. – Зданию, действительно, придали внешний облик, предусмотренный проектом 50-х годов. Разумеется с учетом современных тенденций. Я склоняюсь к тому, чтобы назвать это строительство не реставрацией, как писали в некоторых СМИ. Это скорее реконструкция. В процессе реставрация сохраняется порядка 90 процентов первоначального архитектурного плана, в данном случае сохранили процентов 15. Это образное решение высотки и силуэт центрального фасада здания.

А здание, которое находится от дома Правительства с правой стороны, отдали под Министерство культуры РТ. Здесь же работает Конституционный суд Республики Татарстан. Экс-Прокурор С.Нафиев справлял здесь новоселье уже как председатель этого суда.

Пришли новые времена – и появились новые архитектурные решения, которые сильно изменили площадь Свободы.

Здесь сегодня встретились три градостроительные эпохи: век XVIII – Дворянское собрание и двухэтажный дом К.А.Юшкова, построенный в стиле эклектики классического направления в 1869 году (ныне особняк Всемирного конгресса татар); в советские годы – оперный театр и здание КАИ; новостройки наших дней – новый Большой концертный зал на месте двухэтажной «стекляшки» и здание Министерства культуры.  Новая высотка Правительства (новоселье справляли летом 2005 года) завершает силуэт современной площади Свободы.

Советские демонстрации, либеральные митинги – каждому времени свои события

Театральная площадь – свидетельница мно­гих исторических событий. Площадь была своего рода во­ротами в Сибирь: здесь гнали на каторгу борцов за свободу и счастье обездоленного люда; в июле 1774 года на взмыленных ко­нях промчались на штурм Кремля пугачев­цы; в 1815 году чествовали победителей Отечественной войны – бойцов Казанского ополчения, возвратившихся домой. В октябре 1917 года в здании Дворянского собрания на расширен­ном заседании Казан­ского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была торжественно провозглашена Советская власть (тогда первое слов писали с большой буквы). Был избран Временный революционный комитет в составе 20 че­ловек. Долгие годы об этом событии напоминала мемориальная доска на здании Дома офицеров. На здании Ратуши ее уже нет…

1 мая 1918 года на площади прошла первая свобод­ная де­монстрация (тогда ее называли «ма­нифестация»). В колоннах шли вооруженные люди: еще не­спокойно было в городе. Казанцы увидели тогда живописный портрет Карла Маркса. Художник Николай Фешин нарисовал его специально к этому празднику.

Весна 1919 года. Тяжелые дни Гражданской войны. Войска Колчака – недалеко от Казани. В эти трудные дни в наш город приехал «всероссийский староста» М.И.Калинин. Второго мая с парадного балкона городского театра он выступил на общегородском митинге. Летом того же года в здании Дворянского собрания проходил V Казанский губернский съезд Советов, на котором выступала Н.К.Крупская.

В августе 1919 года в Казани была расквартирована вторая  база радиотелеграфных формирований Красной армии. Сотрудниками ее лаборатории были созданы первые усилители, передатчики и рупор, усиливающий сигнал телефона. Снимки первых аппаратов сохранились в подлинниках, они находятся в музее связи.

Первого мая 1921 года казанцы стали очевидцами технического чуда – на Театральной площади через рупоры звучали речи ораторов, которые находились в здании Дворянского собрания. Об опытах казанских инженеров А.Углова и Н.Чистовского 7 мая 1921 года Ленин писал управляющему делами Совнаркома:

«Я читал сегодня в газетах, что в Казани испытан (и дал прекрасные результаты) рупор, усиливающий телефон и говорящий толпе... Если верно, надо поставить в Москве и Питере».

По указанию Ленина были выделены средства для производства и организации «Устной газеты», которую можно было бы транслировать по громкоговорителю.

Двадцатые годы – время, когда деятели культуры стремятся приблизить искусство к широким зрительским массам, период увлечения театрализованными представлениями. Самое большое такое представление в Казани состоялось 3 августа 1924 года. В основном оно проходило на площади Свободы  и близлежащих улицах. У организаторов (одним из самых активных был Шамиль Усманов) была цель – средствами театра рассказать о важнейших событиях в России от начала первой мировой войны до Великой Октябрьской Социалистической революции. В этом грандиозном спектакле участвовали не только артисты, но и жители Казани.

1937 год. На площади Свободы – митинг в честь принятия Конституции ТАССР. 1945 год, 9 мая – в предрассветное утро вся Казань пришла на площадь Свободы. Совершенно незнакомые люди поздравляли друг друга с долгожданной Победой.

Залечивались раны двух войн – Гражданской и Отечественной. С появлением на площади памятника Ленину она стала местом массовых демонстраций, которые проходили дважды в год – 7 ноября и 1 мая. 9 мая здесь поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны.

Новая жизнь площади Свободы наступила в начале 90-х годов. Здесь проходили массовые митинги – в поддержку демократии и суверенитета Республики Татарстан. Неподалеку от здания обкома КПСС, на ступеньках актового зала, народ впервые публично выступил против важных партийных чиновников. После одного из таких митингов в отставку ушли два секретаря обкома партии.

Площадь видела несколько голодовок, серьезных и шутейных (одно время голодать на людях стало модой), здесь голосовали за введение поста президента России (официально Татарстан в мартовском референдуме 1991 года не участвовал).

В августе 1991 года площадь стала местом встречи тех, кто осмелился публично выступить против ГКЧП.

В октябре 1992 года здесь пролилась первая и, к счастью, единственная кровь в противостоянии тех, кто боролся за полную независимость Татарстана, и тех, кто не хотел выхода республики из состава Российской Федерации.

Сегодня на площади всегда спокойно. На одной из пресс-конференций журналистам сообщили о том, что в городскую администрацию «неоднократно обращались горожане с просьбой о переименовании площади». Определенная логика в этом есть: политическая роль площади сошла на нет, возросла культурная. Речь шла о том, что в 2003-2004 годах это любимое казанцами место обретет новый облик, и, возможно, площадь Свободы  станет Театральной. Решение тоже вроде бы логичное, ведь площадь с таким названием на этом месте уже была. До революции.

После той пресс-конференции показалось, что старая площадь обречена. В новую жизнь – без старых воспоминаний! Не беда, что для многих площадь Свободы – зримое напоминание о романтизме девяностых годов, символ возрождения государственности Татарстана, веры в новую жизнь…

Переименований в пылу подготовки к тысячелетнему юбилею было много – площадь Свободы осталась.

На дворе – апрель 2013 года. Влюбленные назначают свидания на площади Свободы, в самом центре Казани. Значит, еще не прервалась связь времен… Мальчишки катаются тут на скейт-бордах. В скверике в центре площади скамейки всегда заняты.

Любовь АГЕЕВА

ПОСТСКРИПТУМ: При подготовке очерка использованы публикации в газетах верных летописцев истории Казани: Фагили Гафуровой, Льва Жаржевского, Бориса Ерунова, Аллы Гарзавиной, Леонида Девятых, Андрея Лебедева. Ценные добавления сделаны Сергеем Саначиным. Автору оставалось только соединить две истории одной площади, разорванные бегом времени. Мы, наконец, должны научиться жить в едином историческом пространстве.

Архитектура: связь времен

При подготовке очерка о площади Свободы понадобилась консультация специалиста, и мы обратились к одному из известных знатоков казанской истории – Сергею Павловичу Саначину. Он подкорректировал существующие до этого представления об истории Казани, добавил новые подробности. Разговор оказался столь интересным, что мы решили опубликовать  беседу, из которой читатели узнают много интересного.

Встреча нашего корреспондента Ксении Романовой с Сергеем Павловичем  состоялась незадолго до вселения республиканского Правительства в новое здание на площади Свободы, и мы не могли не поинтересоваться первоначальным проектом  этого сооружения, авторами которого были Павел Саначин и Георгий Солдатов.

– Сергей Павлович, к какому времени относится появление Театральной площади на карте Казани?

– К сожалению, изучением карт Казани  не занимаются ни архитекторы, ни историки. Тема исторической застройки и планировки города не разрабатывается. Последним человеком, занимавшимся системным изучением карт, был Николай Филиппович Калинин, у которого несколько   работ по этой теме, в частности, по  средневековой Казани XVIII века. Конечно, есть и другие материалы, связанные с изучением отдельных объектов Казани, но это не системный сбор документов.

Что касается территории сегодняшней площади Свободы, прежней Театральной площади, есть одно изображение – так называемый чертеж Казанский»,  вид с птичьего полета на казанский кремль, сделанный, по моим подсчетам,  в 90-х годах XVII века, а также картография Казани, составленная инженером Артемоном Соцеперовым в 1730 году. На этих старинных документах отчетливо видно, что на месте площади были глубокие овраги, спускающиеся до самой Казанки. Само это место  в то время находилось за чертой города, за Арскими воротами,  которые были приблизительно там, где сейчас проходит улица Карла Маркса, между пятым зданием технического университета имени Туполева и офисом Всемирного конгресса татар.  В XVIII веке эта территория относилась к русскому посаду, где располагались Красная и Федоровская слободы.

Театральная площадь появилась на регулярном плане застройки города в начале XIX века. В 1802 году здесь был построен первый деревянный театр помещика Есипова.

Почти до конца XIX века между площадью и Казанкой было пустое место. Здесь находился искусственный водоем, который называли бассейном. Бассейн на карте города остался  –  виде улицы Бассейной. Она выходила к водоему и шла параллельно, с одной стороны – улице Большой Красной, с другой – реке Казанке, а точнее – Федоровскому бугру. Бассейн скорее всего соорудили для того, чтобы иметь большой резервуар с водой на случай пожара. Эта часть города была в основном деревянной, и пожары случались часто.

В 1895 году на месте искусственного озера была построена первая в Казани электростанция по проекту архитектора Генриха Руша.

– А как складывалась история площади в советское время?

– В июле 1924 года Театральная площадь стала площадью Свободы.  После строительства в 1929 году на озере Кабан электростанции имени III годовщины ТАССР здание на площади Свободы передали новому заводу по производству пишущих машинок «Пишмаш». Однако завод просуществовал тут не долго. По генеральному плану переустройства центральной площади города завод решено было убрать, а на его месте планировалось возведение нового здания театра. В 1935 году московскими архитекторами Н.Кругловым и Н.Скворцовым было запроектировано здание оперного театра.

Среди проектировщиков шли дебаты, в каком именно месте лучше начать сооружение нового театра оперы и балета: на возвышении, с центральным фасадом, выходящим на берег Казанки (примерно там, где сегодня расположен НКЦ «Казань») либо в противоположной стороне, на месте Державинского сада. По решению председателя горисполкома строительство началось в 1936 году – сад Пугачева (советское название державинского сада) спилили, несмотря на протесты специалистов-архитекторов и общественности.

В военные годы на площади наступает затишье, которое продолжается до начала строительства нового здания оперного театра. Через несколько лет на противоположной стороне площади, перед зданием завода, появляется еще один строительный объект. Площади как таковой в тот момент еще, вернее уже, не было. Сквер и памятник Ленину появились только в 1954 году.

В 1952 году было принято решение образовать в составе Татарской АССР две области – Казанскую и Чистопольскую. В связи с этим было принято решение о строительстве здания   комитета КПСС Казанской области и облисполкома. Сроки были сжаты, начать строительство решили без архитектурного проекта.

– Насколько нам известно, одним из авторов проекта был ваш отец  – Павел Алексеевич Саначин.

– Да, авторами проекта были Павел Алексеевич Саначин и его друг Георгий Иванович Солдатов. Они над многими проектами работали в паре. Это был своеобразный творческий тандем. Вместе они проектировали комплекс зданий Казанского ветеринарного института на Сибирском тракте (1950-1956, 1961), комплект Выставки достижений народного хозяйства (1954-1957) – всего 70 совместных проектов. Отец тогда работал начальником отдела по делам архитектуры Казанского облисполкома.

В их первом проектном предложении Дома Советов предлагалось построить скромное шестиэтажное здание. Но в эти годы  в архитектуре происходит уникальное, на мой взгляд, явление. Проектирование нового здания  в Казани совпало со строительством так называемых «сталинских высоток» в Москве. Архитектурный всплеск – новый  советский стиль, концептуальный ампир, идея высотных акцентов, колорит социалистического города. Творческий подъем в архитектуре и искусстве не оставил равнодушными местных архитекторов и людей стоящих у власти: решили строить нечто подобное. В духе социалистического города был разработан грандиозный архитектурный  проект «Кремль – Волга» с учетом высотных акцентов. Идея разрабатывалась «Татпроектом».

Предполагалось, что по оси улицы Пушкина появится три небоскреба по-казански, и один из них – высотное, десятиэтажное здание – в центральной  части города. Это и было  здание Дома Советов на площади Свободы. Было найдено симметричное решение обрамляющих площадь зданий, в центре площади должен был появиться сквер с фонтаном и  памятник вождю мирового пролетариата.

Проект здания Дома Советов неоднократно менялся, становясь  все более нарядным  и помпезным. Появился богато украшенный входной портал. Изначально в оформлении  как фасада, так и интерьеров здания предполагалось использование скульптуры, лепнины, колонны – элементы сталинского неоклассицизма. Однако посчитали, что тогда проект будет слишком дорог, и было принято компромиссное решение, под которое были сделаны детальные рабочие проекты.

В 1953 году в строительстве наступает  некоторое затишье. А в 1954 году на совещании строителей в Московском Кремле решили бороться с «архитектурными излишествами». По всей стране начался пересмотр проектов. Пересмотрели и казанский проект. «Излишеств», не соответствующих линии партии и правительства в архитектурном деле, нашли на более чем 13 процентов от общей стоимости здания.

Что получилось в итоге? Не состоялась Казанская область – она просуществовала всего два года, в 1953 и 1954 годах.  Не состоялся  и первый казанский «небоскреб».

Работы на объекте некоторое время вообще прекратились. Затишье   продлилось до 1958 года, когда, собственно говоря, и был разработан знакомый казанцам проект здания, сданного в эксплуатацию в 1962 году и простоявшего вплоть до 2004 года. Это была нижняя часть первоначально разработанного проекта, в ходе строительства было «отрезано» все лежащее выше шестого этажа.

– Выходит, в новом здании Правительства воплощен проект года?

– Не совсем так. В проекте настоящего дома правительства, действительно, сохранился внешний облик проекта 50-х годов. Разумеется с учетом современных тенденций.

Я склоняюсь к тому, чтобы назвать это строительство не реставрацией, как писали в некоторых СМИ. Это скорее реконструкция. Объясню – почему так считаю. В процессе реставрация соблюдается порядка 90 процентов первоначального архитектурного плана, в данном случае сохранили около 15 процентов. Сохранилось образное решение высотки, силуэт центрального фасада здания.

Кажется, что проще отремонтировать старое – в  действительности проще и дешевле снести старое и построить новое. А потому все строители сегодня хотят снести сегодня старую Казань и построить новую. Разумеется, есть объекты, которые сохраняют, возвращая им исторически достоверный облик. Но это не касается архитектуры советской эпохи, она не занесена в своды памятников, которые охраняются государством.

Что в Казани осталось от советской эпохи? Цирк, оперный театр… Кажется все… Памятников нет! Все, что есть красивого в Казани от сталинской эпохи, висит на волоске.

"Казанские истории", №8, 2006 год