Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мечеть Марджани
- Айдар БАЯЗИТОВ
- 29 марта 2010 года
Мечеть «Марджани» («Первая соборная» или «Юнусовская») – памятник истории и культуры татарского народа. Величественным очертаниям этой мечети – два века с лишним.
До недавнего времени единственной действующей мечетью в Казани была именно эта мечеть. Двухэтажное кирпичное здание мечети в первом, после 1552 года официально зарегистрированном мусульманском приходе Казани, построено с личного разрешения Екатерины II в 1766-1770 гг. на средства прихожан. Шигабутдин Марджани назвал их количество – 62 человека собрали для строительства 5000 рублей.
Во время посещения императрицы Казани в 1767 году жители Старо-Татарской слободы обратились к ней с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала «большой наказ» о разрешении и даже, согласно преданиям, сама указала место для мечетей.
Казанская Соборная мечеть Марджани (аль-Марджани) была построена местными татарскими мастерами по проекту «архитектуры поручика» В. Кафтырева. Он осуществлял после пугачевского штурма перестройку сгоревшего верхнего и уцелевшего нижнего города по генеральному плану и «образцовым проектам», единым для всей Российской империи. Мечеть Марджани с ее булгарско-татарским декором и резным каменным орнаментом стала истинным украшением Казани.
Минарет мечети расположен на зеленой четырехскатной крыше, что характерно для татарского зодчества. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабутдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах. Рядом с мечетью стоят дом Марджани и медресе, в котором он обучал своих учеников вере, идущей бок о бок с научным и реалистическим пониманием мира и мироустройства.
Мечеть Марджани выстроена в стиле российского провинциального барокко, но строившие ее татарские мастера сумели гармонично сочетать его с древними булгарскими мотивами в украшении михраба и капителей. О строителях мечети Марджани свидетельствует плита с надписью: «Абу-Бекр сын Ибрагима, Якуп сын неизвестного, Муртиза сын Юсуфа и Исхак сын Измаила». Мечеть расположена на пересечении улиц К. Насыри и З. Султана на участке неправильной формы углом к уличной застройке.
Мечеть представляет собой двухэтажное здание с Т-образным пристроем с северной стороны. Вход в мечеть расположен с южной стороны правого крыла пристроя. Функционально мечеть разделена на хозяйственный первый этаж, на втором этаже – анфиладные молельные залы. Помещения мечети перекрыты сводами. В залах второго этажа на сводах пышный лепной позолоченный орнамент растительного характера, сочетающий мотивы барочного декора и татарского декоративно-прикладного искусства. Узорная лепнина на стенах окрашена в голубой, зеленый и золотистый цвета. В правой части стены, разделяющей залы, расположена дверь на внутреннюю лестницу, ведущую на минарет. Винтовая лестница внутри минарета через верхний ярус выходит на круговой балкон для муэдзина. Три яруса минарета практически лишены декора. Высокие оконные проемы второго этажа обрамлены барочными наличниками, углы и простенки выделены спаренными и одинарными пилястрами, в ионические капители которых вплетены стилизованные элементы татарского декоративного искусства.
Согласно постановления Совета Министров РСФСР №1327 от 30 августа 1960 года мечеть «Марджани» признана памятником архитектуры федерального значения. Одним из инициаторов строительства мечети и ее первым муллой был Абубакир Ибрагимов – авторитетный для своего времени религиозный деятель. Он был в числе первых казыев (заседателей) Оренбургского магометанского духовного собрания, неоднократно переизбирался на эту должность.
После смерти А.Ибрагимова в 1793 году имам-хатибом первой соборной мечети стал Ибрагим Хузяш (умер в 1825), видный ученый-богослов. Его перу принадлежит ряд книг теософского характера. С 1825 по 1848 год на должности имам-хатиба мечети находились муллы Мустафа Хафиз и Сагит Хамидов. «…Хотя первая мечеть вначале и построилась на средства многих людей, про прошествии времени ее по мере необходимости ремонтировали и достраивали на свои средства и по своей воле отдельные люди.
В самом начале крыша была крыта дранкой, и в 1795 г. Габид сын Габдельбаныя в сообществе еще с одним человеком покрыл мечеть пилеными досками. После пожара 1797 года они вновь перекрыли мечеть. В 1833 г. Губайдулла сын Мухаммедрахима покрыл крышу мечети жестью. В 1860 г. его сын Ибрагим окружил мечеть каменной оградой взамен существовавшей до сих пор деревянной решетчатой ограды. В 1863 г., когда Михраб был перемещен несколько к востоку, мечеть расширили, увеличили и проделали в ней окно…
В 1885 г. усилиями хаджи Зайнуллы сына Усмана был укреплен минарет и пристроено еще одно здание. 1887 г. переехавший из деревни Атау хаджи Валиулла сын Гыйзатуллы сына Тухватуллы и уроженец села Кушлавыч Мифтахутдин сын Валишаха, собрав 250 рублей, окружили площадку для провозглашения азана на минарете железным балконом», – писал Марджани. Марджани с особенным тщанием перечисляет имена жертвовавших на мечеть, словно дает урок благородства и бескорыстия потомкам так же ненавязчиво, как преподавал в медресе.
Выдающийся просветитель и ученый Шагабутдин Марджани стал духовным наставником мечети 6 марта 1850 года. Им написано множество научных трудов, в том числе знаменитая книга «Мустафад ал-Ахбар». Он умер в 1889 году. Потом главой этой мусульманской общины был избран его сын – Мухаметбурганутдин Марджани (1856-1916). К сожалению, из-за долгой болезни тот практически не участвовал в делах своей махали, в конце XIX века ею практически руководил муэдзин Хайрутдин Исхаков, отличавшийся тяжелым характером и совершенно не обращавший внимания на нужды приходского медресе.
Прихожане, крайне обеспокоенные такой ситуацией, выбрали 22 июня 1899 года в помощники М.Б.Марджани молодого энергичного ахуна Сафиуллу Абдуллина. Последним священнослужителем, избранным на должность имам-хатиба первой соборной мечети в дореволюционный период стал 6 июля 1917 года внук Шигабутдина Марджани. Приход мечети Марджани объединял Левую набережную Кабана, Захарьевскую улицу (до здания семинарии), часть Евангелистовской и Екатерининской улиц, а также Первую и Вторую Поперечные улицы. Мечеть Марджани непременно посещают многочисленные гости, прибывающие в столицу Татарстана, в том числе правительственные делегации зарубежных стран. Можно сказать, мечеть является визитной карточкой республики.
С 1995 года и по настоящее время объединением мусульман при мечети руководит имам-мухтасиб Казани, член Президиума Духовного управления мусульман РТ Мансур-хазрат Джалалетдин. На пятничную молитву в мечети собирается порядка 600-700 верующих. Во время Гаитов мечеть не вмещает все пришедших в дом Аллахы Тагаля, и люди читают праздничный намаз снаружи, на территории, прилегающей к мечети.
В настоящее время, когда государство создало благоприятные условия для верующих, а также благодаря стараниям имама– Мансура-Хазрата вокруг мечети создается мусульманский культурный центр, который объединит вокруг себя дом престарелых, приют для детей-сирот, исламскую библиотеку, мусульманский медицинский центр, дом-музей Марджани, магазин халял ризык (разрешенных мусульманам продуктов питания), мастерские народных промыслов, гостевой дом и многое другое. Благородная мечеть Марджани как и прежде является центром ислама в Поволжье.
Мечеть Марджани с 2001 года находилась в стадии реконструкции, которая должна была завершиться к празднованию 1000-летия Казани. На реконструкцию соборной мечети планировалось выделить 27 миллионов рублей. Разработчик проектно-сметной документации – ГУП «Татинвестгражданпроект».
Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего города, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни.
Айдар БАЯЗИТОВ
Практика 2005 года