Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Подручный пекаря, ставший великим писателем

С историей Казани связаны имена многих выдающихся деятелей русской культуры. В их ряду особое место занимает великий писатель, основоположник советской литературы Максим Горький.

«Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих университетов», – говорил он о казанском периоде своей жизни.

В Казани Алексей Максимович жил более четырех лет – с августа 1884 по сентябрь 1888 года. Приехал он шестнадцатилетним подростком, а уехал сформировавшимся двадцатилетним юношей. Эти годы были периодом быстрого духовного роста, идейного становления и развития будущего великого русского писателя.

Казань 1880-х годов представляла собой крупный по тому времени провинциальный промышленный город и культурный центр. Одним из наиболее известных «горьковских мест» является булочная А.С.Деренкова, у которого Алеша Пешков работал подручным пекаря. На базе этой пекарни 12 марта 1940 года и был открыт Музей А.М.Горького. Реконструкция здания под музей была осуществлена под руководством известного казанского краеведа Н.Ф.Калинина, авторы научной концепции экспозиции Н.Ф.Калинин, Г.Ф.Линсцер, В.Н.Терновский.

Музей за годы своего существования неоднократно перестраивался. В 1953 году музей был реконструирован. Авторы научной концепции – Л.Н.Иокар, Р.Г.Бейслехем (Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН). В 1967 году перед зданием музея установлен бюст Максима Горького работы казанского скульптора И.А.Новоселова.

В 1968-м, в год столетия писателя, на втором этаже были открыты разделы «Горький и Шаляпин», «Горький и татарская литература», «Пьесы Горького на сценах казанских театров».

Музей располагает номером газеты «Волжский вестник» (№ 178 за 1902 год), в котором рассказывается, как два молодых человека пробовались на артистов у казанского оперного антрепренера Орлова-Сокольского: он набирал в хор. Решил попытать счастья Алеша Пешков, его взяли. На пробу голоса явился и Федор Шаляпин, но будущую знаменитость забраковали и притом по весьма основательной причине – антрепренер не нашел у него голоса.

Экспозиция музея А.М. Горького

Основная часть экспозиции Музея Горького рассказывает о казанском периоде жизни Алеши Пешкова. Но путешествие начинается с материалов о Нижнем Новгороде, о детстве будущего писателя.

Музей располагает копией плана города с пометками Максима Горького. Еще в 1928 году члены краеведческого кружка при школе №3, которая теперь носит его имя, обратились к писателю с просьбой отметить на карте места, где он некогда жил и работал. В экспозиции можно увидеть уникальный фотопортрет Пешкова 1887 года – первое из сохранившихся изображений будущего писателя, единственное дошедшее до нас от казанских лет его жизни.

В Казани Алеша Пешков остановился на квартире Николая Евреинова на углу Первой Горы и Лихачевского переулка (теперь ул. Ульяновых-Ленина, д. 60). С гимназистом Евреиновым он познакомился еще в Нижнем Новгороде. Ряд материалов рассказывает об этой семье.

Через Николая Евреинова Пешков познакомился с Гурием Плетневым, представителем революционно настроенной молодежи, тот пригласил Алексея жить к себе, в «Марусовку». «Это был большой полуразрушенный дом на Рыбнорядской улице, как будто завоеванный у владельцев его голодными студентами, проститутками и какими-то призраками людей, изживших себя», – так описывает Горький свое обиталище в повести «Мои университеты».

Алеша Пешков жил в доме справа. Здание находится в плохом состоянии. Снимок 2013 года. Ничего не изменилось и в 2015 году

В фондах музея – фотография «Марусовки», полученная музеем от внучки ее владельца, макеты трущобы и комнатушки под лестницей на чердак, где Пешков некоторое время жил. В музее есть фотография Гурия в тюремной одежде, рисунки на березовой коре, выполненные им в период пребывания в петербургской тюрьме «Кресты».

Живя в «Марусовке», Пешков усиленно готовился к экзаменам на сельского учителя. Но на учебу у него оставалось мало времени. К тому же вскоре выяснилось, что он слишком молод для должности сельского учителя и не получит места, даже если сдаст экзамены. Тогда в мае 1885 года он поступает садовником и дворником к генеральше Корнэ, грубой, сумасбродной француженке, плохо говорившей по-русски, но ругавшейся, как ломовой извозчик. В сад она выходила пьяной, приставала к Алексею с нелепыми приказаниями, заставляла его выгонять из сада девушек-сирот, живших у нее на квартире, незаслуженно оскорбляла их.

В октябре 1884 года Алексей познакомился с Андреем Деренковым, владельцем небольшой бакалейной лавки, доходы от которой шли на революционные цели. Экспозиция рассказывает о семье Деренковых, о крендельном заведении Василия Семенова, куда Пешков поступил в ноябре 1885 года за три целковых в месяц. Особое место в экспозиции занимают события декабря 1887 года.

Неразделенная любовь к Марии Деренковой привела молодого человека к самоубийству. Экспонируются фотографии доктора Плюшкина, оперировавшего Пешкова, земской больницы, где он лежал, фотокопия его скорбного листа, «Дело Казанской Духовной консистории», решившей предать нижегородского цехового Алексея Пешкова суду приходского священника. Молодой человек был отлучен от церкви на 7 лет.

 Таким был Леша Пешков, когда приехал в Казань

В июле 1886 года Пешков переходит работать подручным пекаря в булочную, арендованную Андреем Деренковым. Она помещалась в подвале дома на углу Малой и Большой Лецких улиц.

Внимание посетителей привлекают книги, которые будущий писатель читал в Казани. Особенно сильное влияние на Пешкова оказали Помяловский, Лесков и Глеб Успенский. Он читал произведения Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, рукописные сборники запрещенных стихов и статей. У Деренкова впервые познакомился с марксистской литературой: Манифестом Коммунистической партии К.Маркса и Ф.Энгельса, первым томом «Капитала», с работой Плеханова «Наши разногласия».

Пешков принимал участие в конспиративных собраниях кружков народнического толка. В экспозиции рассказывается и об этой стороне казанской жизни будущего писателя.

По заданию руководителей кружков, по просьбе Гурия Плетнева он вместе с булками разносил запрещенную литературу, передавал записки участникам подпольных кружков. «Иногда у меня в корзине под булками лежат книжки, я должен незаметно сунуть их в руки того или другого студента, иногда – студенты прячут книги и записки в корзину мне», – писал позднее Горький о своей работе булочника-пропагандиста.

В фондах музея А.М.Горького есть несколько скульптур работы немецкого скульптора Вилли Ламмерта. Он работал над ними, когда жил в Казани.

Это было в годы Великой Отечественной войны. Советский Союз тогда дал политическое убежище многим прогрессивным деятелям литературы и искусства зарубежных стран, в том числе и Германии. Так и попал в наш город известный немецкий скульптор Вилли Ламмерт.

В то время музей А.М.Горького начал работу по созданию экспозиции о казанском периоде жизни будущего писателя. Было разработано более пятидесяти тем, подобраны горьковские тексты, собраны исторические данные, найдены прототипы произведений Горького. Музей пригласил к сотрудничеству художников Татарстана, и многие из них приняли участие в создании музейной экспозиции.

На собрании художников Мария Елизарова и узнала, что в Казани живет немецкий скульптор. Он сразу принял предложение музея и выбрал четыре темы для будущих работ: «Алексей Пешков в ночлежке Кувалды», «У хозяина Семенова», образы двух героев из повести «Мои университеты» – сумасшедшего математика и Терезы. Как оказалось, скульптор не только знает Горького, но и любит его творчество.

Вилли Ламмерт исполнил заказ. Три скульптуры были приняты в музей, последнюю работу – «Тереза» – скульптор заканчивал в Москве, где она и осталась.

В 1988 году, к 120-летию великого писателя к зданию музея Горького был сделан пристрой, который позволил значительно увеличить экспозиционную площадь, в музее появился большой лекционный зал. В музее постоянно работали две экспозиции. Одна посвящена М.Горькому, вторая – его другу Федору Шаляпину.

Еще одна стационарная экспозиция – «Серебряный век» – была оформлена в литературном кафе музея, которое называется «Бродячая собака».

Музей включили в список объектов, подлежащих реконструкции в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия города Казани в 2005 году. Предполагалось расширение площадей за счёт присоединения дома №12 по улице Горького и создания, таким образом, Музейного комплекса А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Однако очередь до музея в то время не дошла.

В 2007 году мемориальную часть здания Литературно-мемориального музея А.М.Горького полностью перекрыли в виду аварийности. Экспозиция, посвященная А.М.Горькому, была демонтирована. На оставшихся экспозиционно-выставочных площадях открывались  отдельные выставки, работало арт-кафе «Бродячая собака».  работает выставка «Серебряный век русской поэзии».

В 2008 году по целевой комплексной программе сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» были выделены средства на установку первоочередных экстренных противоаварийных конструкций. Настоящая реставрация здания началась только в 2013 году.

На снимках хорошо видно, как менялось здание музея. Снимок, на которых соседнее с музеем здание имеет обычную побелку, опубликовал на сайте ресурса inkazan.ru Лев Жаржевский. Скорее всего соседний дом был еще жилым. В 2013 году побелка была снята до кирпичной кладки. Теперь музей занимает оба этих здания.

Перемены случились и с памятником Максиму Горькому на входе в музей.

Это небольшой бюст писателя в молодости, установленный, как писалось выше, в 1967 году, на постаменте с мраморной облицовкой. Облицовка со временем пришла в негодность.

Сейчас бюст укреплен прямо в стене.

Музей после реконструкции еще не открылся. Но мемориальный указатель у здания уже установлен.

Использованы издания Музея А.М.Горького и очерк М.Н.Елизаровой из ее книги «Незабываемые годы».

«Казанские истории», №5-6, 2005 год

Изменения внесены в 2014 году