Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанская синагога: 100 лет и сегодня
- Любовь Агеева
- 30 августа 2015 года
3 сентября после реконструкции здания состоялось торжественное открытие синагоги в Казани.
С 3 по 6 сентября в Казани, а также в Зеленодольске и на острове-граде Свияжск пройдет IV Международный фестиваль еврейской музыки, который приурочен к этому юбилею.
Такой синагога стала после реконструкции. Мы иллюстрируем очерк снимками Владимира Зотова, сделанными 3 сентября 2015 года
Синагога в Казанской еврейской общине появилась в 1915 году. Здание на Малой Проломной улице было построено на средства хозяйственного управления общины и пожертвования. В 1917 году для общины, как и для всех верующих, наступили трудные времена.
В середине 1920-х годов в СССР был создан Союз воинствующих безбожников (председатель – Емельян Ярославский), который развернул активную антирелигиозную работу. В ходе проверки Дома еврейской культуры (бывшая синагога) выяснилось, что среди евреев существует «отсутствие заинтересованной массы в антирелигиозной работе»[15]. Судя по этому отчету, в Казани существовало 6 молитвенных домов и 1 синагога.
В итоге на заседании Президиума ТатЦИКа от 27 февраля 1929 года было принято решение закрыть ряд религиозных храмов, среди которых значилась и синагога.
В 1937 году по доносу председателя Татарского Общества землеустройства еврейских трудящихся Вениамина Иосифовича Шмулевича в Отдел агитации и пропаганды Казанского горкома ВКП(б) была свернута религиозная деятельность еврейской общины города. Лишь после войны удалось возродить этот процесс, и в 1947 году было зарегистрировано Еврейское религиозное общество, которое не имело своей синагоги, а в качестве молитвенного дома арендовало пристрой частного дома по улице Дегтярной, 35/7.
«Когда знакомишься с документами советского периода, сердце охватывает острое чувство стыда и гнева, – пишет Борис Милицын. – Религиозная политика советского правительства была основана на полном вытеснении религии из жизни общества. С конца 1920-х годов начинается массированное наступление на религию и верующих.
«В Президиум ЦИК ТАССР от 30/III-1929 г. №3141»:
«В порядке выполнения наказа избирателей, данного Городскому Совету XIV созыва, и постановления многочисленных общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги, Народный комиссариат внутренних дел ТАССР просит Президиум ЦИК договор, заключенный с еврейской религиозной общиной от 6 июня 1926 г., расторгнуть, синагогу закрыть и передать здание под культурное учреждение трудящимся евреям».
Так и было сделано решением ЦИК от 6 апреля 1929 года.
Что же было потом? Потом были долгие годы прозябания. Здание ветшало. В нем находились последовательно: Дом еврейской культуры, Дом пионеров, Народный театр, Дом работников просвещения (Дом учителя).
В 1940 году по проекту архитектора Р.М. Муртазина в здании была проведена капитальная реконструкция, чем испортили здание и нарушили главную цель строительства молельного дома. Был уничтожен молельный зал, который разделили на два этажа.
После закрытия синагоги на улице Профсоюзной в июле 1929 года община семь лет снимала квартиру на набережной озера Кабан (ул. Дегтярная, д. 5/30, кв. 4). В сентябре 1937 года органам НКВД было дано предписание проверить и выявить «врагов народа» среди евреев. Эти и другие события положили конец легальной религиозной деятельности.
Великая Отечественная война внесла коррективы в государственно-религиозные отношения. С наступлением «атеистической оттепели» с 1943 года верующим было дозволено открывать молитвенные дома и перерегистрировать общества. Но уже рубеж 1940-1950-х годов стал началом новой волны антирелигиозных настроений.
В едином строю на всех фронтах, армии и флотах сражались воины всех национальностей Советского Союза, в том числе и воины-евреи. Их было свыше 500 тысяч человек. Из них погибло 205 тысяч.
131 еврей был удостоен почетного звания Героя Советского Союза (среди них татарстанец Наум Григорьевич Пейсаховский). 12 евреев стали кавалерами трех степеней ордена Славы. Среди евреев было 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов армий и округов, 12 командиров корпусов, 30 командиров дивизий, 23 командира танковых бригад, 31 командир полков. 55 тысяч евреев сражались в партизанских отрядах.
Попечительский совет еврейской общины Казани создал и издал «Книгу Памяти» воинов-евреев Татарстана.
Постановлением Совета Министров ТАССР от 13 марта 1953 года еврейское религиозное общество вообще было снято с регистрации. Даже обращение к депутату Верховного Совета СССР академику А.Е. Арбузову с просьбой оказать содействие в разрешении открыть молитвенное здание и восстановить регистрацию не возымело результата.
«Менора» - это слово в Казани знают не только евреи
Как считает Раис Сулейманов, возрождение еврейской национальной культуры в нашем регионе стоит относить к концу 1980-х годов, что связано с общим подъемом национального движения в республике. Тогда группой казанских евреев во главе с музыкантом Леонидом Сонцем был создан Клуб еврейской культуры «Менора», который переформировался в 1993 году в Казанский еврейский культурный центр «Менора». Он тогда располагался в Доме культуры медработников.
Религиозная иудейская община была зарегистрирована в 1990 году, однако первоначально за отсутствием раввина и синагоги все обряды совершались на частной квартире.
С самого начала перестройки началась борьба за возвращение синагоги, активно велись переписка, переговоры. Только в июле 1996 года евреям вернули их родной дом.
3 сентября 1996 года в переданном синагоге здании начался ремонт. А уже в декабре здесь, в здании на улице Профсоюзная, 15, прошло торжественное заседание Конгресса Российского еврейского народа.
Официальное возвращение произошло позднее, в ноябре 1997 года.
Борис Милицын уточняет: учителям выделили другое здание в центре – по иронии судьбы, это был бывший дом Смоленцева (к тому времени ДК Горького) на Баумана, 62/9.
Некоторое время в здании продолжал существовать полумертвый Дом учителя. Время от времени тут проводились какие-то семинары, изредка собирались кружки.
Тогда, в конце 1990-х, «поднять» еврейский Дом помогли многие люди и организации: «Джойнт», фонд «Ор Авнер», семья Рор из США, РЕК, члены общины – Сонц, Скоблионок, Вельдер, Котляревский, Штейнберг, Тетруашвили, Горлик, Плинер и другие. И даже… имам-хатыб мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Набиуллин! Причем, вспоминает раввин Татарии Ицхак Горелик, имам-хатыб был первым, кто пришел и предложил помощь.
В этом и состоит специфика региона: здесь все помогают всем. Когда католики начали строить костел, деньги тоже давали представители всех конфессий.
С сентября 1994 года раввинами Казани были Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром, представители движения «Хабад Любавич», а затем их сменил раввин Ицхак Горелик, который и поныне является раввином Татарстана. Кстати, он член Общественной палаты Республики Татарстан.
Сегодня еврейская община объединяет несколько общественных организаций и учреждений. Самая представительная из них – Татарстанская еврейская национально-культурная автономия (ТЕНКА). Она создана 5 августа 1996 года на учредительном собрании видных представителей еврейской общины. С 2001 года Казань является членом Федеральной еврейской национально-культурной автономии (председатель – Михаил Абрамович Скоблионок. Он же председатель общины).
Постепенно в Казани появлялись представительства различных организаций. Сейчас все они находятся в одном здании. Ситуация по-своему уникальна.
Здесь существуют Казанская иудейская религиозная община (синагога), Федерация еврейских общин («РЕК»), Молодежный центр «Афифон», воскресная школа, Общинно-благотворительная волонтерская организация «Забота» («Хэсэд Моше»), клезмерский ансамбль «Счастье» («Симха»). Здесь выдают социальную помощь малоимущим, жертвам Холокоста, одиноким, престарелым людям, блокадникам. Кроме этого в Казани работают еврейский детский сад и средняя общеобразовательная школа №12. Школа работает с 1998 года. В ней обучаются не только еврейские дети, но и дети других национальностей, а в школе совмещаются общеобразовательные предметы (гимназия имеет статус государственной) с этнокультурным еврейским компонентом. В дни каникул работают лагеря для школьников и студентов.
Чего здесь только нет! «Хесед», Центр для инвалидов и пожилых людей, Молодежный центр, обширная библиотека, музей, воскресная школа, три танцевальных коллектива под руководством Виты Левиной (бабушки танцуют в группе «Фрейлахс», молодежь – в «Руах», а дети – в «Шемеш»), художественная студия Эльдара Файзуллина.
Со всеми «экшн-программами» работает Софья Бородова. Это многочисленные клубы – женский, семейный, работающий по разным направлениям «Золотой возраст», клуб анекдотов «Желтый попугай». Молодежный клуб, например, недавно поставил новый спектакль – «Волна» – на тему Холокоста.
В том же здании обосновались клуб физической культуры и эстетики «Маккаби», возглавляемый Львом Штейнбергом, и студия созданного Леонидом Сонцем легендарного ансамбля «Симха». Весьма успешно в течение двух лет работала в Казани программа для студентов STARS.
При синагоге есть миква, построенная еще в конце 1990х. Решены проблемы и с кошерным питанием: сюда приезжает шойхет, и теперь кур из Казани поставляют в Нижний Новгород, Москву и даже Хабаровск. А недавно при общинном центре открылся магазин кошерных продуктов.
Отдельной уникальной «изюминкой» татарстанских евреев является единственный в республике Клезмерский ансамбль «Симха» («Радость»), который исполняет еврейские песни. Ансамбль был создан в 1989 году и сумел завоевать популярность не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.
Еврейская община Казани издает свою газету «Еврейская улица» (главный редактор – Анна Сандлер), а молодежный еврейский клуб «Афифон» («Воздушный змей») издает газету «Бумка».
В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде – живая память ушедших эпох. Здесь же хранится история общины в документах: копии всех архивных бумаг. Все сделано со вкусом и большой любовью.
С июня 2007 года в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.
Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.
Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея (ашкеназы), то в 2002 году их было 3472 человека. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России (в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург).
Численность остальных субэтнических групп евреев изменилась незначительно, да и самих их было немного. Так, горских евреев в 1989 году было 9 человек, в 2002 году стало 7; среднеазиатских евреев было в 1989 году 2 человека, теперь всего 1 человек; татов (интересно, что они не обозначали себя в переписных листах как горские евреи) было 4 человека, а осталось 2. Отдельным особняком стоят караимы, которых в 1989 году было 3 человека, то сейчас всего 1 караим на весь Татарстан.
И хотя с момента переписи прошло уже пять лет, можно сказать, что в целом такова и на сегодняшний день численность евреев Татарстана (никто не отрицает, что и за последние пять лет часть из них могла эмигрировать или умереть, но цифра в 3 тысячи евреев нам кажется, что не изменилась). В процентном отношении евреи в Татарстане (общая численность населения республики 3 779 265 человек) составляют 0,09 % от всего населения этого поволжского региона[16].
Отдельно надо сказать о развитии в Казани иудаики (Jewish Studies) – направления в ориенталистике, специализирующееся на изучении истории и культуры еврейского народа. Функционировать это направление стало на историческом факультете Казанского государственного университета с 1999 года, когда отдельные лекции читались по истории еврейского народа В.Жигуниным, Л.Кацисом, М.Членовым, Р.Каплановым. Вскоре с 2001 года началась факультативная специализация по иудаике на истфаке КГУ (куратором ее был Е.Чиглинцев). Также иудаика развивается в Казанской государственной архитектурно-строительной академии на базе существующего в ней Центра изучения сакрального пространства, занимающегося изучением храмов, в том числе и синагог, и существующего с 2006 года Центра евразийских и международных исследований на базе Института непрерывного образования КГУ, в структуре которого имеется Сектор изучения Израиля[17].
Историю еврейской общины изучала Л. Варшавская
[1] Алексеев И.А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.) / И.Алексеев. – Казань: Издательство, 2005. – с.26
[2] Там же. – с.48
[3] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 139
[4] Сулейманов Р. Лобачевский и иврит. – Еврейская улица. – №4 (84). – 2007
[5] Туманов Д. Кто видел лилию Хирама… – Versus. – №2 (002) – август 2007. – с.33
[6] Иудаизм. – Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.231
[7] Алексеев И.А. Указ. соч. – с.181-290
[8] Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии / И.К. Загидуллин. – Казань: Татарское книжное издательство, 2000. – с.39
[9] Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. – Т.XII – СПб., 1894. – с.899
[10] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 177
[11] Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья / А.Н.Зорин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2001. – с.120
[12] Синагога. – Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.518
[13] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – ф.257. – оп.1. – д. 1-5
[14] Сулейманов Р. Про бедных и богатых евреев. – Еврейская улица. – №7. – 2004; Сулейманов Р.Р. Общество вспомоществования евреев г.Казани (1909-1913) // IV Сытинские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение историко-культурной среды как основа консолидации современного общества», г.Ульяновск, 19-20 октября2006 г.: Тезисы докладов. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2006. – с.42-43
[15] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – Ф.Р-5263. – оп.1. – д.46. – лл.83-84 об.
[16] Сулейманов Р. Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 года. – Еврейская улица. – №3 (83). – 2007.
[17] Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Казанский университет. – №21-22. – 2005; Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Историк. – №3 (9). – 2006; Сулейманов Р. Казанская иудаика в XXI веке. – Еврейская улица. – №3(83). – 2007.
Комментарии