Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Еретические догматы принять не можем»
- Ольга Малышева, Наталья Элембаева
- 17 августа 2002 года
Наш постоянный автор – доцент Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Ольга Малышева предложила редакции статью об истории старообрядческой общины Казани, которую мы представляем сегодня вашему вниманию.
В "Казанских историях" читайте доклад епископа Казанско-Вятского Андриана, сделанный им на международной научно-практической конференции "Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура", которая проходила в Казани в июне 2002 года
Наше общество в последние годы испытывает глобальные изменения, которые, к сожалению, сопровождаются серьезными конфликтами. В этих тревожных событиях религия межконфессиональные отношения оказались в центре внимания.
При этом разнообразии религиозных групп и организаций Республика Татарстан отличает относительное спокойствие и мирное сосуществование различных конфессиональных общин. Однако за этим скрывается система очень сложных взаимоотношений, непростая их история. Наиболее ярким примером этому служат отношения Русской православной церкви (РПЦ) и старообрядческих организаций.
Хочется напомнить, что старообрядчество, как особая религиозная группа в русском православии образовалось в конце XVII века, после реформы, проведенной патриархом Никоном. Она была направлена на исправление ошибок, накопленных в русских рукописных книгах со времени принятия христианства, а в большей степени – на унификацию русских и украинских богослужебных книг и обрядов ввиду грядущего воссоединения Украины с Россией. Проводилась реформа в спешке, что не могло не вызвать недовольство широких масс населения.
Если для царя и Никона более важной былаполитическая сторона реформы (облегчить присоединение Украины к России хотя бы в церковном плане) и абсолютно не важна была обрядовая сторона, то для большинства служителей культа, да и просто верующих она имела большое значение. Внешняя, обрядовая сторона христианства была наглядным выражением отвлеченных истин, а значит – была ближе и понятнее для простого народа.
Если греки создавали обряд сами, основываясь на учении Христа и апостолов, то к русским обряд пришел уже готовый, сформировавшийся и законченный. Для большинства простых верующих обряд и вероучение были тождественны, а значит в их глазах изменение обряда было изменением вероучения.
Поэтому сами старообрядцы предпочитают называть себя «староверами», «старообрядцами» их стали называть никониане. Кроме того, на Руси к тому времени прочно укрепилось мнение, что греки – отступники, греческая церковь еретична, так как пошла на унию с Папой Римским.
Соборы 1666-1667 годов окончательно закрепили раскол в русском обществе, и вот уже почти 340 лет русское православие расколото на два непримиримых лагеря: «никониан» и «старообрядцев».
Первые старообрядческие общины Казани официально были зарегистрированы в начале XX века, после издания законов 1905-1906 годов о веротерпимости. Но это совсем не означает, что старообрядцы в Казани появились именно в это время.
Раскол в Русской церкви стал сильнейшим потрясением для всего российского общества. И естественно будет предположить, что Память Никона 1653 года о замене двоеперстия троеперстием вызвала в Казани не меньше недовольства, чем в других регионах России. Но, к сожалению, сохранилось очень мало исторических документов о времени с конца XVI – первой половины XVIII века. Так, поморский Синодик поминает казанских христиан, сожженных никонианами за нежелание принять еретические догматы, при царе Алексее Михайловиче во 2-й половине XVII века. Староверы и сейчас поминают инока Гедеона и с ним 40 человек, убитых руками «никонианских попов».
Таким образом, можно считать, что история казанского старообрядчества насчитывает около 300 лет.
Казань не относилась к числу признанных духовных центров старообрядчества. Наверное, поэтому период конца XVII – середины XVIII века практически не отражен в исторических источниках. Однако довольно близкое расположение к Москве и Иргизу, очень близкое – к Керженцу, пересечение дорог, по которым перемещались преследуемые старообрядцы вниз и вверх по Волге, на Урал, в Сибирь, – все эти факторы, несомненно, проявлялись в укреплении местного старообрядчества.
Примерно во второй половине XVIII века в Казани старообрядцами была построена каменная часовня на берегу Булака. Своей архитектурой она ничем не отличалась от зданий господствующей церкви. Имелись в ней главы, кресты, и даже выстроена была при ней колокольня. Часовню освятили во имя Богородицы «Всем скорбящим радости». Приход был сравнительно многочисленный – около двух тысяч душ.
Действовало в Казани и несколько моленных беспоповцев: моленная купца Савинова (Прилуцкая моленная), моленная Чулкиной и другие.
Во времена правления Екатерины был сделан первый шаг со стороны правительства к некоторому компромиссу со староверием. Именно в ее царствование зарождается такая форма старообрядчества, как единоверие. Первоначально это были приходы старообрядцев, согласных находиться в подчинении у новообрядческих архиереев и принимать священников только от новообрядцев. За это им разрешалось совершать богослужение по старопечатным книгам, креститься двуперстно и держаться старых обрядов. В 1797 году первые «согласные» появились в Казани.
Но уже в конце царствования Александра I и в особенности в царствование Николая II правительство вновь начало гонения на старообрядцев. «Охранительное» начало тщательно выметало все, что бы, так или иначе, напоминало о старообрядчестве. Репрессии властей коснулись и Казани. В 1824 году были лишены права занимать общественные выборные должности Л.И.Федорин, П.Д.Калмыков, и В.А.Савинов. В 1845 году была закрыта Прилуцкая моленная, при которой в это время был монастырь, а в 1852 году закрыли «по причине ветхости» и часовню поповцев.
Ситуация улучшилась только после издания закона 1883 года «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб». Массовые гонения прекратились, но притеснения все-таки чинились. Так Казанским староверам Белокриницкой иерархии запретили осветить построенную ими новую часовню. Чтобы правительство вновь не лишило старообрядцев церкви, построенный в 1884 году, храм был замаскирован под складские помещения.
Но настоящая свобода вероисповедания пришла в Россию только в начале XX века с законоположениями от 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 годов. Начался «золотой век» старообрядчества: повсюду регистрировались старообрядческие общины, строились тысячи храмов, молелен, школ. В 1912 году на Рогожском кладбище открылся старообрядческий институт, призванный готовить старообрядческих начетчиков и учителей. В Казани в этот период также регистрируются общины, строятся новые храмы, часовни, молельни.
В дореволюционной Казани были представлены практически все старообрядческие согласия: часовенные, спасовцы, поморцы-брачники, федосеевцы, белокриницкие, единоверцы. Но революция все изменила.
Советская власть, объявив о свободе вероисповедания в 1918 году, уже с середины 1920-х начинает закрывать молельни и храмы. В стране разворачивается антирелигиозная пропаганда. Но в Казани моленные дома, разрешенные властями, существовали до конца 1920-х.
Общины старообрядцев заключали договора с НКВД на использование зданий в религиозных целях. Потом договора были разорваны в одностороннем порядке, а старообрядцам было предписано освободить здания и передать все имущество в госфонд. Старообрядческие общины существовали на протяжении всего советского периода, но они находились под негласным контролем государства.
Характерным для советского периода было еще и то, что наметилось изменение политики РПЦ в отношении старообрядчества. Уже Поместный Собор 1917-1918 годов должен был вынести постановление о старом обряде и, по свидетельству участников, отменить клятвы, разрешив прием старообрядческих епископов в сущем сане, но из-за революционных событий не успел этого сделать.
В 1929 году вопрос о древнерусских обрядах обсуждался на заседании Патриаршего Священного Синода. Было принято Синодальное определение, в котором «свято хранимые многими православными единоверцами и старообрядцами церковные обряды, по их общему знаменованию и в общении со святой Церковью» признавались спасительными. Однако начавшиеся при советской власти гонения на религиозные организации, в том числе и на РПЦ, отодвинули этот вопрос на второй план.
К нему вернулись только через 40 лет, когда 2 июня 1971 года Поместный Собор РПЦ издал «Деяние об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их». Поместный Собор РПЦ 1988 года в специальном обращении к старообрядцам именовал их «единокровными и единоверными братьями и сестрами, хотя и не находящимися в молитвенном общении с Московским Патриархатом».
4 июня 1999 года Священный Синод РПЦ осудил насильственные методы преодоления раскола, имевшие место в истории. Он призвал издательства, выпускающие церковную литературу, применять критический подход к переизданию литературы, напечатанной в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.
Однако объединение РПЦ и старообрядчества в принципе невозможно, поскольку старообрядчество всегда считало и считает клятвы незаконными и ничтожными. Поповцы отмечают, что преодоление раскола возможно путем покаяния новообрядческой Церкви в совершенном пригрешении против Древлепрвославия и ее возвращения к дониконовскому чину богослужения. Для беспоповцев же, считающих иерархию Московского патриархата неканоничной и безблагодатной, а ее священнослужителей – мирянами, достижение церковного единства с Патриархатом представляется еще менее вероятным.
Пожалуй, больше продвинулась в деле воссоединения со старообрядчеством РПЦЗ. В 1974 году на Архиерейском Соборе РПЦЗ было принято постановление о равночестности старого обряда и. В составе епископата Зарубежной церкви есть старообрядческий епископ Ирийский Даниил, викарий Первоиерарха. А в 2000 году Архиерейский Собор РПЦЗ обратился к старообрядцам с посланием, в котором испрашивалось прощение за гонения.
Начавшаяся в апреле 1985 года перестройка во всех сферах жизни нашего общества не могла не затронуть и сферу государственно-церковных отношений. Прежде всего, это выразилось в том, что религия была признана частью общечеловеческой культуры. Религиозные организации более активно заявили о себе, начали строиться новые храмы и реставрироваться старые. В 1990 году был принят закон РСФСР «О свободе вероисповедания», в 1991-м провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина, а в 1997 году принят российский закон «О свободе совести и религиозных организациях».
Уже в начале 1990-х начинается регистрация старообрядческих общин в Казани. Так, в 1990-м была зарегистрирована Казанская Община Христиан Древлеправославно-кафолического Вероисповедания и Благочестия Старо-Поморского Согласия. Продолжает действовать и община РПСЦ. РПСЦ и Старо-поморское согласие – единственные, официально зарегистрированные религиозные организации в Татарстане. У них есть официально зарегистрированные общины и в других районах РТ: у РПСЦ это общины в Набережных Челнах и с. Соболевское, а у федосеевцев – в Чистополе. Существует немало общин, которые по тем или иным причинам не были зарегистрированы.
В Казани совместно совершают богослужения и считают себя общиной представители еще двух старообрядческих согласий: спасовцы и поморцы-брачники. Первые находятся сейчас практически на грани вымирания. Постоянно собираются и совместно читают молитвы человек 7-10, в основном это женщины 70-80 лет. Брачники находятся в более благоприятном положении. На сегодняшний день они достаточно тесно общаются с федосеевской общиной. Нам не удалось пообщаться с ними: брачники представляют собой замкнутую группу, которая крайне неохотно идет на контакт с окружающим миром.
"Казанские истории", №15-16, 2005 год