Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Тысяча рублей за аренду забора
- Борис ЕРУНОВ, краевед
- 26 января 2005 года
Нам кажется, что реклама пришла в нашу жизнь совсем недавно, вместе с рыночными преобразованиями. Однако ее история уходит далеко в историю.
Итак, год 1888-й, Казань.
Еще в 1878 году содержатели типографий г-жа Гладышева и г-н Тилли предложили городу установку 55 «столбов» для расклейки афиш, обещая платить по 3 рубля со столба. Но город не заинтересовался их идеей.
Некоему Родионову повезло больше. С него вообще не взяли ни копейки за 4 года аренды. Он поставил 76 деревянных щитов, 10 из них – на Большой Проломной (ул.Баумана), 6 – на Воскресенской (ул.Кремлевская).
Кругом разрастались Дела, ранее неведомые, крупно– денежные, рисковые, так что Хозяева их не жалели средств на привлечение внимания к себе.
С 1886 года рекламой заполнялся даже занавес театра Панаевского сада, так что пришедшие лицезреть опереттку или фарс поначалу вычитывали надписи, вроде «в булочной Горзина принимаются заказы на кондитерские изделия».
А по улицам бродили люди-рекламы – на пальто их написаны были приглашения в разные магазины. На телегах возили фанерные домики рекламы «цирковых борьб», носился с грохотом и треском автомобиль г-на Розенберга, маня в кино «Пассаж».
Экзотический негр Томсон водил слона, намекая, что приехал цирк братьев Никитиных. И если перед слоном город почтительно «снимал шляпу», то появление верблюда, с помощью которого рекламировал себя клоун театра «Эрмитаж» Ричард Рибо летом 1912 года, привело к задержанию обоих полицией.
Но вернемся, однако, к г-ну Родионову. Затратив на свои витрины 1600 рублей и не успев еще вернуть их, он попросил продлить аренду еще на 2-3 года, обещая платить по 100 рублей в городскую казну.
Но был уже 1892 год, понимание коммерческого значения рекламы прояснилось – и город запросил по 200. Родионов согласился – и не проиграл, ибо имел уже через год чистую тысячу дохода.
В 1896 году он поставил у дома г-на Юшкова первую круглую, вращавшуюся (хоть и со скрипом и скрежетом зубовным) металлическую витрину, потом «тумбы» заполнили и остальные улицы. В 1907 году в торгах с 15-ю (!) претендентами победил г-н Антонов. Вкладывая в кассу города по 1740 рублей в год, он имел по 6000.
Совсем выгодно стало арендатору, когда развился кинематограф. За зрителя бились яростно – на одну и ту же тумбу вешали одинаковый текст от «Художественного» и от «Света»: «Наш театр заплатил огромные деньги за то, чтобы никто не имел права показывать эту несравненную картину в Казани».
В 1909 году г-н Кришинин предложил уже электрическую рекламу на Рыбнорядской площади (ныне пл.Тукая). В 1914 году аналогичная просьба пришла от г-на Салихова. Город, однако, не стал искушать судьбу казавшимися сомнительными доходами с нового дела. А заборы? О, они продолжали жить – как место для рекламы, они были не заменимы.
Пришлось ставить новые. Не для ограды – для рекламы. 15 марта 1914 года городская управа разрешила использовать забор вокруг здания полицейской части на Воскресенской улице, которое стояло разрушенным, «сдачей в аренду под расклейку художественных реклам и объявлений».
И г-н Горзин (ах, как семейство лихо проскакало-то: с занавеси в Панаевке – на Воскресенку!) этот забор «взял», внеся в казну 1000 рублей. Сколько потом положил в свой карман новый его хозяин – истории неведомо.
Борис ЕРУНОВ
«Казанские истории», №1-2, 2005 год