Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
От театра «Мулен Руж» до кинотеатра «Вузовец
- Ильдар Алиев
- 05 февраля 2003 года
C 1916 года – «Народный театр», с 1926 года – «Народный», с 1940 года – «Рот фронт», с 1944 года – «Вузовец». Это названия одного и того же кинотеатра, который работал в самом начале улицы Некрасовской.
Казанский цеховой Павел Павлович Зуев в 1845 году откупил у города землю на углу Собачьего переулка и Ново-Горшечной улицы (сейчас это улицы Некрасова и Бутлерова) для строительства дома, а также других необходимых строений. Средств, достаточных для возведения сразу большого дома у него не было, поэтому план, утвержденный городским архитектором, предусматривал поэтапное строительство одноэтажного углового дома, как бы по секциям.
Во дворе дома предусматривалось возведение пристроя, каретника и погреба. Предполагалось, что в части этого углового дома будут проживать сами владельцы, а остальную часть предназначалось для сдачи квартирантам. Такие дома так и назывались доходными домами.
В этой части города квартиры снимали преимущественно студенты и жилье было в основном недорогим. Наряду со студентами в таких домах проживали и мелкие служащие. Например, одно время в доме Зуевых квартировал даже значительный чиновник – некто Аронов Вячеслав Викторович, бывший в то время секретарем делопроизводства Губернского правления.
Очевидно, доходные дома были прибыльным делом, о чем свидетельствует тот факт, что в 1874 году Елизавета Зуева приобретает у купца Музурова одноэтажное каменное здание, находящееся тоже в начале Ново-Горшечной улицы, но на противоположной стороне. Это тоже был доходный дом. Числился он одноэтажным, но имел полуподвальный этаж, окна которого выходили в приямки, обложенные кирпичом. Такая манера строительства была в те годы широко распространена, т.к. полуподвальные помещения этажом не считались.
Вся внутренность доходных домов делилась на небольшие комнатки, где кроме кровати размещался небольшой столик да стулья. Все удобства находились во дворе. Кухонь не было. Таковым было типичное студенческое жилье. Несмотря на все это студенты были народом веселым и шумным, особенно в праздники. Тогда звуки гитары и песни оглашали окрестности их нехитрых квартир.
Было бы несправедливым, отметив коммерческие достоинства характера Елизаветы Ивановны Зуевой, умолчать о довольно редком увлечении ее любимым делом. Она была членом Казанского отдела Российского Общества козоводства, причем одним из самых активных его членов. Существовало такое общество в городе Казани давно и насчитывало порядочное число членов. Это необычное увлечение разделял и Василий Иванович Зуев, который, будучи доктором медицины, работая в нескольких государственных и образовательных заведениях города, находил время для посвящения любимому занятию и даже был товарищем (заместителем) председателя Казанского отделения этого Общества. Может дошедшее до наших дней ремесло изготовления козьих пуховых платков обязано этому Обществу.
Деятельность Общества находила отражение и в местной прессе. «Казанский телеграф» 28 июня 1912 года поместил сообщение:
Из общества козоводства
«I июня в помещении дворянского собрания состоялось собрание общества козоводства. На этом собрании был прочитан доклад Н.Н. Морозова «К вопросу о козоводстве». Доклад касался о приобретении стада иностранной породы у г. Молостова из с. Куралово, о месте выбора будущего рассадника племенного хозяйства.
Интересный доклад доктора Зуева «О питании детей козьим молоком» будет прочитан на следующем общем собрании».
В начале XX века в соседстве с Зуевыми в доме № 1 по Ново-Горшечной улице появились новые соседи Садовниковы. Два брата - Сергей Николаевич и Иван Николаевич - занимались коммерческой деятельностью в очень разных направлениях: Иван занимался торговлей лесом и строительством, а Сергей совместно с супругой бакалейной торговлей и водочным производством.
Сейчас трудно представить, что побудило их стать компаньонами в таком далеком от их занятий деле, как открытие театра. С владелицей углового дома - Елизаветой Ивановной Зуевой заключается доверительное соглашение о продаже этого дома Садовниковым, но с условием о выплате денег в течение определенного срока, после чего будет и оформлена соответствующая купчая. Забегая вперед, скажем, что до 1917 года владелицей дома так и числилась Е.И. Зуева. Достигнув договоренности, братья, не мешкая, взялись за дело.
По разработанному проекту на свободном месте внутри двора была возведена стена, а часть дома по Ново-Горшечной и часть дома по Собачьему переулку накрыта единой крышей. Так был образован зал. В части дома по Ново-Горшечной была устроена сцена, имевшая сбоку маленькую костюмерную.
Дом со стороны Собачьего переулка был переделан в фойе. Кроме того, в этой части дома был открыт еще и небольшой ресторанчик с искусственными пальмами и музыкой. Зал был оснащен шикарными стульями фирмы «Чем-пендель». Все это ярко освещалось за счет собственной динамомашины, привезенной из Польши.
Над фасадом углового входа заманчиво крутилась, сияя огнями мельница, символизируя название театра «Мулен Руж» («Красная мельница». К моменту открытия ресторана и театра в этой части города не было ни водопровода, ни канализации. Если с водой вопрос решался наличием достаточно емкого резервуара, то с канализацией вопрос был более сложным.
Валентина Ивановна Кокорева, дочь Ивана Николаевича Садовникова, рассказала автору этих строк, как был решен и этот вопрос. Во дворе дома № 1 по Ново-Горшечной улице, где жили Садовниковы, вырыли большую яму с пологим в одну сторону дном и забетонировали стенки. Затем яму закрыли бетонными блоками и завалили землей. Над самой низкой частью установили туалет и крышку для удаления накапливающихся стоков. Поверхность над ямой была превращена в цветник, где высаживались цветы с сильным запахом.
Внутренность двора сильно преобразилась и люди, не знавшие истинной причины появления цветника, никогда не догадывались, что он скрывал.
В театре «Мулен Руж» выступали заезжие певцы, иллюзионисты, ставились пьесы с участием малого количества актеров и т.п. Зал был всегда заполнен. Любили его посещать и руководители города, которым очень пришелся по нраву имевшийся ресторан. По словам В.И. Кокоревой, доход театр не приносил, но обеспечивал установление необходимых связей в городском руководстве. Убытки покрывались за счет других видов деятельности.
Жизнь не стоит на месте благодаря прогрессу. Появление кинематографа положило конец эры театра «Мулен Руж». Сегодня в Казани, наверное, уже нет ни одного человека, который смотрел кинокартины в кинотеатре с названием «Народный театр». Найдется лишь несколько человек, кто посещал кинотеатр «Народный». Многие даже коренные жители города Казани впервые слышат о кинотеатрах с такими названиями.
А вот кинотеатр с названием «Рот фронт», думаю, памятен еще многим. Люди среднего возраста назовут даже названия кинофильмов, которые они смотрели в кинотеатре «Вузовец». Находился он на углу нынешних улиц Некрасова и Бутлерова (раньше они назывались соответственно Собачий переулок и Ново-Горшечная улица), немного ближе к проезжей части улицы, где заканчивается лестница на спуске с горы, на которой установлен памятник Муллануру Вахитову.
Однако все перечисленные выше названия кинотеатров относятся к одному и тому же зрелищному заведению: с 1916 года – «Народный театр», с 1926 года – «Народный», с 1940 года – «Рот фронт» и с 1944 года – «Вузовец».
Впервые живые картины были показаны в Казани в 1805 году, а, начиная с 1906 года сеть частных кинотеатров ежегодно увеличивалась очень быстрыми темпами. Наиболее крупными из них были: «Эдисон», «Пассаж», «Пате», «Свет» и «Олимп». До наших дней сохранилось лишь два: это кинотеатр «Родина», бывший когда-то «Фантазией» и «Унионом», а также кинотеатр «Татарстан», ранее именовавшийся «Аполло», «Электра» и «Электре».
К 1920 году в городе насчитывалось 12 кинотеатров, но в последующие годы их число значительно сократилось из-за недостатка электричества. Кроме того, дореволюционные фильмы пришли в негодность, а новых не снималось. С 1924 года развитие кинематографии начинает понемногу оживать. Открываются новые кинотеатры – в Закабанной части города «ЧакЙл», а в саду имени В.И Ленина летний кинотеатр «КИМ», переименованный в дальнейшем в «Комсомолец». Но вернемся к кинотеатру с названием «Народный театр
В 1914 году казанский мещанин Сергей Николаевич Садовников подает прошение в Казанскую городскую управу о разрешении ему открыть кинотеатр с названием «Народный театр» на углу Собачьего переулка и Ново-Горшечной улицы, в доме Елизаветы Ивановны Зуевой. К прошению прилагается проект по перестройке (созданный по этому проекту кинотеатр очень мало изменился во все последующие годы).
Было предусмотрено автономное электрической освещение с установкой в специальном помещении динамомашины. 4 декабря 1914 года Сергей Николаевич обращается в Строительную комиссию города осмотреть и принять кинотеатр, готовый к демонстрации картин. Чиновники всегда найдут к чему придраться, поэтому С.Н. Садовникову выставляются замечания и дается срок для устранения. Завершению их устранения помешал призыва Сергея Николаевича на службу в армии.
Можно себе представит, с каким тяжелым чувством Сергею Николаевичу пришлось все заботы вынужденно переложить на плечи жены. Александра Наумовна, жена Сергея Николаевича, в октябре 1915 года обращается в Строительное отделение Казанского Губернского правления с просьбой отсрочить время, отпущенное на устранение замечаний, т.к. С.Н. Садовников призван на действительную военную службу и испытывается недостаток в рабочей силе. Однако чиновники посчитали эти доводы неубедительными и отклонили прошение Александры Наумовны Садовниковой. В сложившейся ситуации Александра Наумовна не пала духом и нашла следующий выход.
По договору, скрепленному казанским нотариусом Горнштейном, кинотеатр отдается в аренду с 18 февраля 1916 года до 1 января 1917 года казанскому мещанину Александру Максимовичу Брауде. Последний устранил все предъявленные замечания, и 25 февраля 1916 года кинотеатр под названием «Народный театр» распахнул свои двери перед первыми зрителями. Мы уже отметили выше, что основная часть дома была реконструирована под кинотеатр.
Теперь вместо разудалых студенческих песен в стенах этого дома стали звучать то слова любви и переживаний, то слова военных команд, то рычанье диких зверей и т.п., в зависимости от характера демонстрируемого фильма. Из названия кинотеатра в 1926 году исчезло слово «театр», а осталось лишь слово «Народный». Годы шли своей чередой, менялось вместе с жизнью и кино, становясь все более актуальным. Отразилось это и на названии кинотеатра.
Хроника испанских событий волновала тогда всю страну, что выразилось в переименовании кинотеатра. Он получил новое название – «Рот фронт». Наступил черед сурового сорок первого года. Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на все стороны жизни. Лозунг – «все для фронта, все для победы» вошел не только в жизнь людей.
Здание кинотеатра «Рот фронт» переоборудовали под сборный пункт восстановившихся после ранения солдат. Из госпиталей, которых в городе были десятки, сюда поступали солдаты для формирования воинских подразделений с последующей отправкой на фронт. Стулья из зала убрали и установили двухъярусные нары. Солдаты жили здесь неделю, а иногда и больше. Теперь уже стены слышали по ночам стоны солдат от все еще ноющих ран да вскрики, когда кому-то во сне привидятся пережитые бои.
Время шло, война перешла на территорию врага, наша армия все уверенней шла к победе, и жизнь обретала новые очертания. В 1944 году кинотеатр вновь распахнул свои двери уже под новым названием: «Вузовец», став поистине культурным очагом этой части города. Здесь перед сеансами читались часто лекции, по примеру первоэкранных кинотеатров. Одно время даже выступал оркестр и пели солисты.
Kazan.nostalgique. Из коллекции Андрея Шритта
Наличие буфета было обязательным для всех кинотеатров. Кончилась война, и кинообслуживание стало приобретать все новые формы. В округе было много школ, а также было много картин, относившихся к школьной программе по литературе. Городской отдел народного образования и кинотеатр «Вузовец» решили проводить для школ специальные бесплатные сеансы с демонстрацией этих картин. Теперь днем, а сеансы проводились в дневное время, стены кинотеатра наполнялись детским веселым гомоном, а в ходе демонстрации картин - криками детей, сопереживавших тем или иным событиям кино.
Долгие годы школы района использовали кинотеатр «Вузовец» в помощь школьному обучению. Такие культпоходы проводились по несколько раз в месяц. Вечерами кинотеатр заполняла взрослая публика, отдыхавшая после трудового дня. Кинотеатр редко пустовал до самого последнего дня своего существования.
Ильдар АЛИЕВ, краевед
«Казанские истории», №3-4, 2003 год
Кинотеатр снесли, когда было решено построить на холме памятник Хусаину Ямашеву.
Kazan.nostalgique. Автор - Борис Богданов
Kazan.nostalgique. Из коллекции Андрея Шритта
Кинотеатр на фоне строящегося финансово-экономического института.
Kazan.nostalgique. Из коллекции Андрея Шритта