Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Национальный музей РТ: итоги последних двух десятилетий
- Любовь Агеева
- 10 марта 2002 года
К дню рождения Национального музея республики, который вот уже 107 лет отмечается 5 апреля, были приурочены два события, предполагавшие подведение итогов 20-ти лет работы музейного объединения Татарстана.
Дело в том, что в 1981 году Государственный объединенный музей Татарии собрал под свое крыло 75 «младших собратьев», став единым научно-методическим центром республики.
Значительная часть огромной работы коллектива музейщиков людям не видна. Вот почему мы решили рассказать об этих событиях на страницах «Казанских историй» более подробно.
Объединению – 20. Программа на будущее
С 11 по 13 марта заседал Совет музеев. Тема заседания – «Объединению – 20. Определение политики. Программа на будущее».
Разговор начали генеральный директор Национального музея Геннадий Муханов, его предшественница на этом посту – генеральный директор Государственного объединенного музея РТ Люция Валеева и первый заместитель министра культуры РТ, кандидат исторических наук Рафаэль Валеев.
В прениях выступили Ольга Шелковская, главный специалист по музеям и изобразительному искусству Министерства культуры, Гульчачак Назипова, первый заместитель генерального директора НМ РТ, Ахметзянова Фирдания, директор краеведческого музея Рыбной Слободы, Диляра Гимранова, и.о.директора мемориального музея Р.Фахретдинова (с. Кичучатово), и Райса Нурисламова, директор краеведческого музея Бавлов. «Культурная жизнь в Татарстане в 2001-2002 годах через призму музейных проблем» – так называлась тема выступления Ларисы Милашевской, и.о. заместителя генерального директора НМ РТ.
О чем собравшиеся узнали?
Значительно пополнились фонды музеев. Сегодня они составляют более 1 миллиона единиц хранения, что на 33,5 тысячи единиц больше, чем в позапрошлом году. Среди новых экспонатов есть довольно оригинальные. Например, в музее Альметьевска появились сани 1940 года изготовления и фотоаппарат, датированный 1941 годом. Музей в селе Елхово пополнился детской фанерной коляской, в которой возили наших бабушек или даже прабабушек, а также старинным полотенцем тамбурной вышивки; мемориальный музей Фатыха Карима – настольным чернильным прибором писателя; экспозиция музея Ф. Насретдинова – радиолой «Урал» и афишей 1938 года. В музее Марата Магдеева появилась мемориальная керосиновая лампа, в Лаишевском музее – редкие старинные ордена: Святого Александра Невского и Мальтийский крест, фотографии Щетинкина и другие экспонаты, в Тюлячах – коллекция изделий бондарского промысла.
При серьезных проблемах с финансированием бюджетной сферы, музейщики констатировали стабилизацию ситуации с выделением денег учреждениям культуры. Идет к концу реконструкция первой очереди головного здания Национального музея, выполнен объем строительно-монтажных работ на сумму 41148 тысяч рублей. Велись работы по созданию музеев Л.Толстого и К.Насыри. При поддержке Президента РТ и активной помощи администрации района справил новоселье один из старейших музеев республики – Тетюшский краеведческий. Совместными усилиями Министерства культуры, местных администраций и специалистов Национального музея созданы новые музеи – музей-квартира Н. Жиганова, краеведческие музеи в Рыбной Слободе и Верхнем Услоне. Обновилась экспозиция музея Г. Кариева в Нурлатском районе, открыта крупная выставочная экспозиции в Лаишеве. Начаты ремонтно-восстановительные работы в музее Боратынского.
Для закупки музейных предметов было израсходовано 18390 тысяч рублей, на реставрацию экспонатов – 640 тысяч, в том числе из республиканского бюджета – 440 тысяч, из федерального – 200 тысяч. Всего отреставрировано 2207 предметов, из них в Национальном музее – 670. Радуясь таким фактам, музейщики говорили о том, что в разной степени сложности реставрации нуждается 80 процентов музейных фондов.
Направленность научно-исследовательской и культурно-образовательной деятельности музейщиков сегодня во многом определяется подготовкой к 1000-летию Казани. Национальный музей стал победителем республиканского конкурса «Туризм – XXI век» по номинации «Маршрут года» – за разработку специального экскурсионного маршрута, посвященного юбилейной дате. Музейщики читают лекции в учебных заведениях, участвуют в организации конкурсов, пишут научные и научно-популярные статьи, открывают музейные экспозиции и передвижные выставки, выступают с докладами на научно-практических конференциях республиканского, российского и международного уровня.
При подведении итогов министр культуры РТ Ильдус Тарханов особо отметил организацию выставок, посвященных юбилейным и знаменательным датам. Большим достижением музейщиков республики стала выставка «Искусство ислама», организаторами которой стали Национальный музей и Музей национальной культуры при НКЦ «Казань». По случаю ее открытия Казань стала местом очередного собрания членов Союза музеев России.
В прошлом году музеи республики посетили 351 211 человек, проведено 12 856 экскурсий, прочитано 1860 лекций, состоялось 1527 массовых мероприятий. И хотя это немаленькие цифры, в 2000 году народ в музеи ходил чаще, чем в 2001-м. Причин этого на заседании Совета музеев называли несколько. Прежде всего вспоминали про пожар в головном здании, с горечью говорили о его затянувшемся многолетнем ремонте, об устаревших, как морально, так и физически, музейных экспозициях. Что может сделать музей, если в его штате – всего один человек? А таких музеев в республике – 12.
Музейщики были самокритичны и искали причины снижения интереса к музеям в собственных недоработках. Не все способны заинтересовать людей, привлечь к краеведению молодежь. Серьезная причина – в отсутствии единых целевых программ деятельности родственных сфер: культуры, народного образования, комитетов по делам молодежи. Таких программ нет во многих городах и районах.
В рамках заседаний Совета музеев, как правило, проходят методические семинары. На этот раз опытом работы делились научные сотрудники недавно открывшегося для посетителей музея Каюма Насыри и Тетюшского краеведческого музея. Тему «Экспозиция в пространстве историко-архитектурного памятника» обсуждали на месте, в Тетюшах.
Центр музейной науки и практики республики
«Национальный музей Республики Татарстан и музейное объединение: 20 лет сотрудничества и созидания» – так назывался доклад генерального директора Национального музея Геннадия Муханова на заседании Ученого совета, которое состоялось в здании на улице Кремлевской. Докладчик напомнил некоторые исторические факты из жизни главного музея республики. Он перестал быть единственным еще в 20-е годы, когда были открыты краеведческие музеи в Тетюшах, Чистополе, Свияжске.
Музей назывался тогда Казанским губернским и не мог не оказывать научно-методическую помощь в строительстве новых экспозиций. Организаторская и координирующая роль «большого» музея имела решающее воздействие и при создании мемориальных музеев В.И.Ленина: в Казани – в 1937 году и Кокушкино – в 1938 году.
Музей изобразительных искусств ТАССР, открытый в 1958 году, вообще возник на базе картинной галереи Госмузея. На опыт и знания музееведов главного музея республики опирались создатели музеев-заповедников – Булгарского, Билярского, Елабужского. К началу 80-х годов XX столетия Государственный музей ТАССР накопил богатый и разнообразный опыт экспозиционной, выставочной и культурно-образовательной деятельности.
Комплексный по своему профилю – исторический, литературный, естественнонаучный – Государственный музей не имел себе равных в показе национальных ценностей татарского и русского народов, других народов Поволжья, Приуралья, рассказывал о природе и истории не только Татарстана, но и России, других стран мира.
Научные сотрудники республиканского музея умели не только вести научно-исследовательскую и просветительскую работу, пополнять фонды, издавать каталоги, путеводители, буклеты, проводить конференции и интересные выставки, но и помогать коллегам из других учреждений культуры, энтузиастам общественных музеев, умело объединяя их на едином высоком профессиональном уровне. Эта сторона их деятельности была настолько очевидной, что правительство Татарии 20 лет назад решилось на централизацию музейной сети республики. Так был создан Государственный объединенный музей Татарской АССР.
Привели к этому и другие причины. В 70-е годы прошлого века в СССР проводилась политика укрупнения: объединялись предприятия и научные институты, колхозы и совхозы. Это явление не миновало и культуру. Централизация библиотечной сети, создание первых крупных музейных объединений состоялись именно в те годы. Первым появилось Владимиро-Суздальское объединение.
Государственный музей ТАССР к тому времени был центром музейной науки и практики республики. Здесь были сосредоточены богатейшие коллекции, имелись профессиональные кадры и богатый опыт методической работы. Его специалисты и взяли на свои плечи важную работу по совершенствованию музейного дела.
В определенной мере централизации способствовало и развитие внутреннего туризма. Сеть туристско-экскурсионных маршрутов распространилась тогда на всю страну, охватывая не только крупные города, но и райцентры, села, вовлекая в свою орбиту музеи всех рангов и уровней. Нужны были крупные музейные учреждения комплексного характера, которые могли бы удовлетворить самые разные интересы. Они могли бы, сотрудничая с турфирмами, системно организовывать прием огромного потока посетителей, содержать в достойном виде экспозиционные площади. Всем памятны длинные очереди желающих попасть в музей на площади 1 Мая, вереницы экскурсионных автобусов на улицах столицы Татарии. Туристы приезжали со всей страны, поездами, автобусами, пароходами. Много было иностранных групп, особенно немецких.
Идея централизации вынашивалась ведущими специалистами музея с 1978 года. Л.Валеева, стоявшая во главе коллектива, понимала, что поступательного движения можно было достичь только через управление всей музейной сетью из одного места, через создание единого организма с единой системой планирования и отчетности, учета и хранения коллекций, при централизованном финансировании. Только при этих условиях можно было разработать единую систему полноценных многопрофильных музейных экспозиций с благоустройством прилегающих территорий, обеспечить научное комплектование фондов, реставрацию предметов и сохранность коллекций.
Хотя создание объединения было шагом необходимым и закономерным, рождение его происходило в непростых условиях. Потребовалось много сил на преодоление психологических барьеров. У идеи было немало противников и критиков. Шла борьба мнений, точку в которой поставило постановление Совета министров Татарской АССР от 11 декабря 1982 года «О создании государственного объединенного музея ТАССР». Министерству культуры республики было поручено провести централизацию государственных краеведческих музеев республики, создать объединенный музей с общим штатом, бюджетными ассигнованиями, музейным фондом и централизованным комплектованием. Реорганизация осуществлялась в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом на содержание и развитие музейной сети.
Таким образом, отсчет объединения начался с 1 января 1982 года. В объединенный музей вошли 13 учреждений, в том числе 8, которые уже де факто работали вместе: кроме Госмузея, музей Ш.Камала, планетарий, музей истории и строительства КамАЗа и города Набережные Челны, музей истории города Нижнекамска и строительства комбината «Нижнекамскнефтехим», мемориальный музей белорусского поэта Я.Купалы, музей истории г. Зеленодольска, музей Г. Тукая в селе Кырлай, а также 5 краеведческих музеев, которым еще предстояло научиться работать в едином коллективе: Чистопольского, Тетюшского, Куйбышевского (ныне Спасского), Бугульминского, музей Я.Гашека. В 1983 году в состав объединения вошел Музей А.М.Горького с двумя филиалами. К 1987 году объединение насчитывало уже 25 музеев. Оно действительно превратилось в центр музейного дела республики, подтвердив на практике правильность сделанного выбора.
К этому времени Государственный объединенный музей ТАССР оказался в центре внимания музейной общественности России. Свыше 20-ти публичных выступлений его специалистов с всесоюзной и российской трибуны только за 1981-1987 годы – хорошее свидетельство того, что опыт Татарстана привлек внимание музейщиков всей страны и был активно востребован.
Укреплению объединения, закреплению кадров способствовало и то обстоятельство, что, став головным, Госмузей получил статус учреждения первой категории по оплате труда, как и музеи, вошедшие в объединение на правах отделов. Это значит, у всех сотрудников повысилась заработная плата. Позднее удалось поднять оплату труда и в музеях, входивших в объединение на правах филиалов.
Головной музей щедро делился своим опытом работы, умело направляя развитие региональных музеев на уровень мировых стандартов в области музейного строительства. Л.Федотова, директор музея народного творчества и этнографии города Зеленодольска, вспоминает первую профессиональную консультацию специалистов из Казани. Когда комиссия Госмузея в 1978 году знакомилась с очередным своим филиалом, вердикт был суров: это не музей, а фотовыставка. Это и понятно: большинство музеев на местах создавали энтузиасты, не имевшие ни теоретической, ни практической подготовки. Под руководством научно-методического совета и лично Люции Валеевой дилетантская экспозиция, посвященная истории города, в которой в основном были копии документов и фотографии, намертво приклеенные к стендам, трансформировалась в полноценный музей.
На примере этого музея хорошо видно, чем конкретно полезно музейное объединение. Во-первых, головной музей многим помогает в строительстве экспозиций, выделяя ценные экспонаты из своих фондовых коллекций. Как в постоянное владение, так и на время работы конкретных выставок. Благодаря этому, жителям Зеленодольска не надо было ездить в Казань, чтобы посмотреть выставки древнерусской вышивки, обряда чаепития и многих других. Если такая выставка была событием для такого города, как Зеленодольск, расположенного не так далеко от Казани, что говорить о показе фондовых коллекций где-нибудь в райцентре!
Ценность такого сотрудничества стала особенно очевидна после 1978 года, когда Госмузей после пожара полностью свернул экспозиционную деятельность в головном музее и богатейшие фондовые коллекции на многие годы оказались закрытыми для посетителей. Наличие региональных музеев помогало не только сохранить многопрофильность музейного объединения, но и создать новые экспозиционные направления.
Тот же музей в Зеленодольске, вошедший в объединение в 1982 году, со временем стал республиканским центром изучения и пропаганды народных ремесел. На базе музея были созданы студии для обучения мозаике по коже, кружевоплетению на коклюшках, вышивке бисером, лозоплетению, изготовлению картин из соломки, машинной вышивке, вязанию крючком и спицами. В конечном итоге это способствовало тому, что народные ремесла, которым грозило вымирание, вновь стали популярными.
Музей регулярно проводит выставки современных мастеров. В субботу здесь работает клуб «Хозяюшка». Для небольшого города это направление музейной деятельности переоценить трудно. Ведь музей – это не просто выставки, это место для общения людей по интересам, образовательный и досуговый центр, ориентированный на людей разных возрастов.
Руководители региональных музеев высоко отзываются о методической помощи из Казани. Это и стажировки в головном музее, и индивидуальные консультации, и семинарские занятия, дающие как теоретические знания, так и практические навыки. Как оформить экспозицию, как учитывать и сохранять ценные экспонаты, как провести экскурсию? Вопросов в повседневной жизни возникает много. Если раньше семинары проводились в основном в Казани, то в последнее время опыт появился и в региональных филиалах. Гостей со всей республики уже принимали в Менделеевске, Бугульме, Заинске.
Все это немало способствует повышению квалификации музейщиков, совершенствованию экспозиционной деятельности, помогает найти новые формы организационно-массовой, культурно-образовательной работы. Двадцать лет совместной работы способствовали творческому и административному росту руководителей филиалов, повышению квалификации научных сотрудников с помощью головного музея.
Сотрудники местных музеев получили возможность заняться научными исследованиями, и на последнем заседании Совета музеев за отсутствие такой работы руководителя музея М.Магдеева из Арского района подвергли критике.
По мнению доктора исторических наук, профессора Казанского государственного университета Г.Вульфсона, объединение музеев с точки зрения координации работы, обмена опытом и совершенствования профессионализма было делом положительным. Конечно, управлять таким громоздким объединением непросто, из-за чего порой случаются сбои, однако в целом позитива больше, чем негатива. Именно этим объясняется тот факт, что музейное объединение сохранилось и в современных экономических условиях.
Главное - не административные рычаги
Перестройка, начавшаяся в СССР в 80-е годы, коснулась и музейного дела. Появились разные формы собственности – и как следствие изменилась система финансирования музеев. С 1 января 1989 года приказом Министерства культуры РТ право расходования средств было децентрализовано и передано в исполнительные органы районов и городов. Дирекция объединенного музея лишилась финансовых рычагов управления периферийными музеями, что имело как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, за положение дел стали отвечать не только руководители Национального музея и их филиалов, но и главы местных администраций, с другой – у них и без музеев забот много.
Положение о музейном объединении пришло в противоречие с существующей реальностью. И потому многие музейные объединения России распались. Однако в нашей республике тяготение филиалов к головному музею было таким сильным, что объединение не только не распалось, но и с каждым годом пополнялось новыми филиалами. В 1988-1891 годах добавилось 10, в 1992-м – 26, в 1993-м – 13, в 1994-м – 3 филиала. В последние годы в объединение вошли музеи Ф.Карими в Альметьевском районе, «Алифба» в Арском районе, комната Ф.Хусни в Тюлячинском районе, музей П.Хузангая в Алькеевском районе, краеведческие музеи в Верхнем Услоне и Сарманове. Сегодня большое музейное объединение во главе с Национальным музеем РТ включает в себя 82 государственных музея. Это рекордная цифра для России. В Татарстане 43 краеведческих музея, 1 – естественнонаучного, 3 – этнографического профилей, 35 мемориальных музеев деятелей литературы и искусства.
Как видим, самое крупное – краеведческое направление, тесно связанное с историей сел, районных центров и городов республики. За ним следует группа литературных, искусствоведческих, этнографических и мемориальных музеев: 27 посвящены татарским писателям, композиторам, художникам и просветителям, 6 рассказывают о деятелях русской культуры – литераторах Боратынском, Горьком, Пастернаке, художнике К. Васильеве. Интересно, что в Татарстане есть музей чеха Я.Гашека, белоруса Я.Купала, чувашина И. Яковлева.
Главное во взаимоотношениях музеев, входящих в объединение, – отнюдь не административные рычаги. Консультации, методическая помощь, совместное обсуждение возникающих проблем, совершенствование профессиональных подходов к музейному делу, повышение квалификации кадров – решению этих и других задач способствует Совет музеев, который собирается на свои заседания 2-3 раза в год. В период между заседаниями работают постоянно действующие семинары.
В последние годы музеи стали активнее сотрудничать с руководителями местных администраций, с отделами и управлениями культуры, префектурами, с Советами народных депутатов городов, районов, директорами предприятий и школ. За последние три года состоялись взаимно полезные выезды музейщиков из Казани в более чем тридцать районов республики. В результате совместной работы появились новые краеведческие экспозиции в Зеленодольском, Кайбицком, Лаишевском, Мамадышском, Пестречинском районах, музеи Г. Исхаки в деревне Кутлушкино Чистопольского района, новая экспозиция в музее Янки Купала в Печищах. Значительно укрепилась материально-техническая база музеев казанской зоны: А.М. Горького, С. Сайдашева, Г. Тукая, Ш. Камала, Е.А. Боратынского, активно сотрудничающих с районными администрациями Вахитовского, Советского и Приволжского районов, с префектурами «Казанский Посад» и «Старо-Татарская Слобода».
Музеи вынуждены искать спонсоров, зарабатывать собственными силами. В 2001 году музейщики пополнили свою казну на 2 миллиона 911 тысяч рублей. Самостоятельно приходится решать много практических вопросов. Традиционными стали дни дарений, которые позволяют пополнять музейные фонды за счет добровольных пожертвований. Заслуги музейщиков нашли признание – в марте 2001 года Государственному объединенному музею присвоен статус национального. Более 10 лет его коллектив добивался этого статуса, который означает качественный скачок в развитии музейного объединения.
Экономическая ситуация в России и Татарстане все еще далека от улучшения, а культура, как и раньше, финансируется по остаточному принципу. Самая распространенная среди музейщиков республики шутка – «Как жаль, что наш музей – не баскетбольная команда».
Вместе с учеными-историками
С первых лет своего существования музея его научные сотрудники вносят ощутимый вклад в исследования по археологии, этнографии, природы, истории, культуре многонационального края между Волгой и Уралом. За это время опубликованы сотни монографий, тысячи статей. С благодарностью и почтением относятся специалисты и краеведы к журналу «Казанский музейный вестник», издававшемуся в 20-е годы прошлого столетия. Очень важным шагом стало возобновление с 1995 года, после 90-летнего перерыва, издания музейного «Ежегодника». В нем хронологически, с анализом основных итогов работы по каждому направлению воссоздается многогранная картина деятельности Национального музея РТ. При подготовке журнала составители стараются сохранить дух классической музейной школы конца XIX века, бережно сохраняя и приумножая славные традиции прошлого.
Издательская деятельность сегодня – одно из важных направлений музейного объединения. Это и каталоги, и буклеты, и календари. В Национальном музее появился свой редакционно-издательский отдел.
Научное направление деятельности в музее имеет свою специфику. Здесь, к радости музейщиков, не требуют высокой экономической результативности, научно-технических достижений, финансовых успехов. Музейная наука, несмотря на всю ее материализованность (изучаются предметы быта, здания и сооружения, произведения искусства, книги, рукописи, монеты), имеет духовную ценность и значение. Не было бы счастья – несчастье помогло. За долгие годы работы без постоянной музейной экспозиции в головном здании научные сотрудники музея могли себе позволить серьезные изыскания различного профиля и оказались весьма подготовленными к началу подготовки 1000-летия Казани.
На протяжении 107 лет жизни музея огромную роль в его деятельности играли ученые. Традиции были заложены блестящими профессорами Казанского университета, которые не только поддерживали тесные связи с Казанским научно-промышленным музеем, но и руководили в разное время его отделами, а также пополняли фонды своими коллекциями. В музее помнят имена В.М.Флоринского, Н.П.Загоскина, Н.А.Осокина, А.А.Штукенберга, Н.Ф.Высоцкого, П.И.Кротова, Н.Ф.Катанова, Б.Ф.Адлера, П.М. Дульского, Н.Ф.Калинина, Е.Г.Бушканца и многих других. Среди ученых, которые активно сотрудничают с музеем в настоящее время, в первую очередь называют старейшего члена Ученого совета, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук Г.Н.Вульфсона. Многие годы своими консультациями и советами оказывают существенную помощь музею профессора И.Р.Тагиров, Б.Ф.Султанбеков, Р.К.Валеев, Н.П.Торсуев и многие другие ученые.
С 1940-х годов при Национальном музее работает Ученый совет, в который в настоящее время входит более 90 ученых, руководителей научных и научно-просветительских учреждений, представителей музеев города и республики. Ученый совет состоит из семи секций, которые отражают направления исследований в различных областях науки и культуры и структуры Национального музея. Секции совета действуют также при музеях-филиалах казанской зоны. Их состав определяется профилем филиалов.
«Национальный музей не может не работать в тесном контакте с учеными-историками. Ведь одной из фундаментальных основ исторической науки являются собрания музеев. Их экспозиции позволяют не только получить научно доказуемые факты о жизни далеких предков, но и воспринимать историю на эмоциональном уровне» – считает Е.Казаков, доктор исторических наук, член секции археологии Ученого совета. – Ведущим центром объединения музеев Республики Татарстан является Национальный музей, входящий в число наиболее представительных культурно-исторических центров Российской Федерации. Славная история этого музея еще не дописана, однако высокую оценку заслуживают вышедшие отсюда труды по различной тематике. В стенах его трудились ученые, являющиеся легендой исторической науки, а работающие в наше время трудолюбивые и талантливые сотрудники объединения вносят существенный вклад в освещение древних страниц истории Татарстана, в ознакомление с ними широкой общественности».
«С момента своего возникновения и на всех этапах дальнейшего развития музея ученые Казани имели с ним самые тесные и, на мой взгляд, весьма продуктивные контакты, – считает доктор исторических наук Г. Вульфсон. – Ученые обогащали музей идеями, советами, изысканием и передачей музейных предметов. Музей же, в свою очередь, был и впредь будет серьезной лабораторией для тех, кто занимается теорией и практикой музейного дела, для тех, кто изучает Среднее Поволжье, Татарстан и мировую историю и культуру. Ученые приобщают студентов к этому благородному и нужному с профессиональной точки зрения делу».
Заседание Ученого совета, которое состоялось 11 апреля, было расширенным. На этот раз в центре внимания были проблемы отражения в будущей экспозиции музея истории края, народов, проживающих на территории республики, использование новых ориентиров и исследований в показе современной истории Татарстана и, естественно, перспективы развития музейного объединения. С докладами, кроме научных сотрудников музея, выступили известные ученые Татарстана: президент АНТ, доктор филологических наук М.Х. Хасанов; профессор КГУ, доктор исторических наук Г.Н. Вульфсон; профессор, доктор исторических наук, академик АНТ И.Р. Тагиров; доктор исторических наук, профессор Р.Г. Хайрутдинов; кандидат исторических наук П.Н. Старостин и другие.
Национальный музей Республики Татарстан располагает большим потенциалом историко-культурного наследия. Совместная работа ученых и музейных работников над новой экспозицией, которая в будущем появится в обновленных зданиях музейного комплекса на Кремлевской улице, обсуждение актуальных научных проблем, тесное сотрудничество с научными учреждениями и специалистами смежных профессий –– эти задачи не теряют своей важности и в 2002 году.
Целое поколение выросло без музея
Говоря о несомненных успехах прошлого года, музейные работники и ученые обсудили и нерешенные проблемы. В современных условиях остро стоит вопрос об обеспечении безопасности музеев и сохранности музейных коллекций. Имевшие место кражи в музее С.Хакима и Муслюмовском краеведческом музее свидетельствуют о том, что администрации районов не уделяют должного внимания решению этого вопроса. Более того, игнорируются распоряжения Министерства культуры и прямое поручение Премьер-министра РТ по этому поводу.
Многие районные музеи не имеют фондохранилищ, необходимого современного оборудования. Речь, в частности, шла о Муслюмовском, Агрызском, Актанышском, Лаишевском, Мамадышском, Рыбнослободском, Сабинском, Сармановском, Аксубаевском районах. Сохранение музейного фонда – это не только установка современной охранно-пожарной сигнализации, но и обеспечение музеев новым экспозиционным и фондовым оборудованием, реставрация музейных предметов, подбор кадров, которым можно доверить охрану исторических сокровищ. Руководители территориальных органов культуры, безусловно, должны быть сведущи в таких специфических вопросах.
К сожалению, большинство сельских и даже городских музеев не могут похвалиться хорошим уровнем сервисного обслуживания посетителей, порой нет самого элементарного. Нет лекционных залов, комнат для кружковой работы, отсюда мало клубов по интересам. Негде организовать сменные выставки, работать с местными художниками, фотографами, с детьми и подростками.
В течение многих лет Национальный музей РТ выполняет роль методического центра для музеев республики. Надо отметить, что в первые годы существования объединения взаимоотношения между филиалами и головным музеем носили кураторский характер. К настоящему времени филиалы не только территориально обособлены, но и находятся на самостоятельном бюджете. В условиях отсутствия единого финансирования музеи Татарстана нашли эффективные формы сотрудничества, что позволяет им не только выживать в труднейших финансовых и морально-этических условиях, но и играть роль подлинных культурных центров.
Чем активнее работают музейщики, тем ощутимее отсутствие площадей для больших краеведческих и иных экспозиций. Однако ремонт головного здания Национального музея идет уже непростительно долго. Выросло целое поколение ребят, которые представления не имеют, что такое – настоящий краеведческий музей. В преддверии 1000-летия Казани этот факт приобретает уже политическое значение.
Музейщики могут терпеливо ждать. Они это доказали. Они приучены входить в положение властей и деловых партнеров. Но ведь музей нужен не только им. А потому они деликатно решили напомнить о важности дела, которому отдают весь жар своей души. Члены Ученого совета приняли обращение к Президенту Республики Татарстан М.Ш.Шаймиеву. Заслушав и обсудив доклады и выступления, посвященные развитию крупнейшего музея Татарстана, они отметили ряд насущных проблем и неотложных мер, связанных со строительством постоянной экспозиции главного музея республики.
«Ученые обращаются к Вам, Минтимер Шарипович, с просьбой обратить Ваше внимание на проблемы этого музея, являющегося гордостью Татарстана», – говорится в документе.
Ученый совет считает, что неотложной задачей является создание к юбилею города Казани постоянной экспозиции Национального музея, для чего необходимо завершить реконструкцию всего комплекса зданий Гостиного двора и построить экспозицию – в противном случае музей не получит того развития, которого достоин.
«Необходимо сосредоточить внимание на реставрации ценнейших памятников культуры – экспонатов из фондов НМ РТ. Если реставрация не будет произведена в соответствии с заключениями экспертных комиссий, то экспонаты, являющиеся народным достоянием, погибнут навсегда. Для хранения более 700-тысячного музейного фонда требуется создать фондохранилище, соответствующее современным стандартам музейного дела. Для решения этих проблем необходимо специальное финансирование, – говорится далее в обращении. – В настоящее время заканчивается ремонт первой очереди здания Гостиного двора – корпуса по улице Кремлевской, где должна быть развернута экспозиция «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Однако ее открытие невозможно без Вашего президентского внимания.
Мы надеемся, глубокоуважаемый Минтимер Шарипович, что Вы дадите соответствующие поручения, и имеющиеся сегодня сложные музейные проблемы будут решены!»
Как удалось выяснить в Национальном музее, М.Шаймиев обращение не только прочитал, но и сделал соответствующие распоряжения.
Май для работников музеев Татарстана, как всегда, насыщен массовыми мероприятиями. Лекции, выставки, фондовые показы в музейных зданиях и выездные, вечера, посвященные Дню Победы, – в начале месяца. Потом – традиционный профессиональный праздник – 18 мая, в Международный день музеев, казанцев и гостей столицы Татарстана пригласят на площадь Первого мая, где состоится театрализованное представление «Путешествие в старую Казань», в котором примут участие многие исторические персонажи, знакомые нам по учебникам истории и музейным экспозициям.
В головном музее состоятся три фондовых показа: «Однозвучно звучит колокольчик», «Из истории фарфора» и «Женские ювелирные украшения». Здесь будут работать выставки «Сокровища Татарстана: реликвии Национального музея РТ», «Казанское чаепитие», «Окно в природу» и «Рисуют наши дети». На все мероприятия – вход бесплатный, и только на выставку «Панорама экзотических животных» нужно будет покупать входной билет.
А потом делегация музейных работников Татарстана отправится в Санкт-Петербург, где во второй половине мая состоится очередное общее собрание членов Союза музеев и фестиваль «Интермузей» с выставкой, на которой будет и экспозиция Татарстана.
Любовь АГЕЕВА
«Казанские истории», №8, 2002 год