Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Национально-демократические организации в крае в начале XX века
- 18 января 2003 года
Важной проблемой, которой занимается отдел истории Татарстана XX века Национального музея Республики Татарстан, является вопрос возникновения и деятельности татарских политических партий и общественно-политических движений начала XX века.
Для каждого человека историческое сознание – это возможность осмыслить судьбу своего поколения, почувствовать живую преемственность и ответственность перед теми людьми, которые жили прежде и которые будут жить в XXI веке. Недаром в тяжелые периоды своей жизни общество всегда обращалось к опыту истории и находило в ней реальный источник силы и оптимизма. В прошлом ищут ответы на многочисленные вопросы, определяют нравственно-этические нормы, находят надежду.
Однако многолетняя закрытость многих архивов при общем недостатке активного исторического знания, привели к распространению вульгарных, необъективных и просто антинаучных представлений о прошлом.
Поколения 40-50-х гг. жили под эгидой идеологических мифов, которые во многом сейчас уже рассеялись. И сегодня. с осмыслением исторического прошлого, возрастает интерес общественности Татарстана к периоду, когда социально-исторические и политические условия в начале XX в. привели к глубоким изменениям в татарском обществе.
Вот почему важной проблемой, которой занимается отдел истории Татарстана XX века Национального музея Республики Татарстан, является вопрос возникновения и деятельности татарских политических партий и общественно-политических движений начала XX в.
Их история оценивалась ранее крайне односторонне, давалась слишком ограниченная информация. В итоге в музейной экспозиции прошлых лет находила подробное освещение и положительную оценку только деятельность партии большевиков и соответственно негативно освещалась и оценивалась история других партий, в том числе и татарских национально-демократических организаций и движений.
В связи с этим в Музее созданы выставки по истории общественно-политического движения среди татар начала XX в., где экспонировались программные документы этих партий и организаций, и, прежде всего, самой крупной и наиболее влиятельной партии «Иттифак-эль-муслимин» (Союз мусульман); программа мусульманской фракции в Государственной Думе, а также малоизвестные материалы Всероссийских обще мусульманских съездов. Это позволило посетителям составить более полное и самостоятельное представление о характере и целях различных политических движений, увидеть исторические предпосылки их образования и деятельности, социальный состав, судьбу лидеров движений и т.д.
Созданные выставки «Первый флаг Республики», «Возвращение Гаяза Исхаки», «Трагическая судьба Галимжана Шарафа» и другие отличались объективностью, непредвзятостью, свободой от идеологических штампов; они позволили нарабатывать новые методики современного, многогранного альтернативного отражения исторических событий.
Выставка «Первый флаг Республики» была приурочена ко II Всемирному конгрессу татар и посвящена процессам становления государственности татарского народа. Как известно, революция 1905-1907 гг. пробудила к активной политической жизни так называемые в то время «национальные окраины Российской империи».
Для многих народов России социально-демократическая направленность революции тесно переплеталась с национально-демократическим движением. Во многих губерниях и областях стали возникать многочисленные национальные партии. Вот почему замысел данной выставки и состоял в том, чтобы показать возникновение национально-демократических организаций в крае в начале XX в.
Как уже говорилось выше, одной из крупнейших из них была организация «Иттифак-эль– муслимин» – либеральная партия с ярко выраженным демократическим содержанием, по своей программе близкая к партии российских кадетов. На выставке показан период формирования этой партии, когда многие аспекты социально-политического и культурного развития татарского народа находили свое отражение в русле крупнейшего реформаторского движения - джадидизма.
Джадидизм зародился в условиях необходимости реформы школьного образования, так как «кадимистские мектебы» («кадим» – от арабского слова – означает «старый») стали со временем тормозом экономического и культурного развития. Среди разнообразных материалов выставки особое место занимают фоторепортер и личные вещи идеолога и зачинателя джадидизма Исмаила Гаспринского, газета «Тарджеман» («Переводчик»), которую он издавал.
До 1905 г. она была практически единственной газетой на тюрко-татарском языке. В «Тарджемане» И.Гаспринский популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. Вскоре джадидистские мектебе и медресе появляются в Поволжье и Приуралье – в Казани, Оренбурге, Уфе и др. Поскольку к концу XIX – XX в. это движение привело к радикальным изменениям в политической и культурной жизни татарского народа, музейные сотрудники создали два интерьера, привлекающие внимание посетителей. Первый – это класс школы нового типа, где преподавались светские дисциплины.
Из фондов музея экспонировались учебники арифметики. географии, русского языка, геометрии, истории и другие, по которым обучали детей по новому европейскому звуковому методу – эсуль-эль-джадин (в переводе с арабского – «новый метод»).
Начавшись в области образования и просвещения, джидидизм оказал огромное влияние на всю культуру народа, изменил его быт. Возник профессиональный театр. Первые театральные постановки труппы «Сайяр» состоялось на сцене «Восточного клуба». Музейные художники и экспозиционеры на основании имеющегося документального и мемориального материала воссоздали обстановку «театральной гостиной» «Восточного клуба», который сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии татарской общественной мысли, был первым постоянным домом татарского театра.
Музей возрождает традиции начала века. С 1997 г. работает «Восточный клуб», где музейные работники организуют встречи с известными татарскими учеными, писателями, актерами, музыкантами. Это – центр общения и духовности.
К началу XX в. появилась обширная татарская художественная, научная, педагогическая и общественно-политическая литература, стали выходить многочисленные периодические издания. Она представлена на выставке во втором интерьере. Здесь же мы показали европейскую мебель и европейский костюм, использовавшиеся сторонниками этого движения. В музыкальную культуру народа проникали и европейские музыкальные инструменты.
Подчеркнем, что новое движение способствовало утверждению особого положения женщины в татарском обществе как хранительницы чистоты произношения и особенностей языка, воспитательницы будущих поколений. В связи с этим перед посетителями предстала художественная композиция «Духовный мир татарской женщины», где показаны материалы известных татарских женщин, в том числе Сары Шакуловой, первой женщины-татарочки – математика, окончившей Сорбонну и др.
Какова же природа джадидизма? Глубокие традиции татарского просветительства начала и середины XIX в., связанные с именами А.Курсави, Ш.Марджани, К.Насыри и других, явились той основой, которая и придала движению явно обозначенную демократическую и реформаторскую направленность.
Постепенно, к началу XX в. движение джадидистов приняло ярко выраженную политическую окраску. И этой теме посвящен второй раздел выставки. На основе движения было сформировано несколько партий и политических организаций, одной из которых, как было указано выше, и стала «Иттифак-эль-муслимин». В партии в основном были татары, отчасти азербайджанцы и представители других мусульманских народов. Поэтому партия и получила свое название по религиозному признаку. Кроме того, сами татары до начала XX в. называли себя чаще «мусульманами».
Партия сформировалась в результате работы трех всероссийских съездов, прошедших в течение 1905-1906 гг. Материалы этих съездов представлены на выставке: фотография участников I съезда, который проходил нелегально в августе 1905 г. в Нижнем Новгороде на пароходе «Густав Струве» (делегаты провели встречу под видом катания на пароходе по р.Оке).
Рядом с фотографией – резолюция съезда, один из пунктов которого провозглашал наделение мусульман «равными с русским населением правами» и требованием «полного уравнения в правах мусульман с населением русского государства во всех политических, гражданских и религиозных». Часть фотографий участников съезда экспонируется отдельно, ибо это левое крыло съезда, будущие социалисты-революционеры Г.Исхаки, Ф.Туктаров, Ш.Мухамедьяров и другие, выступившие против придания «Союзу мусульман» характера политической партии.
Группа Г.Исхаки требовала признать «Иттифак» лишь культурным объединением мусульман России (впоследствии лидеры татарских эсеров отошли от революционной деятельности и социалистических идей, став лидерами национально-освободительного движения).
Жизни и творчеству Гаяза Исхаки, известного татарского писателя и общественно-политического деятеля, была посвящена выставка, созданная к 120-летию со дня его рождения в феврале 1998 г. Сафия Имре, дочь Вали Менгери, турецкого предпринимателя, передала из Турции архив и личные вещи Г.Исхаки Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву, а затем они поступили в фонды музея Республики Татарстан. На выставке впервые демонстрировались не только личные вещи Г.Исхаки, но и многие уникальные документы.
Второй съезд «Иттифака» ознаменовал собой новый этап процесса оформления партии. На этом съезде, который состоялся в январе 1906 г., был принят Устав партии и обсуждена программа. Эти документы показаны в экспозиции. На съезде обсуждался также вопрос об участии в выборах в Государственную Думу. Мы подчеркнули на выставке требования большинства делегатов: «...домогаться допущения представителей мусульман в Государственную Думу пропорционально количеству мусульманского населения».
Окончательно программа «Иттифака» была принята на III съезде, который проходил в августе 1906 г. в Нижнем Новгороде. Экспозиционный показ программы, состоявшей из 68 пунктов, позволил выпукло представить цели и задачи «Союза мусульман» и, прежде всего, задачу «объединить всех граждан-мусульман России, единомышленных по своим политическим убеждениям». Среди делегатов были Р.Ибрагимов, Ю.Акчура, С.Алкин, И.Гаспринский, Г.Баруди, М.Бигиев, Г.Буби, С.Максуди, Х.Максуди, А.Топчибашев и другие. Это был цвет татарской нации.
Среди членов «Союза» были представители буржуазии, духовенства, рабочих и ремесленников. «Иттифак-эль-муслимин» в начале XX в. являлся крупной политической организацией татар Поволжья и Приуралья, его программу поддерживала либерально-демократическая интеллигенция Крыма, Азербайджана, Средней Азии и других регионов государств. Организация была довольно многочисленна и влиятельна.
Проблемы активизации процесса национального самосознания татарского народа в начале XX столетия, всплеск развития татарской культуры важны для понимания становления государственности. Они займут особое место в будущей экспозиции «Татарстан: XX век», которая создается в музее.
Особый интерес представляет тема «Варианты национального-государственного устройства», предлагавшиеся в 1917-1920 гг. Мы знаем воплощенный вариант – образование в 1920 г. ТАССР. Однако в эти годы было создано несколько проектов государственности татарского народа. Все они представлены на выставке «Первый флаг Республики». Это проекты: «Идель-Урал Штат», Волжско-Уральская Республика, Татаро-Башкирская Советская Республика и, наконец, Автономная Татарская советская республика.
При рассмотрении вопросов государственного строительства и национальной политики Татарстана в 1920-1930-е гг. нами было уделено определенное внимание к проблеме татарского языка и алфавита. Провозглашение двух государственных языков в Татарстане, комплекс мер по постепенному наполнению реальным содержанием статуса татарского языка (программа развития татарского языка) показаны в экспозиции.
По истории вопроса в фондах музея сохранились интересные экспонаты (плакаты, фотографии, пишущие машинки с арабским и латинским шрифтом, документы, фарфор и др.), которые помогают образно решить данный раздел.
Затронутые темы, прошедшие апробацию на выставках музея, созданных совместно с Национальным архивом Республики Татарстан, бывшим партархивом (ныне ЦГА историко-политической документации РТ), архивом КГБ РТ, библиотеками Татарстана (Национальной Казанского Государственного Университета им. Н.И.Лобачевского), являются первыми попытками Национального музея Республики Татарстан осветить некоторых малоизученные проблемы истории Татарстана в XX в.
Лариса КРАЕВА, заведующая отделом истории Татарстана XX века Национального музея
Республики Татарстан, кандидат исторических наук
«Казанские истории», №1-2, 2003 год