Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сталинградцы: Театр юного зрителя в годы войны
- 27 апреля 2020 года
О том, как в Казани появился Театр юного зрителя из Саратова, рассказал в книге «Музы не молчали» Юрий Благов, в 2010 году - руководитель музея Качаловского театра, в прошлом, с 1975 года, заведующий литературной частью казанского ТЮЗа, поставивший на его сцене 17 спектаклей.
С момента объявления военного положения в июне 1941 года в помещении Казанского ТЮЗа размещался сборный пункт Бауманского райвоенкомата, а коллектив театра юного зрителя был распущен. Сыграло, очевидно, роль то обстоятельство, что большая часть актёров мужского состава труппы, по свидетельствам старожилов театра, ушла добровольцами на фронт. Летом 1942 года помещение ТЮЗа было отдано в распоряжение Центрального музея ТАССР для размещения выставки «Великая Отечественная война советского народа».
Между тем, судя по некоторым сведениям, дирекция ТЮЗа продолжала функционировать в расчёте на возобновление работы театра в недалёком будущем. И такой день наступил. 19 сентября 1942 года прибывших по эвакуации артистов и работников Сталинградского ТЮЗа зачисляют в штат Казанского театра юного зрителя. Это – художественный руководитель театра, режиссёр С. П. Силаев, художник А. А. Поздняков, балетмейстеры Д. И. и Е. К. Зубовские, заведующий музыкальной частью, композитор Д. А. Говорухин, актёры: С. М. Болтунов, В. И. Володин, Б. М. Дёмин, Д. А. Дросси, В. П. Ерофеев, С. И. Караникола, Н. К. Каширский, П. А. Мулярчик, П. И. Ратмиров, Б. 3. Роскин, А. П. Субботин, А. И. Терентьев, Н. С. Александрова, Ф. А. Дембицкая, И. И. Златогорская, М. П. Неменко-Бабковская, А. П. Неменко-Бабковская, Л. А. Тюрина, Т. А. Щербакова и другие – всего 28 человек. Прибывшие составляли почти полностью укомплектованную труппу со своими административными и техническими работниками. Всех их расселили в помещении театра: в крохотных комнатушках на антресолях, в подвальном помещении под сценой. Одновременно в Казань была эвакуирована труппа Сталинградского областного театра оперетты. И почти до середины октября на сцене ТЮЗа этот театр проводил «Вечера оперетты».
Условия для работы были крайне тяжёлые. Тем не менее 31 октября 1942 года «Красная Татария» сообщила: «На днях пьесой Шестакова «Финист – ясный сокол» открылся сезон в Казанском театре юного зрителя. Спектакль, поставленный художественным руководителем ТЮЗа т. Силаевым и оформленный художником т. Поздняковым, представляет интерес не только для детей и подростков».
Труппу Сталинградского ТЮЗа, пережившую тяжелейшие обстоятельства эвакуации, когда выбираться приходилось буквально из-под огня, сплачивало чувство общей беды и общей ответственности. Будучи официально актёрами казанского театра, они продолжали чувствовать себя сталинградцами.
«Коллектив Казанского театра юного зрителя сделал хорошее патриотическое дело – он поставил специальный спектакль для детей фронтовиков. 450 ребят, у которых отцы, матери, братья сражаются с врагами родины, просмотрели 15 декабря в театре «Семью Скосыревых (Фронт)». Надо пожелать, чтобы по примеру ТЮЗа специальные постановки для детей фронтовиков устраивали другие театры Казани». Это сообщение газета «Красная Татария» поместила рядом с фронтовыми сводками, выкроив место на вдвое урезанной по размерам полосе. А 20 декабря в казанском Доме актёра, открывшемся годом ранее на первом этаже театрального общежития на улице Международной (ныне – ул. К. Наджми), состоялся творческий вечер актёров Сталинградского ТЮЗа – своего рода «смотрины», знаменовавшие собой вхождение сталинградцев в дружную семью казанских театров.
На протяжении первого сезона работы вновь открытого театра труппа пополнилась рядом актёров. Приехала бывшая сталинградка А. М. Пешкова, бежавшая из немецкого эшелона, отправлявшего в Германию «рабочую силу». Вернулись также актёры довоенного состава: 3. И. Лифшиц, Т. Н. Тамарина, Л. П. Михайлова, М. В. Рогойская, заслуженная артистка ТАССР С. Д. Кадмина, выпускница студии Казанского Большого драматического театра С. А. Мурашкина.
За первый сезон, длившийся с сентября 1942-го по август 1943 года, было выпущено девять спектаклей; сформирован репертуар, удовлетворявший интересы разных возрастных категорий зрителей и отличающийся высоким художественным уровнем драматургии. Классика представлена была пьесами А. Н. Островского («Шутники» и «Поздняя любовь»), Мольера («Лекарь поневоле»), К. Гольдони («Забавный случай»), современная драматургия – пьесами В. Соловьёва («Семья Скосыревых») и В. Гусева («Москвичка»). Кроме того, подготовлена была эстрадно-концертная программа из куплетов, скетчей и юморесок на военные темы под названием «Били, бьём и будем бить!». Так называлась аналогичная по содержанию передвижная выставка, подготовленная Центральным музеем ТАССР и разместившаяся в железнодорожном вагоне, курсировавшем от станции к станции. Активными участниками концертов для бойцов, отправлявшихся на фронт, были А. М. Пешкова, Л. А. Тюрина, И. И. Златогорская. В составе фронтовых бригад с концертами в действующую армию выезжали М. П. Неменко-Бабковская, Б. 3. Роскин, Т. Н. Тамарина и другие.
Столь же насыщенным был и следующий сезон, открывшийся 1 октября. Казанский ТЮЗ одним из первых обратился к только что вышедшей из-под пера Алексея Арбузова пьесе «Домик в Черкизове». Удачной была признана и следующая постановка – «Снежная королева» Е. Шварца. Кроме того, театр продолжил знакомить своих зрителей с творчеством Мольера и Гольдони, осуществив постановки пьес «Плутни Скапена» и «Слуга двух господ».
В январе 1944 года Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР проводит смотр спектаклей русской классики, в котором, наряду с другими казанскими театрами, принимает участие и ТЮЗ со спектаклем «Шутники» А. Островского.
После разгрома фашистских оккупантов под Сталинградом в освобождённые от немцев районы на родные пепелища потянулись люди из мест эвакуации. Сталинградским актёрам пока ещё некуда было возвращаться, родной город стоял в руинах.
«В дни, когда враг рвался к Сталинграду, мастера искусства не только обслуживали военные госпитали, части Красной Армии, но и стойко защищали свой родной город, – сообщала «Красная Татария» 12 марта 1944 года. – На днях группе работников театра были вручены медали «За оборону Сталинграда». Высокие награды получили главный художник А. А. Поздняков, артист и режиссёр Д. А. Дросси, артисты Б. И. Дёмин, Ф. А. Дембицкая, Л. А. Тюрина...». Несколько позже медаль была вручена также А. М. Пешковой.
Летом 1944 года актёры ТЮЗа в составе сводной концертной бригады выехали на линию фронта для обслуживания воинских частей.
«В частях нашего фронта уже несколько дней выступает художественная бригада артистов казанских театров и Татарской госфилармонии. В состав бригады входят солистки Татарского государственного театра оперы и балета заслуженная артистка республики Мунира Булатова и артистка Саида Девишева, исполняющие русские и татарские песни; артисты Татарского ТЮЗа Неменко-Бабковская и Роскин, исполняющие скетч и отрывки из пьес; артисты Татарской госфилармонии, – говорится в благодарственной телеграмме начальника Дома Красной Армии 3-го Прибалтийского фронта. – Выступления бригады проходят с исключительным успехом. Красноармейский зритель тепло встречает посланцев из Казани. Бригада уже дала 40 концертов. Она пробудет на нашем фронте до 15 сентября».
Однако фронтовые гастроли продлились до ноября...
Последний военный сезон Казанский ТЮЗ начал в прежнем составе и с прежним художественным руководством. Из сталинградцев уехали, видимо, балетмейстеры Зубовские и художник Поздняков. Возможно, уехал и кто-то из актёров, установить это теперь сложно, поскольку программок спектаклей военных лет дошло до нас крайне мало. Но творческий костяк труппы сохранился полностью.
«Казанский ТЮЗ прочно завоевал симпатии зрителей, – сообщала «Красная Татария» 21 ноября 1944 года. – Он строит свой репертуар, учитывая разнообразие интересов школьников, их возраст. Для самых маленьких в текущем сезоне показаны «Кот в сапогах» – сказка по мотивам Перро, для учащихся ремесленных училищ – «Школа гордости» Любимовой, для старшеклассников – «Отчий дом» Катаева и «Недоросль» Фонвизина. Последние два спектакля, поставленные заслуженным артистом ТАССР Дросси, относятся к лучшим спектаклям сезона... К юбилейным дням республики ТЮЗ успешно поставил пьесу Д. Аппаковой «Находчивый юноша» по мотивам татарских народных сказок». Последний спектакль, а также «Сказку» М. Светлова в постановке Д. Дросси и «Хрустальный башмачок» Т. Габбе в постановке С. Силаева ТЮЗ представил на Всероссийский смотр театров для детей, который проходил с октября 1945-го по март 1946 года. По итогам этого творческого смотра Казанский театр юного зрителя был назван в числе четырёх лучших ТЮЗов страны, наряду с Ленинградским, Новосибирским и Саратовским.
Юрий БЛАГОВ
Очерк из книги «Музы не молчали. Деятели культуры Татарстана в годы Великой Отечественной войны» (Казань, 2010)