Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Торговать ли по воскресеньям и пятницам?

В Государственной думе третьего созыва России активно работала мусульманская фракция, члены которой отстаивали интересы 17-миллионного мусульманского населения империи.

О деятельности депутатов-мусульман рассказала Диляра Усманова в книге  "Мусульманские представители в Российском парламенте".

Одним из ярких примеров работы депутатов-мусульман от Казанской губернии  можно считать прохождение законопроекта «О нормальном отдыхе торговых служащих». В период его обсуждения члены мусульманской фракции внесли от имени 17-миллионного мусульманского населения страны поправку о предоставлении торговцам-мусульманам права торговать в воскресные дни хотя бы несколько часов (при условии выходного по пятницам).

Министерство  торговли и промышленности не было против уступок иноверному населению, однако поправка была отвергнута двумя комиссиями, работавшими над проектом закона. 10 апреля 1910 г. законопроект был вынесен на общее обсуждение Думы, которое проходило в обстановке бурных дебатов и растянулось до конца года.

Мусульманские представители убеждали: запрет мусульманам торговать в воскресные дни и дни христианских праздников нанесет большой урон их предпринимательской деятельности. Однако в конечном итоге все поправки и редакции статей, предложенные мусульманами, были отвергнуты думским большинством.

Примечательно, что русские депутаты, избранные от регионов со значительным мусульманским населением, были гораздо более склонны к компромиссу. Возможно, определенное влияние на них оказывала позиция гласных Казанской городской думы, которые просили казанских депутатов при рассмотрении вопроса о праздничном отдыхе в Государственной Думе «в виду местных бытовых условий г. Казани и губернии» голосовать за то, чтобы праздничными днями для лиц «магометанского исповедания» признавались пятничные и иные священные для мусульман дни.

Примечательно, что когда русские торговцы Казани узнали об этом решении думы, они попытались его опротестовать, ссылаясь на то, что татары накануне Пасхи и Рождества не закрывают свои предприятия и по пятницам, следовательно, за данными «претензиями» татарских торговцев лежит лишь стремление к большей выгоде. Городская дума не нашла достаточных оснований для пересмотра принятого ранее решения.

Депутаты В.Карякин и И.Годнев на заседании Государственной Думы настаивали на компромиссном соглашении с учетом мнения мусульман. Годнев считал возможным разрешить мусульманам торговать в христианские праздники, что было уже сделано в Казанской губернии органами местного самоуправления. Карякин предложил дополнить законопроект статьей, которая бы позволяла учитывать специфику всех конфессий. Их оппоненты доказывали, что это даст привилегию инородческому населению перед русским.

Когда думское большинство отклонило все поправки мусульманской фракции и В.Карякина, ее члены в знак протеста покинули зал заседания, но это осталось без какого-либо внимания со стороны думского большинства. Также без внимания остались телеграммы, присланные из Казани, Оренбурга, Уфы и других крупных центров с мусульманским торговым населением. Уже 9 мая, получив известие из столицы о решении думского большинства, оренбургские торговцы провели многолюдное собрание. Позднее, 28 мая, в здании Купеческого собрания (ныне здание тюза) состоялось многолюдное собрание казанских мусульман.

Законопроект рассматривался в третьем чтении с 3 по 17 декабря 1910 г. И вновь самым бурным стало обсуждение 9-й статьи закона, касавшейся праздничного отдыха. Правительство через октябристов предложило поправку, предоставлявшую право установления дней отдыха земствам, но радикальное думское большинство ее отклонило.

Государственный совет отверг все изменения, внесенные думцами, и основательно «переработал» министерский законопроект. В воскресные и праздничные дни разрешалась пятичасовая торговля.

Последовали протесты приказчиков из различных городов. Казанские торгово-промышленные работники от имени 650 членов своей корпорации отправили телеграммы министру торговли и промышленности, ряду членов Государственной Думы и Госсовета. В конце концов, проблему отложили на неопределенный срок, в стране продолжали действовать правила от 15 ноября 1906 г.

В Казанской городской думе вопрос этот вопрос обсуждался в течение 1906-1907 гг. В июне 1907 г. специальная торговая комиссия представила думе свое заключение. Комиссия высказалась за установление праздничного отдыха согласно религиозным убеждениям людей, и это заключение легло в основу довольно либерального постановления городской думы от 12 ноября 1908 г. Оно было отменено губернским присутствием 4 июня 1909 г.

Единственным законным и официально действующим распоряжением местного органа самоуправления оставалось постановление от 11 апреля 1905г., которое, запрещая воскресную торговлю, ущемляло интересы мусульман. А потому мусульманские гласные во главе с М.Сайдашевым со временем выступили с предложением о пересмотре существующих правил. Они просили оставить вопрос по существу открытым до издания соответствующего закона.

Обсуждение вопроса о праздничном отдыхе приказчиков было включено в повестку заседания думы 8 января 1914г. Предварительно он обсуждался на многолюдном собрании мусульманских приказчиков, состоявшемся 3 января в помещении Восточного клуба. Городская дума, учитывая заявление мусульманской группы, озвученное гласным С.Максудовым, передала предложение на более детальную разработку в юридическую комиссию. На заседании думы 20 мая большинство гласных отвергло предложение мусульман. Появилось постановление о воспрещении любой торговли в христианские праздники, вступавшее в силу с 15 июля 1914 г. Казанские мусульмане подали жалобу на имя министра внутренних дел за 278 подписями. Жалоба была принята к рассмотрению, губернское начальство получило приказ приостановить исполнение постановления городской думы вплоть до окончательного решения вопроса в правительстве.

Протест казанских мусульман получил широкую огласку, и уже 19 августа 1914 г. вопрос рассматривался в Совете министров. Было решено остановиться на компромиссном постановлении: разрешить всем торговцам торговать в воскресенье в течение 5 часов. Постановление аналогичного содержания издал и казанский губернатор. Оно действовало вплоть до Февральской революции.

Вопрос о праздничных днях был связан не только с деятельностью торговых предприятий. Он затрагивал и иные сферы. Зимой 1907-1908 г. член мусульманской фракции М.Тукаев получил множество писем и телеграмм от мусульман Уфимской и Оренбургской губерний с предложением «ходатайствовать перед МВД о признании пятницы официальным мусульманским праздником, с предоставлением мусульманам права не являться в этот день в суд в качестве свидетеля и некоторыми другими, вытекающими из этого признания, правами».

В ряде случаев власти стремились учитывать календарь религиозных праздников в полной мере и шли навстречу мусульманскому населению. Например, в сентябре 1909 г. по ходатайству муфтия по случаю уразы были освобождены от учебных сборов состоящие в запасе муллы и муэдзины Уфимской губернии. Но такие примеры носили частный характер и не представляли системного отношения к проблеме.

Подготовлено по книге Диляры Усмановой "Мусульманские представители в Российском парламенте". 1906-1917.

Акад. наук Респ. Татарстан, Казан. гос. ун-т. – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2005.

«Казанские истории», №1-6, 2006 год