Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Модель Татарстана» – только ли история?

Понятие «Модель Татарстана» стало общеизвестным, и порой при его использовании имеют в виду не двусторонние отношения федерального центра и одного из субъектов федерации, а сам механизм устранения конфликта, возможность с помощью цивилизованного диалога найти устраивающее всех решение.

Полномочные представители органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан: руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан; исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления; гарантируя сохранение территориальной целостности и единства экономического пространства; способствуя сохранению и развитию исторических и национальных традиций, культур, языков; заботясь об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов; реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий; учитывая, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, участвует в международных и внешнеэкономических отношениях, договорились о нижеследующем...

Из Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»

Заключенный 15 февраля 1994 года межправительственный договор, под которым стоят подписи Президента РФ Бориса Ельцина и Президента РТ Минтимера Шаймиева, – это результат, к которому шли долго и терпеливо.

Само понятие – «модель Татарстана» – родилось в правительственной школе имени Кеннеди Гарвардского университета (США), гостем которой в октябре 1994 года был Президент Татарстана. Группа экспертов из Школы бизнеса этого университета принимала в последующем участие в разработке долгосрочной программы социально-экономического развития республики.

В предлагаемой подборке материалов собраны фрагменты нескольких публикаций, анализирующих опыт Татарстана в его отношениях с федеральным центром.

Между договором 1994 года и праздником тысячелетия 2005 года – не только временной промежуток в 11 с небольшим лет, но и много других важных объективных и субъективных обстоятельств. Многочисленные конфликты, социальные, этнические, региональные, заставляют человечество внимательно изучать наработанный опыт.

В этой связи вряд ли стоит сдавать в архив «модель Татарстана», которая однажды уже доказала не только свою востребованность, но и эффективность. 

Будущее России: взгляд из Татарстана

Вы знаете, что после распада СССР на его месте появился ряд независимых государств, которые теперь известны миру. Но наверняка многие из вас не знают, и в этом не виноваты, что есть еще и Татарстан, который сегодня играет заметную роль в реформировании России.

Так распорядилась судьба, что среди бывших 20 автономных республик Российской Федерации Татарстан возглавляет деятельность по реформированию РФ с тем, чтобы не допустить ее развития по имперскому пути, сделать все возможное для того, чтобы построить, пользуясь этой исторической возможностью, демократическую Российскую Федерацию.

Почему же именно Татарстан? Для этого есть свои основания. Татарстан всегда имел свою очень сильную государственность, и отношения с российским государством у него складывались непросто. И действительно, в середине XVI века Казанское ханство, нынешний Татарстан, был завоеван Иваном Грозным.

Второй момент. Татарстан обладает огромным промышленно-сельскохозяйственным потенциалом и богат природными ресурсами. Татарстан целиком обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией. И, как это ни удивительно, за последние три года, когда по всей России снижается урожайность, мы получаем рекордные урожаи.

Да, у нас огромный промышленный потенциал, но мы жили в такой системе, когда население не могло пользоваться всеми этими возможностями в полную силу и устроить достойную жизнь из-за чрезмерной централизации экономики. Это всегда вызывало чувство обиды за свой неоплаченный труд.

И вот наступил 1985 год – долгожданное время, и началась перестройка нашего общества. Как бы мы сегодня ни относились к роли Михаила Горбачева, – это первый человек, у которого хватило смелости сломать старую машину…

Публичная лекция Президента РТ Минтимера Шаймиева

в Гарвардском университете (США)

3 октября 1994 года

Договор устранил угрозу конфликта

Тот факт, что Москва не использовала военную силу, чтобы удержать Татарстан в Федерации, позволил ситуации стабилизироваться и послужил на пользу умеренному лидеру Президенту М.Шаймиеву. Конечным результатом этого процесса была поддержка М.Шаймиева в его усилиях не допустить антагонизма и конфликта между татарскими националистами и русским населением в Татарстане.

В результате трех лет переговоров в феврале 1994 г. Москва подписала договор с Татарстаном, предоставив ему значительную автономию в рамках Федерации. Договор устранил угрозу конфликта и опасение того, что Татарстан отделится от России (что никогда не провозглашалось татарстанским руководством в качестве цели).

Согласно Конституции Республики Татарстан (РТ), отношения между Москвой и Казанью представляют собой асимметричную федерацию, напоминающую «ассоциированный суверенитет» Квебека в составе Канады.

Существуют юридические противоречия между Конституциями РТ и РФ (вообще, Конституции нескольких республик противоречат федеральной – Чечни, Татарстана, Тувы и Саха-Якутии). Однако договор между Москвой и Казанью не должен оцениваться прежде всего с юридической точки зрения. Он явился эффективным средством предотвращения конфликта, устранил возможность конфронтации по вопросу политического статуса и дал время на проработку сложных и важных вопросов.

Если бы Москва стала оказывать давление на Татарстан, она тем самым наверняка отбила бы у него желание к добровольному членству в Федерации и способствовала радикализации татарского националистического движения.

Брюс АЛЛИН, ведущий сотрудник Русского исследовательского центра

Гарвардского университета (США).

Из статьи «Гаагская инициатива»

Журнал «ПАНОРАМА-ФОРУМ», №2, 1995 год

 Чтобы избежать этнических конфликтов

Сегодня политические лидеры во всем бывшем Советском Союзе принимают «модель Татарстана» как основу для разрешения наиболее серьезных конфликтов: статуса Крыма на Украине, Абхазии в Грузии и Чечни в Российской Федерации.

Что представляет собой «модель Татарстана»? Избегая прямых военных конфронтации с Москвой, за недолгий путь самостоятельности руководители Татарстана достигли значительной степени суверенитета: они провозгласили равенство между татарским и русским языками и приняли свою собственную Конституцию.

Татары защищают «асимметричный» федерализм, где они пользуются особыми правами, не похожими на те, которыми пользуется Квебек, который боролся за конституционную гибкость для сохранения франко-языковой культуры среди англоговорящей Северной Америки. Президент Шаймиев занимает центристскую позицию, которую поддерживают большинство русских и татар, проживающих в Татарстане. Это позволяет России сохранять свою территориальную целостность, одновременно предоставляя Татарстану значительную автономию в виде, напоминающем «суверенную ассоциацию» Квебека с Канадой.

Татарстанское руководство вовлекает Россию в тонкую политику конфронтации и компромиссов. Сохраняющий политическое лицо выбор был сделан в феврале этого года, когда был подписан договор, гарантирующий, что Татарстан остается в составе России в обмен на несколько особых привилегий.

Хотя в договоре присутствуют многие нерешенные юридические проблемы, он дает Татарстану возможность контролировать свои природные ресурсы. Двенадцать неопубликованных секретных соглашений к договору оговаривают оборону, налогообложение, нефтяные доходы и другие важные вопросы.

Нам необходимо изучать опыт Татарстана для того, чтобы разрабатывать модели по предотвращению этнических конфликтов, которые стали отличительным признаком 90-х годов.

«Крисчен сайенс монитор» (США).

«Республика Татарстан»,

26 октября 1994 года

Татарстан глазами зарубежного инвестора

Татарстан постарался дифференцировать себя от других регионов Российской Федерации тем, что создал политико-правоинфраструктуру, необходимую для создания у инвестора чувство уверенности. Эта инфраструктура включает весьма прогрессивные законы о частной собственности, позволяющие иностранцам владеть землей, на которой расположены их предприятия.

Татарстан все еще испытывает ограничения, вызываемые тем, что в Российской Федерации в целом лишь начинают развиваться соответствующие институты поддержки рынка, такие, как федеральное законодательство по защите прав собственности (татарстанские законы являются более прогрессивными), процедура банкротства, законодательство, обеспечивающее выполнение контрактных обязательств, защита прав потребителей и общая поддержка конкуренции. Меняющееся федеральное законодательство влияет на местное законодательство и ограничивает его, что затормозило развитие местного частного сектора. Активная программа борьбы с преступностью в Татарстане может сегодня служить моделью для других регионов и для федерального правительства. Для международного бизнеса этот фактор может сыграть ключевую роль в выборе региона для капиталовложений.

Из итогового отчета группы экспертов фирмы «Монитор»

Гарвардского университета

Журнал «ПАНОРАМА-ФОРУМ»,

№4, 1996 год

Если будут учтены региональные интересы

Предложил бы обсудить сегодня некоторые направления нашей предстоящей работы.

Первое – это совершенствование федеративных отношений. Сейчас, когда у всех нас есть уверенность в силе и прочности нашего государства, появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов. Разумеется, это не сиюминутная, а перспективная и долговременная задача. И эффективно решить ее можно лишь при условии консолидации всей российской власти, при полной определенности общих целей, действий и перспектив.

Очевидно, что наиболее приближенная к людям власть – региональная и местная – должна иметь простор для инициативы и собственные ресурсы, чтобы эффективно решать проблемы территорий.

Процесс наделения регионов дополнительными полномочиями уже активно идет, этот вопрос мы с вами подробно обсуждали и в Калининграде. И пришли тогда к выводу, что список передаваемых регионам полномочий должен быть расширен.

Рабочая группа Госсовета за этот период тщательно проанализировала все возможности и представила свои предложения. На этой неделе они были еще раз дополнительно согласованы и обсуждались с руководством Правительства. Сейчас Правительству Российской Федерации необходимо оперативно завершить подготовку законопроекта и представить его в Государственную Думу.

Хотел бы особо отметить, что Правительству предстоит усилить региональную составляющую своей деятельности. Полагаю, что и федеральные программы могут быть более успешно реализованы, если в них будут учтены региональные интересы.

Из выступления Президента РФ Владимира Путина

на заседании Госсовета России

Казань, 26 августа 2005 года

 

«Казанские истории», №1-6, 2006 год