Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Были и такие партии...

История татарского народа в XХ веке нашла свое отражение в экспозициях Национального музея Республики Татарстан.

16 января 1918 года (3 января по старому стилю) на III Всероссийском съезде Советов была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Россия была объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советская Российская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

“… стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях”, – говорилось в Декларации.

Это был серьезный шаг к созданию федерации снизу, а потому Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа приняли в Казанской губернии с воодушевлением. Национальные татарские организации и их лидеры, много сил отдавшие переустройству России на более справедливых для разных народов началах, могли праздновать победу.

Предлагаем вашем вниманию публикацию кандидата исторических наук Ларисы КРАЕВОЙ, заведующей отделом истории Татарстана XX века Национального музея РТ, о музейных экспонатах, которые рассказывают о деятельности татарских политических партий и общественно-политических движений начала века.

Для каждого человека историческое сознание – это возможность осмыслить судьбу своего поколения, почувствовать живую преемственность и ответственность перед теми людьми, которые жили прежде и которые будут жить после нас. Недаром в тяжелые периоды своей жизни общество всегда обращалось к опыту истории и находило в ней реальный источник силы и оптимизма. В прошлом ищут ответы на многочисленные вопросы, определяют нравственно-этические нормы, находят надежду.

Многолетняя закрытость многих архивов при общем недостатке активного исторического знания привели к распространению вульгарных, необъективных и просто антинаучных представлений о прошлом. Поколения 40-50-х гг. жили под эгидой идеологических мифов, которые сейчас во многом рассеялись, потому закономерен интерес к началу XX века, когда социально-исторические и политические условия, связанные с Октябрьской революцией, привели к глубоким изменениям в обществе.

Одна из важных тем, которой занимается отдел истории Татарстана XX века Национального музея Республики Татарстан, – возникновение и деятельность татарских политических партий и общественно-политических движений начала века. Многие годы их история оценивалась крайне односторонне, давалась слишком ограниченная информация. В итоге в музейной экспозиции прошлых лет находила подробное освещение и положительную оценку только деятельность партии большевиков и соответственно негативно освещалась и оценивалась история других партий, в том числе татарских национально-демократических организаций и движений. В связи с этим в Национальном музее в последние годы были созданы несколько выставок по истории общественно-политического движения среди татар начала XX в., где экспонировались их программные документы, например, документы партии «Иттифак-аль-муслимин» (Союза мусульман); программа мусульманской фракции в Государственной Думе, а также малоизвестные материалы всероссийских общемусульманских съездов. Это позволило посетителям составить более полное представление о характере и целях различных политических движений, увидеть исторические предпосылки их образования, социальный состав, судьбу лидеров движений и т.д.

Выставки «Первый флаг Республики» (была приурочена ко II Всемирному конгрессу татар), «Возвращение Гаяза Исхаки», «Трагическая судьба Галимжана Шарафа» и другие отличались объективностью, непредвзятостью, свободой от идеологических штампов. Они позволили нарабатывать новые методики альтернативного отражения исторических событий.

Как известно, революция 1905-1907 гг. пробудила к активной политической жизни национальные окраины Российской империи. Для многих народов социально-демократическая направленность революции тесно переплеталась с национально-демократическим движением. В губерниях и областях стали возникать многочисленные национальные партии. Одной из крупнейших из них была организация «Иттифак-аль-муслимин» – либеральная партия с ярко выраженным демократическим содержанием, по своей программе близкая к партии российских кадетов. На выставке «Первый флаг» был показан период формирования этой партии, а потому много внимания уделялось крупнейшему реформаторскому движению, которое оказало влияние на ее программу – джадидизму. Джадидизм был вызван необходимостью реформы школьного образования, так как «кадимистские мектебы» («кадим» – от арабского слова «старый») стали со временем тормозом экономического и культурного развития.

Среди разнообразных материалов выставки особое место занимали фотоснимки и личные вещи идеолога джадидизма – Исмаила Гаспринского, газета «Тарджеман» («Переводчик»), которую он издавал. До 1905 г. это была практически единственная газета на тюрко-татарском языке. В «Тарджемане» И.Гаспринский популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. Вскоре джадидистские мектебе и медресе появляются в Поволжье и Приуралье – в Казани, Оренбурге, Уфе и др. К концу XIX – XX вв. это движение привело к радикальным изменениям в политической и культурной жизни татарского народа.

Музейные сотрудники создали два интерьера. Один из них – класс школы нового типа, где преподавались светские дисциплины. Из фондов музея экспонировались учебники арифметики. географии, русского языка, геометрии, истории и другие, которые давали возможность обучать детей по новому европейскому звуковому методу – эсуль-аль-джадин (в переводе с арабского – «новый метод»).

Начавшись в области образования и просвещения, джадидизм оказал огромное влияние на всю культуру татарского народа, изменил его быт. Возник профессиональный театр. Первые театральные постановки труппы «Сайяр» состоялось на сцене Восточного клуба. Музейные художники и экспозиционеры на основании имеющегося документального и мемориального материала воссоздали обстановку «театральной гостиной» Восточного клуба, который сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии татарской общественной мысли, был первым постоянным домом татарского театра.

Национальный музей возрождает традиции начала века. С 1997 г. здесь тоже работает «Восточный клуб», где проходят встречи с известными татарскими учеными, писателями, актерами, музыкантами.

К началу XX в. появилась обширная татарская художественная, научная, педагогическая и общественно-политическая литература, стали выходить многочисленные периодические издания. Они были представлены на выставке во втором интерьере. Здесь же мы показали европейскую мебель и европейский костюм, использовавшиеся сторонниками этого движения. В музыкальную культуру народа проникали европейские музыкальные инструменты.

Подчеркнем, что новое движение способствовало утверждению особого положения женщины в татарском обществе – как хранительницы чистоты произношения и особенностей языка, воспитательницы будущих поколений. В связи с этим перед посетителями предстала художественная композиция «Духовный мир татарской женщины», где были показаны материалы известных татарских женщин, в том числе математика Сары Шакуловой, окончившей Сорбонну.

Постепенно движение джадидистов приняло ярко выраженную политическую окраску. И этой теме был посвящен второй раздел выставки.

На основе движения было сформировано несколько партий и политических организаций, в том числе «Иттифак-аль-муслимин». В партии в основном были татары, отчасти – азербайджанцы и представители других мусульманских народов. Поэтому партия и получила свое название по религиозному признаку. В Союз входили представители буржуазии, духовенства, были и рабочие, ремесленники. Это была самая крупная политическая организация татар Поволжья и Приуралья. Ее программу поддерживала либерально-демократическая интеллигенция Крыма, Азербайджана, Средней Азии и других регионов и государств.

Партия сформировалась в результате работы трех всероссийских съездов, прошедших в течение 1905-1906 гг. Материалы этих съездов были представлены на выставке, в том числе фотография участников I съезда, который проходил нелегально в августе 1905 г. в Нижнем Новгороде на параходе «Густав Струве» (делегаты провели встречу под видом катания на пароходе по р.Оке). Рядом с фотографией экспонировалась резолюция съезда, один из пунктов которой провозглашал требование наделить мусульман «равными с русским населением правами».

Часть фотографий участников съезда экспонировалась отдельно. Дело в том, что левое крыло съезда – будущие социалисты-революционеры Г.Исхаки, Ф.Туктаров, Ш.Мухамедьяров и другие, выступали против придания Союзу мусульман характера политической партии. Группа Г.Исхаки требовала признать «Иттифак-аль-муслимин» лишь культурным объединением мусульман России (впоследствии лидеры татарских эсеров отошли от революционной деятельности и социалистических идей, став лидерами национально-освободительного движения).

Жизни и творчеству Гаяза Исхаки, известного татарского писателя и общественно-политического деятеля, была посвящена выставка, созданная к 120-летию со дня его рождения в феврале 1998 г. Сафия Имре, дочь Вали Менгери, турецкого предпринимателя, передала из Турции архив и личные вещи Г.Исхаки Президенту Татарстана М.Шаймиеву, а затем они поступили в фонды музея РТ. На выставке впервые демонстрировались не только личные вещи Г.Исхаки, но и многие уникальные документы.

Второй съезд партии «Иттифак-аль-муслимин» ознаменовал собой новый этап процесса оформления партии. На этом съезде, который состоялся в январе 1906 г., был принят Устав партии и обсуждена программа. Эти документы были показаны в экспозиции. На съезде обсуждался также вопрос об участии в выборах в Государственную Думу. Как было видно из экспонатов выставки, большинство делегатов требовало «...домогаться допущения представителей мусульман в Государственную думу пропорционально количеству мусульманского населения». Экспозиционный показ программы, состоявшей из 68 пунктов, позволил представить цели и задачи Союза мусульман, и прежде всего, задачу «объединить всех граждан-мусульман России, единомышленных по своим политическим убеждениям». Окончательно программа партии «Иттифак-аль-муслимин»была принята на III съезде, который проходил в августе 1906 г. в Нижнем Новгороде. Она стала официальным документом мусульманской фракции в Государственной думе.

На выставке были представлены фотографии, документы, рукописи книг, личные вещи членов Центрального комитета, избранного на III съезде в составе 15 человек. Среди них: Р.Ибрагимов, Ю.Акчура, С.Алкин, И.Гаспринский, Г.Баруди, М.Бигиев, Г.Буби, С.Максуди, Х..Максуди, А.Топчибашев и другие. Это был цвет татарской нации.

Особый интерес представляет тема «Варианты национального-государственного устройства». Мы знаем воплощенный вариант – образование в 1920 г. Татарской АССР. Однако в те годы имелось несколько проектов государственности татарского народа: Идель-Урал Штат, Волжско-Уральская Республика, Татаро-Башкирская Советская Республика. Все они были представлены на выставке «Первый флаг Республики». При подготовке экспозиций было уделено внимание и проблеме татарского языка и алфавита. В фондах музея сохранились интересные экспонаты (плакаты, фотографии, пишущие машинки с арабским и латинским шрифтом, документы, фарфор и др.), которые помогли образно решить данный раздел.

В подготовке выставок работникам музея оказывали содействие Национальный архив РТ, бывший партархив (ныне ЦГА историко-политической документации РТ), архив КГБ РТ, библиотеки Татарстана: Национальная и им. Н.И.Лобачевского (КГУ). Это были первые попытки Национального музея Республики Татарстан осветить некоторых малоизученные проблемы истории Татарстана в XX в.

Проблемы активизации национального самосознания татарского народа в начале XX столетия, всплеск в развитии татарской культуры важны для понимания борьбы за возрождение государственности республики. А потому экспонаты, рассказывающие о деятельности татарских политических партий и общественно-политических движений начала века, займут особое место в будущей экспозиции Национального музея «Татарстан: XX век».

«Казанские истории», №1-2, 2003 год