Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя без компромисса. Публикация первая
- Любовь Агеева
- 13 февраля 2014 года
15 февраля исполняется 20 лет подписания двустороннего договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан. Это случилось в Москве в 1994 году. Наконец-то завершился длительный переговорный процесс, начатый еще в 1991 году.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты второго тома книги «Республика Татарстан: новейшая история», написанной Председателем Государственного Совета РТ Фаридом Мухаметшиным и журналистом Любовь Агеевой.
В первой части – отрывок из очерка Любови Агеевой «Путешествие во времени. Год 1994». Во второй части – стенограммы, документы, отрывки из материалов средств массовой информации.
«Республика Татарстан», 19 февраля 1994 года
Российская Федерация – Республика Татарстан. На принципах права и справедливости
Выступление Президента РФ Б.Н.Ельцина при подписании Договора
Уважаемый Минтимер Шарипович! Уважаемые члены делегаций Республики Татарстан и Российской Федерации!
Сегодня подписывается Договор между органами государственной власти Российской Федераций и органами государственной власти Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и полномочий.
К его подписанию мы шли долго и трудно. Если сейчас посмотреть все варианты проекта Договора, то можно, увидеть, как менялись позиции двух делегаций, как, устранялись противоречия.
С самого начала выявились проблемы, которые в рамках Конституции 1978 года не могли быть разрешены. Но диалог не прекращался. Более того, постепенно были выработаны и впервые отпробованы абсолютно новые подходы к созданию Договора.
Первое. Пошли от частного к общему, от соглашений по конкретным вопросам к формулировкам статей Договора. Сейчас уже подписано семь таких соглашений и готово еще четыре. И дело не только в новой методике, которую целесообразно применять и впредь. Идя к Договору через соглашения, члены делегаций выработали одновременно механизм его реализации. Это очень важно.
Второе. Долгим и трудным был поиск основной формулы Договора. В этом деле помогал Федеративный договор. Но юридическим основанием для двустороннего договора стала новая Конституция России. Совместными усилиями была найдена и конкретная формула.
В преамбуле Договора записано, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и. Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Республика Татарстан участвует в международных и внешнеэкономических отношениях.
В этой формуле зафиксировано и реально существующее единство Российского государства, и его новое федеративное содержание. Оно развивается на основе Конституции Российской Федерации с помощью договорных процедур, то есть путем согласования интересов.
Третье. Договоры такого типа являются, по сути, единственной конституционной возможностью цивилизованного, без выкручивания рук, снятия противоречий между Конституцией Российской Федерации и республиканскими конституциями.
Таким образом, работа двух делегации оказалась продуктивной. Принципиально важно теперь профессионально и в доступной форме разъяснить содержание Договора, его последствия.
Все должны видеть, что – это не сговор верхов и не очередное раздирание полномочий, а позитивное политическое и экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что на смену диктата центра приходит взаимный учет интересов и Российской Федерации в целом, и каждого субъекта Федерации в отдельности.
Выступление Президента РТ М.Ш.Шаймиева при подписании Договора
Уважаемый Борис Николаевич! Уважаемые коллеги, друзья!
Думаю, не ошибусь, если скажу, что сегодня в жизни многонациональных народов Татарстана и Российской Федерации происходит событие, которое по самым высшим государственным и человеческим меркам – историческое. Впервые между Российской Федерацией и Республикой Татарстан подписывается Договор, который учреждает новую модель отношений, основанную на принципах права и справедливости.
Этот Договор воистину носит реформаторский характер. Он станет важным фактором становления государственности Татарстана, строительства Российской Федерации на демократических началах. Мы уверены, что его значение выходит далеко за рамки только наших отношений, он отвечает насущным интересам сохранения целостности и стабильности Российской Федерации.
Не могу не сказать, что этот документ рождался в трудном переговорном процессе, в спорах, в поиске компромиссов. И баланс интересов России и Татарстана путем согласования их новых конституций был найден. Несмотря на все трудности, в ходе переговоров делегаций, и это надо подчеркнуть особо, присутствовала атмосфера взаимопонимания и доброжелательности. Накопленный опыт можно назвать новым явлением в дипломатии, в решении самых сложных политических проблем.
После подписания Договора предстоит длительная и ответственная работа по его реализации. Мы уверены, что этот документ найдет понимание и поддержку, с одобрением будет воспринят в нашей республике и в государственных структурах, политических кругах и движениях как у нас, так и в целом в Российской Федерации.
Мы благодарим Президента Российской Федерации, Вас, Борис Николаевич, за политическую инициативу, последовательность и поддержку этого процесса. Я благодарю всех, кто участвовал в этой благородной работе.
Спасибо за внимание.
Если бы не было компромисса, не было бы и договора
Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, подписанный 15 февраля в Москве, развязал клубок накопившихся проблем в отношениях между Татарстаном и Россией, заявил Президент РТ М.Ш.Шаймиев на пресс–конференции, в которой также приняли участие Председатель Верховного Совета РТ Ф.X.Мухаметшин, Премьер-министр РТ М.Г.Сабиров, вице-президент РТ В.Н.Лихачев и председатель плановой и бюджетной комиссии Верховного Совета Г.В.Кобелев.
Россия и Татарстан подписали, договор в новой политической ситуации, когда приняты Конституции РТ и РФ. И новый документ исходит из основных законов двух республик. Эта особенно важно, если учесть, что Конституция Федерации, по словам Президента, жесткая, унитарная, а Конституция Татарстана, по определению некоторых московских политиков, – Конституция независимого государства. Тем не менее, Договор заключен именно в рамках двух конституций ценой компромисса. Если бы не было компромисса, не было бы и Договора, подчеркнул М.Ш.Шаймиев.
Договор между Россией и Татарстаном не ожидает печальная участь федеративного, ведь в нем определен механизм реализации через 11 межправительственных соглашений по основным вопросам.
Нельзя не видеть и того, что Договор, закрепляя путь становления государственности Татарстана, в то же время способствует созданию новой модели построения Федерации. Но мы на этом не остановимся, подчеркнул М.Шаймиев и в Москве, после подписания Договора, и на пресс-конференции. Теперь необходимо добиваться децентрализации управления экономикой. Татарстан к такому шагу готов и даже представил Москве свои предложения на этот счет. По мнению Президента, необходимо решать как можно больше задач на уровне регионов, за центром же следует оставить только стратегические вопросы. Правда, добавил он. Татарстан и «без разрешения» Москвы брал дополнительные полномочия, и хуже от этого не стало, значит, регионам нужно больше доверять.
Вице-президент РТ В.Лихачев обратил внимание журналистов на ключевые моменты Договора, который решает главную цель – признание Татарстана, его пути, причем легитимного. А это обеспечивает и международную поддержку РТ.
На пресс-конференции, хотя и в разной интерпретации, звучал один и тот же вопрос: а не ущемляет ли Договор суверенитет Татарстана, не является ли он первым официальным документом о «вхождении Татарстана в состав России»?
Когда на глазах рушится бывшая империя, подчеркнул М.Ш.Шаймиев, рождается масса новых форм построения государств. Мы же идем по непроторенному пути, на каждом шагу возникают все новые вопросы, на многие из которых сегодня просто нет ответов. А что касается «ущемления суверенитета», то сегодня не только бывшие автономии, но даже страны ближнего зарубежья, например, Белоруссия, сознательно идут на самоограничение своего суверенитета. Самоизоляция, по мнению Президента РТ, губительна.
Договор между Россией и Татарстаном родился ценой больших усилий с обеих сторон, сейчас даже трудно подсчитать, сколько редакций он претерпел, по крайней мере, четыре кардинальные – точно. И до последнего момента делегация Татарстана не была на все сто процентов уверена в его подписании, ведь буквально накануне Президенту РТ еще раз было предложено поставить свою подпись под Федеративным договором.
Что касается ратификации Договора Верховным Советом РТ и Федеральным Собранием, то она не предусмотрена Конституцией, напомнил Ф.X.Мухаметшин. На вопрос, не следует ли пропустить документ хотя бы через Президиум, Председатель ВС предложил подумать: а не принизим ли мы роль Татарстана, если будем ратифицировать Договор, а Россия – нет? Хотя депутаты Государственной Думы собираются вынести этот вопрос на парламентские слушания, где выступит С.Шахрай.
Трудно ожидать, что сразу после подписания Договора население Татарстана и России станет жить лучше. Но если бы мы не пошли на этот шаг, отметил М.Шаймиев, то столкнулись бы со многими трудностями. Документ открывает возможности для сотрудничества.
Елена ТАРАН
***
Выступление М.Шаймиева по республиканскому радио
и телевидению 18 февраля 1994 года
Уважаемые сограждане!
Несколько часов тому назад мы вернулись из Москвы. Вам известно, что мы вчера в Московском Кремле подписали долгожданный Договор с Российской Федерацией. Более чем двухлетний упорный труд увенчался успехом. Шаг за шагом снимая возникающие противоречия, проблемы, в условиях постоянно меняющейся политической обстановки, благодаря обоюдному терпению, взаимоуважению, взаимопониманию, мы вышли на финишную прямую и подписали Договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
У меня нет никаких сомнений, что данный Договор решает накопившиеся за эти годы большой круг проблем, вносит полную ясность в наши взаимоотношения с Российской Федерацией. Сегодня можно сказать, что как с нас, так и с российской стороны снимается большой груз, ликвидируются те неясности, которые возникали в связи с затянувшимся договорным процессом.
Нужно сказать, что благодаря взаимопониманию с российской стороной нам удалось выдержать те принципы, ту позицию, которой мы следовали с самого дня принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Мы всегда выступали за договорные отношения с Россией, за делегирование полномочий, за целостность Российской Федерации. На этой основе мы последовательно шли к этому историческому событию.
Прежде чем начать излагать предмет Договора о делегировании и разграничении полномочий, хочу сказать, что мы договорились с Борисом Николаевичем Ельциным и со всеми товарищами, которые работали над Договором, что в преамбуле Договора должны быть определены все принципы наших взаимоотношений, на которых будут формироваться статьи Договора. Так оно и получилось. Преамбула является несущей конструкцией всего содержания Договора.
Главное, мы договорились, что Договор заключается на основе двух конституций – Конституции Татарстана, по которой мы уже больше года живем, и Конституции Российской Федерации, по которой после 12 декабря живет Россия. И мы, два президента, в рамках этих двух конституций вышли на Договор, не нарушая их, но руководствуясь ими. В преамбуле мы так и записали, что руководствуемся Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. Это очень важно. Потому что все эти формулировки, статьи и о государственном статусе Татарстана, и о правах граждан, и все нормы нашей Конституции и нормы Конституции Российской Федерации остаются в том изложении, в котором они приняты. В порядке разъяснения, истолкования в формулировках Договора мы дали дальнейшее развитие этим статьям.
Одновременно мы договорились и зафиксировали в преамбуле, что исходим из общепризнанных прав народов на самоопределение без каких–либо условий, из принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, а также гарантируем сохранение территориальной целостности и единства экономического пространства. Мы обязались способствовать сохранению и развитию исторических и национальных традиций, культур, языка, заботиться об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и безопасности народов, реализовать приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий.
С учетом этих основных общечеловеческих ценностей мы вышли на формулу наших взаимоотношений, гласящую, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией на основе Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. При этом Республика Татарстан участвует в международных и внешнеэкономических отношениях. Вот на основе этих принципов и составлен предмет Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти обеих республик.
Сам процесс подписания Договора проходил в исключительно теплой, дружественной, доброжелательной обстановке, в полном взаимопонимании. Договор с Российской стороны подписали Борис Николаевич Ельцин, Виктор Степанович Черномырдин, с нашей стороны – Президент Республики Татарстан, Премьер-министр Мухаммат Галлямович Сабиров. Договор был парафирован Яровым Юрием Федоровичем – заместителем Председателя Правительства РФ, Шахраем Сергеем Михайловичем – министром по делам национальной и региональной политике, а с нашей стороны Василием Николаевичем Лихачевым – вице–президентом нашей республики. Поддерживая настоящий текст Договора, поставили свои визы также первый заместитель Председателя Совета Федерации РФ Р.Г.Абдулатипов, заместитель Председателя Государственной Думы РФ М.А. Митюков, с нашей стороны – Председатель Верховного Совета Ф.X.Мухаметшин.
Договор после освещения в средствах массовой информации через 7 дней вступает в силу. Впервые, дорогие сограждане, в истории нашей республики подписан Договор двумя президентами, впервые двусторонний Договор между Российской Федерацией и Татарстаном заключен на татарском и русском языках.
Конечно, вся работа, которая велась над Договором, является результатом определенного компромисса с обеих сторон. Я считаю, что он устраивает обе стороны, и у меня нет сомнения в том, что граждане нашей республики, которые являются патриотами, уважая друг друга, заботясь о будущем своей республики, безусловно, его примут и будут поддерживать с огромным удовлетворением. Я на это рассчитываю, и у меня никаких сомнений на этот счет нет. Договор является документом симметричным. Провозглашая ценности, о которых я говорил выше, и выходя на основную формулу наших взаимоотношений, статуса Татарстана, мы определили исключительные полномочия, которые только мы сами будем осуществлять и которые будут иметь верховенство над остальными законодательными актами. Круг этих полномочий широк, перечислить их все я не могу, да и еще предстоит конкретная работа, конкретное разъяснение этого документа.
Но в то же время должен сказать, что мы осуществляем исключительные полномочия, начиная с принятия своей Конституции, своего законодательства, по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина на территории нашей республики, по формированию республиканского бюджета, установлению налогов, порядка их изымания и т.д.
К исключительному ведению Татарстана относятся вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными, лесными, другими природными ресурсами, а также государственными предприятиями и организациями, движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенным на территории нашей республики. Все это является исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана.
Безусловно, в совместном ведении есть ряд вопросов по федеральной собственности, находящейся на нашей территории. Они решаются отдельным соглашением. Делегируя некоторые полномочия российским властям через отдельные соглашения, мы записали, что «участвуем в международных отношениях, устанавливаем отношения с иностранными государствами, заключаем с ними соглашения и т.д.», участвуем в деятельности соответствующих международных организаций. Самостоятельно осуществляем внешнеэкономическую деятельность и т.д.
В ходе подготовки документа мы договорились с Б.Н.Ельциным о механизме его реализации через пакет конкретных соглашений, без которых любой Договор, какой бы хороший он ни был, не работал бы. Впервые в российской практике такие соглашения подписаны. Некоторые республики, края и области сейчас проявляют недовольство, потому что в свое время не был отработан механизм реализации Федеративного договора. В данном случае мы сразу вышли на механизм реализации. У нас есть договоренность и дальше работать в этом направлении – могут появиться дополнительные соглашения для того, чтобы была полная ясность по всем вопросам, где действуют исключительные татарские, где совместные, а где исключительные только полномочия Российской Федерации.
Республика Татарстан, решая свои внутренние экономические вопросы, будет совместно осуществлять с Российской Федерацией федеральные программы на нашей территории, имея при этом определенные обязательства по налогам. Я считаю, что это решение позволит нам в дальнейшем даже несколько лучше, чем сейчас, обеспечить финансирование народного хозяйства.
Конечно, есть трудности в целом и у нас, и в Российской Федерации, но тем не менее заложена хорошая основа. Причем мы заложили такую норму, что по ряду показателей бюджета будем иметь возможность каждый раз консультироваться, определять размеры отчислений, исходя из необходимости реализации задач совместного или внутриреспубликанского ведения.
Мы подписали соглашение и о полномочиях в области банковского дела, денежно–кредитной и валютной политики. И что очень важно – по вопросам собственности. Мы определили, какая собственность является собственностью Татарстана и какая – в совместном ведении с Российской Федерацией. Я считаю, особенно сейчас, в условиях акционирования и приватизации, острота этих вопросов с каждым разом будет уменьшаться.
Я особо хочу подчеркнуть, что подписано соглашение о транспортировке нефти, об экспорте нефти. Здесь речь идет об использовании совместных коммуникаций, больше российских и СНГ.
Нужно сказать, что в статье 3 как российские органы государственной власти, так и государственные власти нашей республики обязались обеспечить права и свободы человека и гражданина, права национальных меньшинств. В совместном ведении находятся и проблемы защиты суверенитета и территориальной целостности как Татарстана, так и Российской Федерации.
Хочу повторить, что все основополагающие статьи нашей Конституции в той или иной форме находят свое отражение в Договоре. В Договор введены итоговые статьи, разрешающие спорные вопросы, если такие появятся, и статьи по реализации этого документа. Полнота государственной власти обеих сторон на своей территории обеспечивается шестой статьей. Она предусматривает, что органы власти Российской Федерации, равно как и органы государственной власти Республики Татарстан, не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению.
Органы государственной власти Республики Татарстан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации, если они нарушают настоящий Договор. Мы договорились также, что в целях осуществления только что заключенного Договора органы государственной власти РФ и органы государственной власти РТ могут заключать еще дополнительные соглашения, создавать совместные структуры, комиссии на паритетных началах.
Договором предусмотрено и создание полномочных представительств в Казани и в Москве, совершенно на паритетных началах, по единому положению, которые будут руководствоваться идентичным документом для осуществления своей деятельности. Договор и отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.
Безусловно, за каждой фразой, за каждой запятой Договора – огромная, титаническая работа. Мы будем им руководствоваться в нашей повседневной деятельности.
После подписания состоялась продолжительная, доброжелательная беседа с Б.Н.Ельциным, В.С.Черномырдиным. Мы обговорили ряд перспективных вопросов. В беседе я заявил, что Татарстан не остановится на достигнутом, что, решив вопросы политических взаимоотношений, в дальнейшем мы будем выступать так же последовательно и аргументировано за децентрализацию российской экономики. Это сейчас вопрос вопросов.
Мое мнение разделяется руководством Российской Федерации, потому что всеми вопросами центр не в состоянии заниматься. По этому вопросу я выступал неоднократно, и сейчас мы готовим материалы по обоснованию своего предложения. Есть договоренность, что эти материалы будут внимательно изучены. Татарстан должен быть в авангарде проведения в дальнейшем политики децентрализации экономики, потому что мы являемся авангардом договорных отношений с Российской Федерацией.
Я сказал, что, в конечном счете, наша позиция направлена на становление демократической Российской Федерации. Тут не должно быть никаких сомнений. Без экономики нет политики. Беря на себя все больше полномочий по децентрализации экономики и беря этим ответственность на себя, мы последовательно будем идти вперед. Я далее сказал, что де факто мы многое взяли на себя за эти годы, и от этого никому хуже не стало. Поэтому мы шаг за шагом будем идти дальше, для того чтобы удовлетворять насущные требования повседневной жизни наших граждан. И в этом вопросе было достигнуто взаимопонимание.
В заключение я хотел бы поблагодарить всех тех товарищей, которые принимали активное участие в подготовке Договора – многих народных депутатов, руководителей государственных органов нашей республики.
Мы также выражаем нашу благодарность российской стороне за взаимопонимание и доброжелательность. Безусловно, я должен поблагодарить Бориса Николаевича Ельцина за неизменность и последовательность его позиций в ходе всего переговорного процесса. После того, как был подписан Договор, мы вспомнили весь ход переговорного процесса. Каких только острых политических событий, каких только ситуаций не было за это время! Иной раз мы откладывали договорный процесс, зная, что нельзя его в этот момент ускорять, но всегда находили взаимопонимание. И эта последовательность проявлена до конца.
Мы обязались следовать букве закона, свято выполнять все пункты настоящего Договора и развивать его в дальнейшем, потому что соглашения подписаны на пять лет. По мере нашего взросления, укрепления нашей государственности мы, возможно, будем делегировать меньше полномочий. Время покажет. Сейчас, реализуя Договор в своей повседневной работе, активно подключая денежно–финансовые ресурсы для совместных программ с Российской Федерацией, мы открываем новые возможности для работы на благо наших людей.
Когда уже отрегулированы взаимоотношения с РФ, мы должны принимать участие в российских государственных делах. Это участие может быть осуществлено через направление наших представителей, наших депутатов как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации. Повторные выборы состоятся 13 марта, поэтому мы посоветовались с руководством республики и договорились, что в Совете Федерации – в верхнюю палату Федерального Собрания РФ от нас должны быть избраны два представителя. Поэтому мы приняли решение принять участие в предстоящих выборах и выдвинули свои кандидатуры – мою и Фарида Хайрулловича Мухаметшина – по двухмандатному 16–му округу. Мы рассчитываем на вашу поддержку, дорогие друзья. Ваши голоса будут выражать одновременно и поддержку нашего курса за последние годы, и только что заключенного Договора.
Дорогие сограждане, теперь вы можете быть более спокойны, уверенно жить и трудиться на нашей родной земле на благо нашей республики.
Желаю всем благополучия, здоровья.
М.Ш. ШАЙМИЕВ: «НА ПРИНЦИПАХ РАВНОПРАВИЯ»
Президент Татарстана отвечает на вопросы корреспондента агентства «Интерфакс» Гузэль Фазуллиной.
– Договор между Татарстаном и Россией подписан, что на первый взгляд кажется фактом невероятным. Жесткие позиции обеих сторон по отношению друг к другу не очень располагали к взаимопониманию. Каким же образом удалось совместить в рамках Договора смелые, реформаторские идеи Татарстана с ярко выраженным тяготением России к унитаризму?
– Любое соглашение – это результат компромисса. И Договор между Татарстаном и Россией – не исключение. Неопределенность во взаимоотношениях мешала обеим сторонам, оставляя напряжение как в Татарстане, так и в России. Необходимо было искать точки соприкосновения.
Надо отдать должное Борису Николаевичу Ельцину: он всегда был последователен в диалоге с нами, несмотря на оказываемое на него с разных сторон давление. Переговоры шли сложно. За два с половиной года, с момента первой встречи наших делегаций; мы пережили развал Союза, два путча и много других не менее драматических событий. И тем не менее, в этой постоянно меняющейся политической обстановке Татарстану удалось сохранить свою позицию. С момента принятия Декларации о государственном суверенитете в 1990 году мы выступали за договорные отношения с Россией, предлагая строить отношения на основе добровольного и взаимного делегирования полномочий. Татарстан предлагал новую модель построения Федерации, не разрушая, а реформируя ее.
Должно было пройти время для того, чтобы эти идеи были восприняты и российские руководители осознали и заговорили бы о необходимости региональной и национальной политики.
Я бы сказал, что Договор – это документ достойного компромисса и здравого смысла, итог согласования двух Конституций – РФ и РТ, не ущемляющий ни одну из их статей, а, наоборот, развивающий и дополняющий. Произошло обоюдное признание Основных законов России и Татарстана. Это очень важный момент.
– Сохранил ли Татарстан свой «особый» статус, подписав Договор? Или идет ли речь о косвенном присоединении к Федеративному договору?
– Даже само название документа – Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ – говорит о том, что он выходит за рамки Федеративного договора.
Во-первых, он имеет статус межгосударственного, в нем идет речь не о разграничении полномочий между центром и субъектом Федерации, а об их передаче.
Круг полномочий и сфера компетенции сторон четко зафиксированы. В основе Договора лежат Конституции РФ и РТ. Определены принципы взаимоотношений, на основе которых формируются остальные го статьи: признание права народов на самоопределение без каких-либо условий.
Заметьте. Конституция РФ ограничивает его рамками Федерации, что с правовой точки зрения отнюдь не безупречно. Договор базируется на принципах равноправия, добровольности и свободе волеизъявления, гарантирует территориальную целостность и единство экономического пространства, сохранение гражданского мира и национального согласия, соблюдение прав человека независимо от национальности, вероисповедания, места проживания и т. д.
Договор является симметричным, определяя перечень исключительных полномочий Татарстана» России и предметы совместного ведения. В итоговых статьях особо подчеркнуто, что органы государственной власти России, равно как и Татарстана, не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению, и могут опротестовывать законы РФ и РТ, нарушающие Договор.
Таким образом, очерчено правовое поле сторон и их взаимодействие. Обговорены также вопросы гражданства Татарстана, чего нет в Конституции России. И наша республика, в отличие от других субъектов Федерации, имеет право напрямую заключать соглашения с иностранными государствами и вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Особо подчеркнуты в Договоре обязательства сторон защищать суверенитет и территориальную целостность как России, так и Татарстана.
– Не возникнет ли у других республик или областей соблазн последовать примеру Татарстана и заключить подобные межгосударственные договоры, выйдя за рамки Федеративного?
– Я считаю, что всегда надо исходить из принципов необходимости и целесообразности. Дело не в том, что для кого-то сегодня узки рамки Федеративного договора. Нет механизма его реализации, а значит, и взаимоотношения центра и субъектов определены лишь наполовину. Речь может идти о подписании отдельных соглашений в порядке реализации Федеративного договора.
– Предусмотрена ли процедура ратификации Договора парламентами России и Татарстана?
– Нет, так как Конституции РФ и РТ предусматривают ратификацию международных договоров, а наш таковым не является.
– Как сам факт подписания Договора, так и его содержание выявили неоднозначную реакцию как в Москве, так и в Казани. Как вы это прокомментируете?
– Договор юридически закрепил фактически пройденный Татарстаном путь становления государственности. Это реальность, с которой нельзя не считаться. Он не имеет аналогов в международной юридической практике, и его нельзя оценивать с позиции традиционного мышления: вошел Татарстан в состав России или нет. Мы предложили новый тип отношений с Москвой, новую модель построения Федерации – как добровольный союз.
Российская Федерация будет развиваться своим путем, не традиционным, и об этом тоже надо помнить и не бояться новых, неординарных решений.
Подписав Договор, Татарстан, пойдет дальше. Решив вопросы политических взаимоотношений, мы отныне выступаем за децентрализацию российской экономики. И эти наши предложения и инициативы уже не воспринимаются Москвой в штыки.
Печатается по тексту газеты «Республика Татарстан», 22 февраля 1994 г.
«Республика Татарстан», номер от 12 марта 1994 г.
Приветственные телеграммы в адрес руководителей республики
Казань, Президенту РТ М.Ш.ШАЙМИЕВУ
Уважаемый Минтимер Шарипович, коллектив Альметьевского нефтяного института одобряет подписание Договора между РТ и РФ. Это поможет улучшению жизни народов, лучшему развитию высшего образования в Татарстане. На выборах 13 марта отдадим свои голоса за Вас. Желаем здоровья, дальнейших успехов.
Ректор АлНИ доцент Матвеев, проректор АлНИ Чеков.
***
Казань, Президенту РТ ШАЙМИЕВУ М.Ш.
Коллектив ПО ЕлA3 с искренним удовлетворением воспринял весть о подписании Договора с Российской Федерацией. От души поздравляем Вас, жителей Республики Татарстан со знаменательным событием. Уверены, Договор послужит дальнейшему становлению государственности нашей республики, что, несомненно, поможет выполнению задач, стоящих перед коллективом ПО ЕлАЗ.
Зарипов.
***
Казань, Кремль, Президенту РТ ШАЙМИЕВУ М.Ш.
Уважаемый Минтимер Шарипович, от имени членов партии «Единство и прогресс» Лаишевского района горячо поздравляем Вас с событием огромной важности – подписанием Договора между Россией и суверенным Татарстаном. Желаем Вам доброго здоровья, еще больших успехов в укреплении суверенитета республики, мира и дружбы между народами, экономической, социальной, политической стабильности, надеемся на дальнейшее укрепление государственности многонациональной Республики Татарстан и ее процветание.
От имени президиума партийной организации Бикбов Б.Б.
***
Его чести Василию Николаевичу ЛИХАЧЕВУ, вице-президенту РТ, Казань, Кремль.
Уважаемый господин вице-президент! Пожалуйста, примите мои поздравления по поводу подписания Договора между Татарстаном и Россией. Я знаю, какую важную роль в переговорном процессе играли лично Вы, и уверен, что Ваши усилия будут по достоинству оценены как в Татарстане, так и в России.
С уважением д. Михаэль Мюррей, президент компании «Мюррей, Тапия, Монтгомери», г. Вашингтон.
***
Казань, Президенту РТ ШАЙМИЕВУ
Уважаемый Минтимер Шарипович, коллектив предприятия «Таттрансгаз» целиком и полностью поддерживает подписание договора между Татарстаном и Россией – документа достойного компромисса и здравого смысла, итог согласования двух конституций. Полностью поддерживая политический курс республики, выражаем глубокую признательность за Ваш неустанный труд и умение проводить политику, направленную на гражданский мир, единение, согласие народов республики.
От имени коллектива предприятия «Таттрансгаз генеральный директор Муслимов.
***
Татарстан, Кремль, господину Президенту Шаймиеву М.Ш.
Уважаемый господин Президент! Сотрудники фирмы КВС с радостью узнали о заключении Договора между Татарстаном и Россией. Поздравляем Вас лично и в Вашем лице весь народ Татарстана с этим замечательным событием. Надеемся, что подписание Договора позволит укрепить достигнутые Вашей страной успехи в политическом и хозяйственном развитии. Надеемся также, что начатое несколько лет тому назад сотрудничество между сельскохозяйственными органами и предприятиями Татарстана с фирмой КВС получит дальнейшее обоюдовыгодное развитие в областях свекловодства и кукурузоводства, где уже намечаются хорошие результаты.
От имени сотрудников фирмы д-р Аренс – член правления, д-р Шмитц – коммерческий директор, Германия.
***
Казань, Президенту РТ ШАЙМИЕВУ М.Ш., Председателю Верховного Совета РТ МУХАМЕТШИНУ Ф.X., Премьер-министру РТ САБИРОВУ М. Г.
Многонациональный трудовой коллектив совхоза «Нармонский» с большим удовлетворением встретил подписание Договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. Искренне благодарим руководство республики за гибкую и мудрую политику, желаем вам дальнейших успехов на поприще мира, согласия, укрепления дружбы народов.
Коллектив совхоза «Нармонский».
ФАРИД МУХАМЕТШИН:
«Суверенитет Татарстана – это достояние многонационального народа нашей республики»
Премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин, в недавнем прошлом – председатель ВС республики 12–го созыва, принимал активное участие в реализации суверенитета Татарстана. В интервью коррeспонденту «PostFactum» Мухаметшин он рассказал об истории становления татарского суверенитета.
«РF»: Провозглашение Декларации о государственном суверенитете накладывает определенные требования на государственное образование, объявившее о своем суверенитете, а также на правительство и на руководство этого образования. Как бы вы охарактеризовали эти требования?
Ф.М.: Эти требования связаны с большой ответственностью, которая бременем легла на третье руководство республики, явившееся инициатором принятия важнейшего документа – Декларации о государственном суверенитете РТ, вот уже в течение 5 лет характеризующего как внутреннюю жизнь республики, так и ее внешнеполитическую, внешнеэкономическую деятельность. Эта ответственность, безусловно, была просчитана. В первую очередь, она была связана с экономическими возможностями Татарстана по обеспечению лучшей и более стабильной жизни многонационального народа республики, исторически же она была связана с той государственностью, которую Татарстан имел в прошлом.
«PF»: Что, на ваш взгляд, явилось наиболее серьезной проблемой при реализации суверенитета за истекшие 5 лет?
Ф.М.: В политическом плане нам нужно было пройти тяжелейший путь от полного непризнания суверенитета, от попыток обвинения Татарстана федеральными властями в сепаратизме к подписанию небывалого в истории взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации соглашения. В сфере внутренней политики нам пришлось преодолевать кризис радикально настроенных партий и движений внутри республики, требовавших полной независимости, порой даже изоляции от России.
Для получения понимания и поддержки нам приходилось объяснять, что договор – это этапный документ, возможно, компромиссный, но единственно верный на тот период, когда он принимался, благодаря которому мы избежали политических и других катаклизмов, связанных с резким ухудшением жизни нашего населения.
Ситуация усугублялась еще и тем, что Татарстан был и является «милитаризованной» республикой в значительно большей степени, чем, скажем, Пензенская, Воронежская, Курская или какая-либо другая область или республика, поэтому резкое сокращение военных заказов мы преодолевали наиболее болезненно.
Однако я полагаю, что и в этой сфере ситуация становится обнадеживающей: военные предприятия приступают к выпуску конкурентоспособной продукции, несколько оживляются заказы по линии Министерства обороны РФ.
«PF»: Насколько адекватно были распределены полномочия между Россией и Татарстаном в соответствии с договором, был ли при этом соблюден баланс интересов?
Ф.М.: При подписании договора мы достаточно много полномочий федерального центра оставили за собой. Это беспрецедентный случай, однако жизнь не стоит на месте, рыночные преобразования хотя и тяжело, но продвигаются, а в условиях рынка полномочия федерального центра будут объективно сокращаться. 12 межправительственных соглашений, подписанных Татарстаном и Россией, наверняка будут пересматриваться, уточняться и, возможно, появятся новые.
«PF»: Фарид Хайрулович, вы рассказали о положительных итогах реализации суверенитета республики. А были ли отрицательные моменты в этом процессе?
Ф.М.: Конечно, были, и это естественно. Я считаю, что мы плохо работали с федеральным центром и не смогли защитить интересы татар, проживающих за пределами Татарстана, несмотря на то, что был создан Госкомнац – специальное министерство, призванное заниматься проблемами национально–территориальных образований. Эта организация в полную меру так и не заработала. К сожалению, ее не уважали многие национально–территориальные республики. Порой нас поражало то, что Госкомнац – самое мирное министерство РФ – зачастую было вовлечено в разрешение конфликтных ситуаций, и я бы даже сказал, в военные действия.
Я считаю, что в этом направлении мы плохо работали и веское слово от имени Татарстана сказать не смогли. В такой же мере можно согласиться и с существующим мнением о том, что в течение первых двух лет после принятия Декларации мы сконцентрировали все усилия политических лидеров и руководства республики на решении политических вопросов. Если бы мы тогда занимались экономикой так же активно, как и политикой, возможно, что сегодня в реформах мы были бы чуть дальше.
«PF»: Каковы наиболее важные задачи, стоящие перед Татарстаном в настоящее время? Можно ли считать, что за 5 лет суверенитет республики получил достаточно глубокое развитие или сейчас следует говорить уже не о суверенитете, а о каких–то других задачах?
Ф.М.: О любых других задачах все равно придется говорить на фоне провозглашенного суверенитета. Суверенитет – это достояние многонационального народа нашей республики, и я полагаю, что благодаря суверенитету мы способны продвигаться дальше. В сфере экономики сейчас наиболее важно вывести республику из экономического кризиса с тем, чтобы люди как можно меньше ощущали сложности этого переходного периода. В политическом плане следует активизировать работу по наполнению и закреплению суверенитета в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, признания Татарстана во всем мире.
30 августа 1994 г.
О нас пишут
Модель Татарстана
Президент Борис Ельцин прибыл и уже отбыл из Вашингтона. Однако на этой неделе для официальных встреч прибыл другой Президент из Российской Федерации – Минтимер Шаймиев, Президент Татарстана, волжской республики, богатой нефтью, население которой поровну поделено на этнических татар (мусульмано-тюркская лингвистическая группа) и русских.
На протяжении пяти последних лет Татарстан вел свой курс на получение большего суверенитета и децентрализацию власти в традиционно авторитарном российском государстве. Татарстанское руководство отвергало отделение; вместо этого Татарстан успешно проводил переговоры с Россией по вопросу получения больших полномочий.
Сегодня политические лидеры во всем бывшем Советском Союзе принимают «модель Татарстана» как основу для разрешения наиболее серьезных конфликтов: статуса Крыма на Украине, Абхазии в Грузии и Чечни в Российской Федерации. В прошлом месяце спикер крымского парламента представил концепцию по урегулированию взаимоотношений с Киевом, которая основывалась на подписанном в феврале этого года договоре между президентами Ельциным и Шаймиевым.
Что представляет собой «модель Татарстана»? Избегая прямых военных конфронтации с Москвой, за недолгий путь самостоятельности руководители Татарстана достигли значительной степени суверенитета: они провозгласили равенство между татарским и русским языками и приняли свою собственную Конституцию.
Татары защищают «асимметричный» федерализм, где они пользуются особыми правами, не похожими на те, которыми пользуется Квебек, который боролся за конституционную гибкость для сохранения франко-языковой культуры среди англоговорящей Северной Америки. Квебек был завоеван англичанами в 1759 г. и с тех пор упорно поддерживал свои специфические отличия.
Татары были покорены Иваном Грозным в 1552 г., однако им удалось сохранить свою культуру, несмотря на периоды имперских амбиций дореволюционной России и репрессивный советский период. Современные татарские националисты хотят полного возврата их независимой «государственности», в то время как Россия утверждает, что Иван Грозный только освободил русских от татаро-монгольского ига, которое довлело над ними с 1240 г.
Президент Шаймиев занимает центристскую позицию, которую поддерживают большинство русских и татар, проживающих в Татарстане.
Это позволяет России сохранять свою территориальную целостность, одновременно предоставляя Татарстану значительную автономию в виде, напоминающем «суверенную ассоциацию» Квебека с Канадой.
Татарстанское руководство вовлекает Россию в тонкую политику конфронтации и компромиссов. Компромисс был достигнут только после того, как Татарстан в марте 1992 г. отказался подписать Договор Российской Федерации, в июне 1993 г. покинул Конституционное совещание и бойкотировал федеральные выборы в декабре 1993 г.
Во время пика напряженности бывший спикер российского парламента Руслан Хасбулатов угрожал повторным взятием Казани, а также грозился «привезти Президента Шаймиева в Москву в клетке»; так обычно поступали русские цари в отношении мятежников перед их казнью. Сохраняющий политическое лицо выбор был сделан в феврале этого года, когда был подписан договор, гарантирующий, что Татарстан остается в составе России в обмен на несколько особых привилегий.
Хотя в договоре присутствуют многие нерешенные юридические проблемы, он дает Татарстану возможность контролировать свои природные ресурсы, позволяет вводить специальное татарстанское гражданство, а также, оговаривает вопросы альтернативной воинской службы.
Двенадцать неопубликованных секретных соглашений к договору оговаривают оборону, налогообложение, нефтяные доходы и другие важные вопросы. Хотя официально Москва и дала Татарстану полномочия в вопросах распоряжения нефтью, однако установила высокие таможенные налоги на вывозимую из Татарстана нефть. Как и в случае с Казахстаном, нефтепроводы проходят по территории Российской Федерации. Однако в отличие от Казахстана, который в случае давления со стороны России имеет возможность переправлять свою нефть в Иран, Татарстан, как анклав, испытывает давление со стороны России.
Несмотря на то, что случай Татарстана вселяет надежду, что другие конфликты в бывшем Советском Союзе могут быть урегулированы ненасильственным путем, мы не можем быть гарантированы от обратного. Например, украинское правительство в Киеве озабочено тем, что пример Татарстана придаст храбрости определенным силам, выступающим за большую автономию таких регионов, как Одесса – порт на Черном море, который имеет свое особое мнение, или Донбасс – преимущественно российский угледобывающий регион, граничащий с Россией. Пророссийское руководство в Крыму в качестве первого шага стремится построить отношения с Киевом по татарстанской модели с тем, чтобы в дальнейшем добиться полного, отделения от Украины.
Для руководителей Абхазии и Грузии такой подход к решениям их проблем мог бы быть многообещающим. Татарстанский вариант также мог бы разрешить недавнее нарастание напряженности в Чечне.
Предотвращение конфликта почти всегда проходит незаметно. Достижение согласия, которое удовлетворяет конфликтующие стороны, – достаточно длительный и утомительный процесс. Успешное решение серьезных конфликтов предоставляет меньшее, количество материалов для сенсаций, чем прекращение, насилия. В Татарстане налицо все предпосылки для серьезного этнического конфликта. Американская общественность уже знакома с Карабахом, Боснией и немного с Чечней. К счастью, для большинства американцев Татарстан не является очагом напряженности. Нам необходимо изучать опыт Татарстана для того, чтобы разрабатывать модели по предотвращению этнических конфликтов, которые стали отличительным признаком 90-х годов.
Брюс Аллин,
руководитель группы по управлению конфликтами
Гарвардского университета
«Крисчен сайенс монитор» (США), 12 октября 1994 г.
«Республика Татарстан», 26 октября 1994 г.
Читайте в "Казанских историях":
Договор между Москвой и Казанью: Когда договариваются, нельзя без компромисса. Публикация вторая
Книгу "Республика Татарстан: новейшая история" можно посмотреть на сайте Издательского дома Маковского (баннер на главной странице нашей газеты)