Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Госпитальная палата в школе №81

Под эвакогоспитали в Татарской АССР в июне – июле 1941 года было передано 70 зданий клиник, школ, техникумов, учебные корпуса некоторых вузов, дворцы культуры, санатории и дома отдыха.

Уже на десятый день войны в Казань и другие города республики стали поступать раненые. К началу декабря 41-го года было принято более 37 тысяч раненых и больных бойцов. В этот период действовали 50 госпиталей, в том числе 42 – в Казани. А всего их было 72. Осенью 1942 года раненых стали привозить не только поездами, но и по Волге – из-под Сталинграда. Это заставило еще в два раза увеличить сеть эвакогоспиталей, развернуть их в слободах и прилегающих к Казани районах. Один из таких госпиталей был размещен в школе №81. Сейчас в одном из кабинетов этой школы находится комната-музей эвакогоспиталей Кировского района. Казанское Заречье было местом, где было развернуто больше всего госпиталей.

Школа №81, как и многие другие школы Казани, уступила свое здание госпиталю под номером 3646. Силами учителей и учащихся здание было подготовлено к приему раненых бойцов. Для них были оставлены лучшая мебель, другая обстановка и оборудование, а также картины, рояль, библиотека. На первом этаже располагалась кухня. В палатах находилось одновременно до 30 человек. Если мест не хватало, раненых размещали в коридорах.

Бойцы прибывали после тяжелых боев. Именно этому госпиталю выпало тяжелое бремя принимать раненых из-под Сталинграда и из района Курской дуги. Раны были тяжелые, часто запущенные. Нередко бойца прямо с носилок отправляли на операционный стол, где отнимали руку или ногу. Случалось, умирал такой боец, а врачи не знали, кто он.

Ночью персоналу запрещалось спать, дисциплина была строгая, врачи находились словно на казарменном положении. Работа была двусменной. Питание сотрудников было организовано плохо: иногда в день они получали по одному яйцу, обед мог состоять из одного блюда – ржаной лапши. Для раненых еды тоже едва хватало, были случаи, когда медсестры или врачи отдавали свою порцию бойцам. Они старались помочь раненым не просто выжить, но и воспрянуть духом.

Школьная библиотека состояла из 1900 книг. Госпиталь выписывал газеты «Красная Татария», «Правда», «Известия» и другие. Раненым показывали кинокартины, они говорили, что многие фильмы видели по несколько раз. В госпиталях была организована самодеятельность, в которой участвовали и сами больные: «за апрель, май месяц было всего 34 выступления самодеятельности, из которых выступила 13 раз самодеятельность госпиталя, 4 музыкальная школа, 10 – шефские предприятия».

Школьники дарили раненым подарки: вышитый платочек, кисет, курительная и писчая бумага, карандаши и другое, помогали им писать письма домой. Была организована своего рода школа по ликвидации неграмотности и малограмотности.

Раненые могли получить новую профессию во время трудовой терапии. Раненые с резким понижением зрения работали на изготовлении щеток, с контрактурами локтевого и плечевого сустава – на распиловке дров. Госпиталь имел пригородное хозяйство, в котором было засеяно 14 га картофеля, 0,26 га моркови, 0,4 га лука. Работы хватало.

Тысячи бойцов прошли через эвакогоспитали Татарстана. Эффективность лечения, несмотря на все тяжести времени, была очень высокой. За годы войны курс лечения прошли 334 тысячи раненых и больных, причем около 61 проц. то есть 207 тысяч, вернулись в строй, а 20 проц., то есть 67 тысяч были возвращены к трудовой деятельности.

Сейчас в музее эвакогоспиталей хранится 150 экспонатов. Это личные вещи бойцов, медицинские принадлежности, архивные документы, фотографии. Когда заходишь в комнату, напоминающую госпитальную палату, словно попадаешь в 41-й год.

В этой комнате даже запах особый. И не только от лекарств, старинных книг и граммофонных пластинок. Это запах времени. Если вас интересуют адреса конкретных госпиталей, и не только казанских, загляните на сайт Главного архивного управления при Правительстве РТ (www.archive.gov.tatarstan.ru). Там размещен список всех 72 госпиталей, которые работали в годы войны в Татарской АССР. Школы, вузы, клубы, санатории, гостиницы, общежития – все было отдано медикам.

В здании бывшей второй гимназии на улице Лево-Булачной работали два госпиталя: в клубе пионеров – №996, в классах второй школы – №1310. А госпиталь №5864 размещался сразу в двух школах –№3 и №19 по улице Большой Галактионовской.

При подготовке материала использованы материалы, предоставленные музеем эвакогоспиталей: справка о состоянии работы госпиталя №3646 Кировского района (ЦГА ИПД РТ), воспоминания медсестры Зайтуны Вильдановны Валидовой, воспоминания учительницы школы №81, имя которой до сих пор не установлено.

«Казанские истории», №7-8, 2005 год

Снимки предоставлены школьным музеем. Кто на них изображен, неизвестно. Возможно, кто-то откликнется. Будем рады уточнить.

.