Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лекторий в бывшей трапезной

Это правда, что в Казани когда-то был музей религии?

Саша ПЕТРОВ, ученик 9 класса

Ответ на этот вопрос мы нашли в книге Клары Синицыной «Полвека музеев Казани и Татарии

Очерки истории 1917-1967 годов». Такой музей в Казани, дей­ствительно, был. Только назы­вался он по-другому - антирели­гиозный музей. Это был филиал Центрального музея Татарии и размещался он в здании Петро­павловского собора, который пе­рестал быть действующим в 1938 году. В течение месяца специаль­ная комиссия работала над опи­санием ценностей, хранящихся в соборе. Церковные предметы, имеющие художественное или историческое знамение, были пе­реданы в фонды музея (298 предметов), остальные поступили в Госфонд. В короткие сроки му­зейщики разработали экспозицию антирелигиозного содержания, которую разместили в трапезной первого этажа. Несмотря на предвзятое отно­шение к религии в то время, экс­позиция давала довольно полное и объективное отражение исто­рии религии разных эпох. Наи­больший интерес представляли материалы о религии Древнего Египта из коллекции Центрально­го музея. В верхнем этаже собо­ра с помощью преподавателя уни­верситета Е.К.Завойского был установлен маятник Фуко и со­здана выставка «Образование Вселенной», которая должна была доказать, что на небе Бога нет. Естественно, новый музей был призван показать реакцион­ную роль церкви в дореволюци­онной России и ее контрреволю­ционную роль в первые годы со­ветской власти. В верхней трапезной был от- крыт лектории на триста мест, где читались лекции, проводи­лись беседы и диспуты. Несмотря на ряд недостат­ков, которые в немалой степени объяснялись отсутствие опыта в музейном строительстве, анти­религиозный музей, открытый в 1939 году, сыграл определен­ную роль в атеистической про­паганде. Начало Великой Отече­ственной войны внесло серьез­ные коррективы в работу всех музеев. Весь фонд антирелиги­озного музея был передан в Центральный музей, а в Петро­павловском соборе разместился педагогический институт, осво­бодивший свое здание под гос­питаль. Судя по всему, экспонаты антирелигиозного содержания растворились в фондах Цент­рального музея. Никаких упо­минаний о возрождении музея в Петропавловском соборе боль­ше нигде не находим.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить