Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Лекторий в бывшей трапезной
- 02 мая 2010 года
Это правда, что в Казани когда-то был музей религии?
Саша ПЕТРОВ, ученик 9 класса
Ответ на этот вопрос мы нашли в книге Клары Синицыной «Полвека музеев Казани и Татарии
Очерки истории 1917-1967 годов». Такой музей в Казани, действительно, был. Только назывался он по-другому - антирелигиозный музей. Это был филиал Центрального музея Татарии и размещался он в здании Петропавловского собора, который перестал быть действующим в 1938 году. В течение месяца специальная комиссия работала над описанием ценностей, хранящихся в соборе. Церковные предметы, имеющие художественное или историческое знамение, были переданы в фонды музея (298 предметов), остальные поступили в Госфонд. В короткие сроки музейщики разработали экспозицию антирелигиозного содержания, которую разместили в трапезной первого этажа. Несмотря на предвзятое отношение к религии в то время, экспозиция давала довольно полное и объективное отражение истории религии разных эпох. Наибольший интерес представляли материалы о религии Древнего Египта из коллекции Центрального музея. В верхнем этаже собора с помощью преподавателя университета Е.К.Завойского был установлен маятник Фуко и создана выставка «Образование Вселенной», которая должна была доказать, что на небе Бога нет. Естественно, новый музей был призван показать реакционную роль церкви в дореволюционной России и ее контрреволюционную роль в первые годы советской власти. В верхней трапезной был от- крыт лектории на триста мест, где читались лекции, проводились беседы и диспуты. Несмотря на ряд недостатков, которые в немалой степени объяснялись отсутствие опыта в музейном строительстве, антирелигиозный музей, открытый в 1939 году, сыграл определенную роль в атеистической пропаганде. Начало Великой Отечественной войны внесло серьезные коррективы в работу всех музеев. Весь фонд антирелигиозного музея был передан в Центральный музей, а в Петропавловском соборе разместился педагогический институт, освободивший свое здание под госпиталь. Судя по всему, экспонаты антирелигиозного содержания растворились в фондах Центрального музея. Никаких упоминаний о возрождении музея в Петропавловском соборе больше нигде не находим.