Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Загадочная Сююмбике
- 29 октября 2012 года
Вопрос: Кто построил башню Сююмбике – татары или русские?
Анастасия Тархова
Ответ от студентки Института социальных технологий Елены ИВЛИЕВОЙ:
Башня Сююмбике, главный архитектурный символ Казани, является одной из самых загадочных достопримечательностей Казани.
О ней много спорят, о ней сложено несколько легенд. Любой казанский экскурсовод, рассказывая в Кремле об этой башне, обязательно вспомнит о легенде, по которой башня была построена по предложению Сююмбике.
Но этого не могло случиться, поскольку Сююмбике жила в XVI веке, а башню построили в XVIII веке.
Долгое время историки не могли точно сказать, в какой период истории Казани, монгольский или русский, она была построена. Крупнейший знаток старины профессор Казанского университета С. Шпилевский считал, что башня имеет татарское происхождение. А вот известный татарский просветитель Каюм Насыри, напротив, полагал, что башня появилась как дозорно-сторожевая уже после покорения Казани.
Если придерживаться гипотезы об изначальной принадлежности ее татарскому народу (эта точка зрения достаточно широко распространена), то ее сторонники считают, что она была построена в период с XII по XV век в качестве дозорной крепостной башни. Было это во времена Казанского ханства. Башня называлась тогда «Хан манарасы» («Ханский минарет»).
В таком случае башня Сююмбике является последним сохранившимся памятником татарской архитектуры в городе Казани.
Вторая популярная гипотеза отражена в легенде о правительнице Сююмбике. В таком случае она была построена сразу после завоевания Казани Иваном Грозным. Он приказал возвести башню за 7 дней. Именно из-за сильной спешки в строительстве, как считается, был допущен ряд грубых строительных ошибок, главная из которых – слишком неглубокий фундамент (не более полутора метров), в результате чего сегодня башня и накренилась. Когда Иван Грозный захватил Казань и увидел прекрасную ханшу Сююмбике, он был так поражен ее красотой, что предложил ей стать его женой. Сююмбике-ханым понимала: если она откажет грозному царю, он перебьет весь ее народ. И она согласилась. Но при одном непременном условии: построить за семь дней семиярусную башню высотой до самого неба. Иван Грозный принял это условие. Собрал со всей земли русской самых прославленных мастеров, и работа закипела.
В первый день построили первый ярус, во второй - второй и так далее. Через неделю башня была готова - стройная, семиярусная, высотой до самого неба. Сююмбике не оставалось ничего другого, кроме как выполнить свое обещание.
Она попросила у царя разрешение перед отъездом из Казани подняться на башню и проститься с городом. Царь разрешил. Она поднялась на башню, попрощалась со всеми казанцами, бросилась вниз и разбилась насмерть.
С тех пор, мол, башня и носит ее имя.
На самом деле все было по-другому. В 1549 году умер казанский хан Сафа-Гирей, муж Сююмбике. По закону на трон должен был взойти их сын – двухлетний Утямыш-Гирей. В 1549 году он был провозглашен ханом, однако пробыл на троне совсем немного. Между Москвой и Казанью было достигнуто соглашение, по которому престол занимал Шах-Али. Утямыш и его мать подлежали выдаче московским властям. 11 августа 1551 года их отправили в Москву. Там она и умерла.
Известный археолог Альфред Халиков в 1976-1977 годах проводил раскопки возле фундамента башни и пришел к выводу, что она построена не ранее последней четверти XVII века. Рядом с фундаментом башни Сююмбике обнаружен другой, более ранний фундамент дозорной башни XII - XV веков, на месте которой частично и построена новая башня. Из-за этой неоднородности основания в дальнейшем произошел ее наклон.
А. Халиков установил также, что стоявшая на этом месте татарская башня одновременно служила и минаретом расположенной по соседству Ханской мечети и на ее вершине был полумесяц. Кроме того, она была надвратной башней ханского двора, огороженного каменными стенами внутри кремля.
Такого же мнения придерживается и крупнейший исследователь архитектуры ханской Казани Нияз Халит. «Как бы ни хотелось татарам, чтобы башня Сююмбике была татарской, построена она уже в период «русской» истории, – пишет он в одной из своих статей. – Башня возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Кремля в первой половине XVIII века, как монументальный въезд в комплекс оберкомендантского (губернаторского) дворца».
Источники информации: Халитов Н., доктор архитектуры. Башня Сююмбике в Казанском Кремле. Халиков А. Х. Что, башня, в имени твоём? // Татарстан, 1992. № 11–12. http://www.kaztur.ru/sights/sjujumbike/