Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сарты – это кто?

Слышал, что есть национальность «Сарты». Не могли бы вы сказать, что это за национальность и где люди такой национальности живут?

Константин

Отвечает Ольга ШМОНИНА, студентка Института социальных технологий КНИТУ-КАИ

– Бабушка одного моего знакомого была истовой мусульманкой. И всю жизнь свою прожила согласно Корану. Однако до самой смерти ненавидела своих «собратьев» по религии, которых иначе, как сартами не называла. Подробностей добиться от неё было сложно, ясно было только, что связана эта её ненависть была с событиями в Ферганской долине конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века. Не секрет, что в это время там происходили жуткие события. Почти всю семью этой женщины убили у нее на глазах, причем жуткими способами, которые ассоциируются со средневековьем. Убили люди той же веры – узбеки-националисты. А ей оставили жизнь. Как она говорила, внешность выручила её. Вот этих узбеков она называла сартами, или «рыжими собаками».

Изучая события в Ферганской долине, я наткнулась на книгу неизвестного автора под названием «Как нас любят наши «братья», или К «юбилею» Ферганской резни 1989 г.». И здесь тоже встретила это презрительное название «сарты», обращенное к узбекам.

Что же оно означает и справедливо ли называть так узбеков?

Существует несколько точек зрения на понятие «сарты» и его происхождение. Одни ученые признают само существование сартов и их этническую идентичность. Другую группу составляют ученые, которые не признают этническую определенность этого термина и объединяют их с узбеками. Третья группа лиц – это местная интеллигенция Средней Азии, которая категорически отрицает возможность применения этого термина к какому-либо народу, проживающему на этой территории. Они склонны думать, что это общее название всех оседлых туземных жителей Средней Азии, что народа «сарты» не существует, так же как нет и «сартовского» языка, и слово «сарт» может нести оскорбление как означающее «желтая собака».

Существуют свидетельства, что так называли зажиточных купцов. А еще так называли оседлых узбеков. А кто-то говорит, что они сами себя так называли. И не понятно: оскорбление «сары ит», означающее «желтая собака», и наименование «сарт» – одно и то же понятие или это просто лингвистическое совпадение?

Как бы то ни было, сарты – были они узбеки или отдельный народ – тесно связаны с монгольскими ханами, в том числе, предводителями татаро-монгольского ига. На землях Средней Азии монгольские ханы и их народы оставили много потомков, как и в землях нашего края. И все эти народы существовали в единой вере. Так что независимо от того, имеет этот термин реальное отношение к узбекам или нет, люди, учинившие резьбу в Ферганской резне, достойны быть названы «желтыми собаками».

Источники информации:

1) Большая советская энциклопедия

2) Ильхамов А. Археология узбекской идентичности, http://www.ferghana.ru/club/detail.php?id=77

3) Интернет-энциклопедия «История Казахстана», http://www.history.kz/Articles/sart.php

  Комментарии:

Кыргыз

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Отправлен 16.04.2013 в 14:04 | В ответ автору Каныбек.

 Наверное в недалеком будущем на карте мира может появится государство с древней историей Сартстан, население которого будут составлять восточные персы.Возможно отюреченные монголы захотят Воссоздать Великий Моголистан.А будет и другая часть выходцев с Енисея будет называться Туркестан или Кыргызстан в новых границах.

Каныбек

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 29.03.2013 в 15:34

Если сарты это узбеки и таджики проживавшие в городах, то тогда откуда происходит один из башкирских родов, именующий себя сартами, а также сарт калмаки переселенные с калмыцких земель на север Киргизии?

Кыргыз
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 28.03.2013 в 19:37

История узбеков и сартов только начинается.Ясно одно,что сарты — это отюреченные таджики, а узбеки — отюреченные монголы.Ибн Сина был явно сартом, т.к. писал на фарси. А Амир Тимур(Тамерлан), Улугбек и Бабур были «узбеками» племени Барлас.Тимур и его потомки не успели стать «узбеками» потому,что нация появилась много позже. Сегодня очень модно говорить о «чистопородном происхождении», но это чушь собачья.Так казах может оказаться узбеком, а сарт — кыргызом.Великий поэт Узбекистана Хамза Хаким зода Ниязи оказался сыном не менее известного поэта Молдо Нияза.И теперь книги его изъяты, а имя забыто. Как известно, Манас женился на таджичке, может, сарты и есть их дети? Считаю, что полемику обо всем этом нужно оставить настоящим ученым-историкам. Потомки сами решат эту проблему.

узбек
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 18.03.2013 в 10:34

Уважаемая господа Шмонина. Прt;де чем чтоли либо публично объяснять надо немного прочитать. А у вас уровень не больше чем у людей которые пишут комменты. Я просто не понимаю почему в России любят поднимать вопрос о сартах когда все уже ясно объяснено узбекскими историками также таджикскими, если они искажают тогда докажите что они искажают что то. Сарты это в основном оседлые узбеки, или таджики, у которых преобладали автохтонные элементы над пришлыми кочевыми. Русские пришли в Средлнюю Азию через кочевые регионы, прежде они овладели кочевыми народами и соедлых они восприняли так как им преподнесли кочевые, а негативные стороны они специально раздувались имперскими властями по принципу разделяй и властвуй. У оседлых тоже миллион оскорбительных названий относительно кочевников, это наряду с позитивными названия, но об этом ни кто не догадался там. Ведь название рус тоже украинское или шведское исконно.

дилю
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 28.08.2012 в 18:26

Европейские авторы, миновавшие казахские степи, как Вамбери или Борнс, никогда не использовали слово сарт в качестве названия тюркоязычного населения Маверауннахра. У них они всегда узбеки, хоть в Хорезме, хоть в Бухаре. Сарт для них – синоним таджика, реже – оседлого жителя.

Первые русские авторы вообще не знают про сартов. Тот же Виткевич отмечает, что сарт – так хивинцев называют казахи в насмешку, а в лицо называют оралды или ургянджи. Или взять Мейендорфа, который никаких сартов не обнаружил и считает слово синонимом слова таджик. Лишь единицы считают сартов отдельным народом – это Муравьев и Килевейн, но они не очевидцы и не собеседники местного населения, в отличие от Мейендорфа, Борнса и Вамбери, поэтому они сведения получали от информаторов. А в дальнейшем, в 1860-1870 гг. слова «сарт» и «узбек» были синонимами у некоторых авторов. Часто встречаются обороты типа «сарты и/или узбеки, населяющие Ташкент, Кашгар…».

Изначально в шпионских отчетах тоже фигурируют одни узбеки.

Сознательная дезинформация, пущенная недавно и не подкрепленная фактами, это тезис о том, что якобы узбеки в 19 веке – это полукочевые потомки шейбанийских узбеков, которые не смешивались с местным населением, говорили кыпчакским диалектом и были близки к казахам. Господа сартоведы повторили это несколько раз в нескольких работах и теперь считают установленным фактом, упорно ссылаясь друг на друга. В реальности же досоветские исследователи отмечают, что узбеки – это оседлое городское население Средней Азии, а их язык называют джагатайским (или новоджагатайским) . Никаких антропологических, языковых и культурных различий между узбеками и сартами исследователи провести не смогли.

Тот же Остроумов приводит мнения большого количества русских и европейских исследователей, подавляющее большинство которых (как Наливкин, Григорьев, Скайлер, Р.Шоу, Гребенкин, Вамбери, Уйфальви, Реклю, Костенко, Лерх и пр.) утверждают, что сарт – это не этноним, а вообще горожанин. Можете проштудировать его книгу «Сарты».

Из статьи Гребенкина “Таджики”:
“Нам кажется, что странный эпитет сарт распространен исключительно в тех местах, где кочуют киргизы. Туркестан, Чимкент, Ташкент и другие города … окружены кочевниками и в этих городах слово сарт – привычный уху звук. В горных же городах и кишлаках… название сарт или вовсе не употребляется, или весьма редко. …по мере удаления от берегов Сыра на юг, название сарт становится более и более редким и уже в Шахрисабзских владениях и в городе Карши нам не приходилось его слышать”.

Вообще, те любители тыкать статистикой 1897 года совершенно не учитывают этих деталей. Остроумов очень хотел доказать, что существует отдельный народ сарт, ему вторил Бартольд и Аристов, однако остальные исследователи не разделяли их взглядов. В европейской же науке давно утвердилось мнение, высказанное Робертом Шоу, что сарт не имеет этнографического значения, и что под сартами подразумеваются “арийские таджики и татарские узбеки”.

Мнение Юджина Скайлера:
“Жители Ташкента в основном узбеки, хотя есть некоторое количество таджиков и много татар, казахов, индусов и др. Местные жители как и во многих других местах Туркестана известны под именем сартов, но это название не имеет этнологического значения, как одним из первых показал г-н Шоу”.

Тут все дело в принципах. Лапин, как туземец, лучше знает ситуацию, и он утверждает, что так называемые сарты – это суть «таджикизированные» узбеки, которые живут в городах и потеряли самоназвание, а в остальном различий от узбеков не имеют. Также самоназвания не имели и городские таджики, как это было показано в дальнейшем исследованиями Сухаревой, частично Магидовичем и Кармышевой. И что, считать их отдельным народом?

Нурлан
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Отправлен 30.10.2012 в 17:53 | В ответ автору дилю.

сарт это как казахи,узбеки и т.д например я сам Сарт унас нету свое языка и мы живем в казахстане очень давно.

 

Гульмира
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 Отправлен 21.08.2012 в 22:16 | В ответ автору Диля.

Моя фамилия Аксартова.Всегда думала,что у меня за фамилия? Белый узбек переводится или как?)))

 

Любовь Агеева
lubov-ageeva.ru x
Отправлен 20.07.2012 в 23:59 | В ответ автору Юлия.

Публикуя ответ нашего автора на вопрос посетителя сайта о том, кто такие сарты, мы не ожидали, что он вызовет такой интерес. Хотя могли предположить, что при неоднозначности восприятия этого понятия могут быть разные мнения.
Часть мнений мы опубликовали, часть удалили, поскольку они содержали оскорбительные суждения. Сегодня размещаем еще один пространный комментарий, полагая, что все точки зрения высказаны.
Всем — спасибо!

Неизвестный

Отправлен 16.06.2012 в 21:27

Сарты — это древний персидский народ, который был насильственно тюркизирован в Советском Союзе, и проживали и продолжают проживать на территории современного Узбекистана.Узбеков там всегда было максимуму 30 %- это кочевники нойманы и кепчаки.Во время создания СССР всех насильственно переписали узбеками и сейчас выросло не одно поколение, которое даже не знает свои исконные корни и считает себя узбеками,хотя нет такой национальности, равно как и нет такой национальности-таджик.Их придумали в 20-е годы СССР. Узбек — это имя монгольского полководца, который пытался завоевать Персидские земли.Современный Узбекистан, Таджикистан, часть Киргизии, отошедшая в СССР- Киргизии, а также часть Афганистана входили в состав Восточной Персии.Кстати таджики и тех кого сейчас называют узбеками — это народы одной персидской культуры, которых разъединили в 20-х годах во время создания СССР и сейчас мы пожинаем эти плоды.Но несмотря на насильственную тюркизацию в Узбекистане всё персидское, кроме языка.То что сейчас называют узбекским языком на самом деле — это чагадайский язык, который состоит на 40% тюркского и 60% фарси.Сарты всегда жили по соседству с тюркскими народами и это сказалось на языке.Это оседлое население, достаточно грамотное население с древней культурой и историей.А резня, которая была в Ферганской долине в 1989г.-была делом политическим и виноваты в этом не сарты. Смотрите глубже.Что сейчас означает слово сарт-не могут ответить даже учёные, так как опять же в 20-е годы СССР было уничтожено много персидских источников, а часть элиты, в том числе учёные-сарты, либо были репрессированы, либо бежали из Союза, а те, кто остался молчали, жить-то всем хотелось.

Юлия
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 29.06.2012 в 8:46

Есть такая манера у людей оскорблять друг друга по национальному признаку, смеяться над татарками,украинским салом, белорусской бульбой, эстонскими скоростными данными, казахами, что юрты в квартирах ставят.
Оттуда и пошло это оскорбительное сары ит- желтые собаки. Хотя в дореволюционной России выходцев из Туркестана, всех практически, называли татарами и сартами, более того — желтыми конями (сары от «от» – конь).
Именно сарты были основными поставщиками хлопка царскому двору. Среди них была самая большая прослойка просвещенного духовенства, ученых, учителей в медресе, мастеров по прикладному искусству. Всем известна тонкая работа, которой славилась древняя Персия, орнаменты, которые мы можем видеть сейчас как в Самарканде,так и на стенах храмовых комплексов в Индии.
Сарт — крупнейшая прослойка населения Средней Азии — с революцией просто исчезла как понятие. Появились в печати, выступлениях прореволюционных деятелей советского толка заказные статьи с оскорбительными высказываниями в адрес наиболее обеспеченного населения Средней Азии. Вспомните лозунги той эпохи — долой басмачей и богачей! Из воспоминаний одной семьи сартов (сейчас они узбеки), проживавшей на территории России до 1917 года, в частности, в Челябинске, чекисты вешали на березках, расстреливали без суда и следствия семьи духовенства, от мала до велика, без разбору по национальным и возрастным критериям. Чекисты пришли в их дом и сказали: «Вы желтые кони, езжайте домой, это не ваша революция».
Таким образом семья спаслась.
И чекиты заказали, в плату за жизнь ИХ, САРТСКИХ КОНЕЙ! «Карабаир считается одной из пород, которую вывели сарты. Это сильная порода скаковых коней, которая появилась у красной армии. Современный город Асака, что под Андижаном, издревле был местностью, где разводили великолепных солнечных коней, (рыжих) не черных, ни белых, ни в яблоках)
Позже один из сыновей, будучи студентом современной Ломоносовки, до начала Великой Отечественной войны, стал свидетелем того, как самое большое племя просто вычеркнули из всех источников, в том числе и исторических. (Здесь я упущу моральные переживания и перемены в судьбе человека, он ушел на фронт и доблестно воевал до окончания войны), не говоря уже о понятии 92 рода. Этот регион разделили на узбеков, таджиков, туркмен, казахов, киргизов и каким-то образом уцелели т.н малые народности — уйгуры, каракалпаки.
Сартам оставили только позорное имя — собаки, как и всем богачам.
Кто цепляет подобные фразы? Эмоционально потрясенные люди, те, кто принимает за чистую монету словеса? К сожалению, чтение книг, желание вникнуть в историю — это не простой процесс! А тем ни менее существует очень интересная полемика между Бартольдом и Лапиным на эту тему. Известны древние факты существования сартов как отдельного племени, да, сложноорганизованного, со своими миграционными вливаниями и тд, как и почти у всех народов мира. Только вот Сарты стали такой же загадкой, как и племя Майя, по прихоти чинуш и политико-социальным мотивам 19 — начала 20 века.
PS. Клапрот в примечаниях к книге Voyage dans les steps d’Astrakhan et du Caucase (стр.48) пишет следующее:
«В XV в. тюркоязычное население Маверауннахра и Хорасана сартами называли(кажется) таджиков. Так, Навои в «Мухокамат ул-луғатайн» прямо называет персидский литературный язык сартским.
Йаксарт — от иран . » якша — арта » — истинный жемчуг .
Sart en turc oriental désigne la même chose que Tadjik en persan , c’est-à-dire les Persans descendans de colonies établies anciennement hors de la Perse, au delà de l’Oxus. C’est pour cette raison que les Boukhars, qui descendent des Persans et qui parlent persan, sont appelés Tadjik ou Sart. Ou ne doit donc pas confondre les Sart ou Boukhars d’aujourd’hui avec les Seres qui étaient des Chinois, comme l’a fait le savant géographe Ch. Ritter. Le mot Tat désigne un peuple soumis par un autre; et, comme les Boukhars sont soumis aux Ouzbek et aux Turcomans, ils sont aussi appelés.
«Сарт» в восточном тюркском языке означает то же, что и «таджик» в персидском языке, то есть потомка жителей персидских колоний, основанных раньше вне Персии, за пределами Окса. По этой причине бухарцы, которые являются персами по происхождению и говорят на персидском языке, названы таджиками или сартами. Таким образом, не надо путать сартов или нынешних бухарцев с серами, которые были китайцами, как это сделал ученый-географ Ч. Риттер. Слово «тат» означает народ, находящийся в подчинении у другого; и так как бухарцы подчинены узбекам и туркменам, они тоже так называются.

САРТ это этноним. Бартольд был не прав (!!!).
САРТЫ это потомки САР(Ы).
САР это древнейший тюркский огузский этноним.
Сам Заратустра был из АЗЯР, САР.
САРЫ не может произойти от этнонима САРТ, потому что базовый этноним САР сидит в САРТ.
Уже у касов,кашшу, живших во втором тысячилетии до нашей эры на берегах Каспийского моря с именами Хара-Хардаш и Кандаш Солнце называлось Суриаш.
САРЫ потому и жёлтый, что он связан с лучами света. Тюркский эвфемизм о происхождении из света.
Шумерское:
si: n., ray(s); light; ) [SI archaic frequency: 417]. ЛУЧ, СВЕТ Отсюда и китайское ЦИ и
шумерское ДИ в аккадской фонетике:
di [SHINE]
RI: di5.
1. to shine
Akk. naba¯t.
u “to be(come) bright, shin

 qazaq
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 04.02.2012 в 19:52 | В ответ автору Сарт.

а ты почитай, кем были узбеки и назывались ли они сартами. причем здесь кыргызы? или ты думаешь они придумали это слово? и вовсе оно не означает сары ит

Неизвестный

Отправлен 31.05.2011 в 11:16

Собрались в кучу киргизы и говорят: «Сарты неграмотные! Сосасолоу называют кокаколой». «Да, поддержал другой киргиз, — эти неграмотные даже ганту называют фантой!».
До чего же киргизы умные стали после того, как спустились с гор, явно труд обезьяну сделала киргизом-разумным!
Это высказывание относится ко всем потомкам кочевников-безродным!!! Прежде чем обзывать народ с великим прошлым сартом, открой книгу и почитай, кто есть кто, хотя бы «киссаи Рабгузий».

Ахрор

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 04.05.2011 в 17:15

Простите нас братьи тюрки!!!

Sarmat
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отправлен 09.12.2010 в 1:48

Училка на уроке истории спросила Вовочку:
Вовочка- кочевые киргизы, были очень мобильными. В чём заключалась их мобильность?
- Может у всех мобильные телефоны были? — предположил Вовочка.
- Садись. Два!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#1 Бека 05.01.2015
прошу историю кыргызов не трогать наш народ входит в числа древних народов известные с 201-годов до нашей эры!! когда наши предки покоряли евразию вас как узбек сарт таджик казах даже в планах матери земли не было!! так что лучше молчите !!