Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Бусурманам магометанской церкви креститься в полгода»
- 10 сентября 2008 года
Кто такой Лука Конашевич? Бабушка рассказывала, что татары его очень не любили. Почему?
Л. Зайнуллина
Ответ от студентки КНИТУ-КАИ Полины Беловой
В XVIII столетии была продолжена начавшаяся ещё до завоевания Казани, христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Указ Петра I от 3 ноября 1713 года с требованием «бусурманам магометанской церкви креститься в полгода» ощутимых результатов не принес.
В первой четверти XVIII века в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них лишь формально воспринимали новую веру. Поэтому было принято решение об ужесточении политики христианизации.
Особенно широкий размах и жесткий характер христианизация приобрела в 40-50-е годы. В 1740 году императрица Анна Иоанновна издала указ об основании Конторы новокрещенских дел, которой было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Во главе Конторы новокрещенских дел стоял архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич.
Согласно указу российской императрицы надлежало не угрожать иноверцам и не принуждать их к крещению, а лишь проповедовать православную веру. Предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от пятидесяти копеек до полутора рублей. В случае крещения выдавался крест и новая одежда, новокрещены на три года освобождались от налогов и повинностей (их возлагали на некрещенных иноверцев).
Однако после назначения Луки Конашевича возобладали насильственные методы принуждения к принятию православия и преследования мусульман. Лука Конашевич был неистовым миссионером. Вместе с солдатами он отправлялся в нерусские деревни, насильно сгонял их жителей к реке, где их «крестили». Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Никто, даже малолетние дети, не избегали такой участи. В случае сопротивления в ход шли плети и палки.
Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали всяческим физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундамент строящихся церквей.
За два года в Казанском уезде и Казани губернии было разрушено 418 мечетей. После пожара 1749 года Лука Конашевич добился переселения части жителей Старотатарской слободы на новое место – близ деревни Поповка. На этом месте возникла Новая Татарская слобода. В 1752 году по докладу Луки Конашевича был принят новый указ «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей».
Таким образом, деятельность Новокрещенской конторы во главе с Лукой Конашевичем превратилась в широкомасштабное национально-религиозное издевательство над татарами. Сам архиепископ снискал печальную «славу» среди местного населения и получил прозвище «Аксак Каратун» («Хромой черноризец»).
В столицу Российской империи постоянно шли жалобы на насильственное крещение, притеснение мусульман, которые были готовы подняться с оружием в руках на защиту своей веры.
В итоге в 1750 году Синод принял решение «о необращении иноверцев насилием к православной церкви». Через пять лет Лука Конашевич был переведен в Белгородскую епархию, где умер в 1758 году.
Окончательную точку в этом вопросе поставила Екатерина II. Она приняла указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование. Обратить в православие за время деятельности конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.
Производственная практика в редакции 2008 года