Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Май 2024 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 2012 – Умер народный артист СССР, актер Татарского академического театра им. Г. Камала Шаукат Хасанович Биктемиров

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Бусурманам магометанской церкви креститься в полгода»

Кто такой Лука Конашевич? Бабушка рассказывала, что татары его очень не любили. Почему?

Л. Зайнуллина

Ответ от  студентки КНИТУ-КАИ Полины Беловой

В XVIII столетии была продолжена начавшаяся ещё до завоевания Казани, христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Указ Петра I от 3 ноября 1713 года с требованием «бусурманам магометанской церкви креститься в полгода» ощутимых результатов не принес.

В первой четверти XVIII века в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них лишь формально воспринимали новую веру. Поэтому было принято решение об ужесточении политики христианизации.

Особенно широкий размах и жесткий характер христианизация приобрела в 40-50-е годы. В 1740 году императрица Анна Иоанновна издала указ об основании Конторы новокрещенских дел, которой было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Во главе Конторы новокрещенских дел стоял архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич.

Согласно указу российской императрицы надлежало не угрожать иноверцам и не принуждать их к крещению, а лишь проповедовать православную веру. Предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от пятидесяти копеек до полутора рублей. В случае крещения выдавался крест и новая одежда, новокрещены на три года освобождались от налогов и повинностей (их возлагали на некрещенных иноверцев).

Однако после назначения Луки Конашевича возобладали насильственные методы принуждения к принятию православия и преследования мусульман. Лука Конашевич был неистовым миссионером. Вместе с солдатами он отправлялся в нерусские деревни, насильно сгонял их жителей к реке, где их «крестили». Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Никто, даже малолетние дети, не избегали такой участи. В случае сопротивления в ход шли плети и палки.

Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали всяческим физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундамент строящихся церквей.

За два года в Казанском уезде и Казани губернии было разрушено 418 мечетей. После пожара 1749 года Лука Конашевич добился переселения части жителей Старотатарской слободы на новое место – близ деревни Поповка. На этом месте возникла Новая Татарская слобода. В 1752 году по докладу Луки Конашевича был принят новый указ «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей».

Таким образом, деятельность Новокрещенской конторы во главе с Лукой Конашевичем превратилась в широкомасштабное национально-религиозное издевательство над татарами. Сам архиепископ снискал печальную «славу» среди местного населения и получил прозвище «Аксак Каратун» («Хромой черноризец»).

В столицу Российской империи постоянно шли жалобы на насильственное крещение, притеснение мусульман, которые были готовы подняться с оружием в руках на защиту своей веры.

В итоге в 1750 году Синод принял решение «о необращении иноверцев насилием к православной церкви». Через пять лет Лука Конашевич был переведен в Белгородскую епархию, где умер в 1758 году.

Окончательную точку в этом вопросе поставила Екатерина II. Она приняла указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование. Обратить в православие за время деятельности конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.

Производственная практика в редакции 2008 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить