Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1920 – Прошла реформа арабской графики (убрали ненужные согласные и добавлены 6 гласных, 1 знак, указывающий на мягкость или твердость звука)
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сокровища Золотой Орды – три выставки из Эрмитажа
- 11 августа 2019 года
Была на выставке «Золотая Орда и Причерноморье» в центре «Эрмитаж – Казань». Там узнала, что это не первая такая выставка в Казани. Так ли это?
Мария Зинатуллина
Ответ от редакции «Казанских историй»:
– Это, действительно, так. Выставок, на которых были представлены сокровища Золотой Орды, в Казани было две. 30 августа 1997 года в Музее изобразительных искусств экспонировалась выставка «Сокровища хана Кубрата». Ее открытие было приурочено к II Всемирному конгрессу татар, который работал с 26 по 31 августа в Казани.
Хан Кубрат был основателем Великой Болгарии, которая в VII веке находилась на территории современной Украины, России и Северного Кавказа. Он происходил из древнего рода Дуло. Имя хана Кубрата дословно означает «настоящий волк». Могила хана Кубрата, основателя этого государства, была обнаружена под Полтавой и 800 изделий из богатого погребения тюркского царя можно лицезреть в Эрмитаже. Судьба Великой Булгарии сложилась так: сыновья Кубрата разделились и вместе с ними государство. Часть из них двинулась на восток, образовав Волжскую Булгарию и, таким образом, хан Кубрат является родоначальником, праотцом татарского, болгарского и чувашского народов. Другая часть Великой Булгарии ушла на запад, смешавшись со славянскими племенами, образовала Болгарское государство.
Выставка «Сокровища Золотой Орды» – второй проект, который осуществил Государственный Эрмитаж в Казани. Как сказал на церемонии открытия в августе 2000 года генеральный директор Эрмитажа М. Пиотровский, Казань – единственный город бывшего СССР, в котором питерский музей проводит выставки подобного уровня. Выставка была организована Государственным Эрмитажем, Государственным Историческим музеем (Москва), Министерством культуры РТ, Государственным музеем изобразительных искусств РТ, постоянным представительством Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области при поддержке Кабинета Министров РТ и Казанского Совета народных депутатов. Она проводилась под патронажем Президента Минтимера Шаймиева
Выставка представляла культурное наследие – уникальные золотые и серебряные изделия XIII–XVI веков – одного из самых западных государств, образовавшихся после смерти Чингисхана на принадлежавших ему территориях. Посетители имели возможность проследить, как формировалась особая культура, в которой смешались кочевнические и оседлые черты, слились достижения разных народов, проживавших на этих территориях: монголов, персов, половцев, волжских булгар, славян и многих других. Большая часть известных в настоящее время памятников происходит из археологических раскопок, проводившихся в XIX-XX веках на месте золотоордьнских городов, поселений, могильников.
Изделия из золота, серебра, созданные как в степных ставках, так и в ремесленных центрах золотоордынских городов, рассказывают об основных гранях джучидской сокровищницы как единого исторического комплекса, и представляют художественный металл одного из самых молодых монгольских государств, основанного в начале 40-х годов XIII столетия внуком Чингисхана Бату (1227-1257).
Оригинальные золотоордынские черты с наибольшей полнотой отражает группа чаш из серебра, относящихся к Ивдельской находке (Ивдель – поселок Свердловской области). Этот комплекс памятников отражает особенности металла среднеордынского периода (конец XIII – первые две трети XIV века).
Художественное серебро позднеордынского периода (середина – последняя треть XIV – первая половина XV веков) представлено находками из могильников Северного Кавказа и вещевых кладов Поволжья, Приазовья и Крыма. В этой группе особый интерес вызывают украшения Симферопольского клада.
Симферопольский клад – это один из великолепных памятников золотоордынского ювелирного искусства, хранящийся в Государственном Историческом музее. В его составе – 328 золотых и серебряных предметов: сосуды, пайцзы, монеты, украшения головных уборов, бусы, серьги, нагрудные бляхи, футляры для молитвенных текстов и оберегов, пуговицы, браслеты, многие из которых отделаны цветными камнями, жемчугом, сканью, гравировкой, чернью и т.д. Нумизматический материал, представленный золотыми индийскими динарами 1298/99-1351 годов, монетовидными подвесками со штампом Расулидов, правивших в Йемене в начале XIV века, а также пайцза с именем золотоордынского хана Кельдибека (1361-1362) свидетельствуют о разноообразии контактов зрелой Золотой Орды от Китая и Северной Индии до Ирана, Малой Азии и Йемена на юге аравийского побережья Красного моря, а также с государствами исламского и христианского Леванта, с торговыми республиками Северной Италии – Венецией и Генуей.
Заместитель генерального директора Исторического музея Вадим Егоров сообщил в своем выступлении о том, что решение привезти в Казань Симферопольский клад беспрецедентно. Экспозиция подчеркивает значимость труда Марка Крамаровского, создавшего единственную в своем роде выставку ювелирного искусства Золотой Орды.
В составе выставки было более шестисот редчайших экспонатов XII–XV веков, дающих представление о вкладе тюркских, монгольских и других народов средневековой степной и лесостепной Евразии в общую сокровищницу мировой художественной культуры.
Выставка работала до января 2001 года.
Кстати, Марк Крамаровский приезжал в Казань на открытие выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингизидской империи», которая открылась в Казани 3 апреля 2019 года и будет работать до октября. На выставке представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы. Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.
Каталог выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингизидской империи»
В экспозиции – около 600 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.
Иллюстрации из журнала «Казань», №9, 2000 год