Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Первая русская панорама
- Борис Ерунов
- 25 сентября 2004 года
Юрий Иванович Дудырев попросил нас рассказать об истории полотна «Пленение Шамиля» художника Франца Рубо. Мы сообщили о его просьбе в номере 11-12, надеясь, что кто-то из читателей обладает необходимой информацией. Откликнулся наш постоянный автор Борис Григорьевич Ерунов. И вот что он рассказал.
Первой русской панорамой (и по праву) назвали современники работу Франца Алексеевича Рубо (1856-1928) «Штурм аула Ахульго», впервые продемонстрированную в Мюнхене в 1893 году. Там в то время жил и работал художник.
Объективность требует сразу же отметить, что первые панорамы появились в Европе за 100 лет до «нашей». В 1792 году ирландец Роб. Баркер изобразил на холсте длиной 100 м (по кругу) и высотой в 10 м английский флот в Портсмуте. Потом были многочисленные французские работы на темы войны 1812 года, включая пожар Москвы. И т.д.
Франц Рубо родился в Одессе, там получил начальное «рисовальное» образование, увлекся батальной живописью. С 22-летнего возраста обучался в Баварской королевской академии живописи, так что «школу» прошел великолепную и стал поистине выдающимся мастером-живописцем. В российскую историю он вошел автором подлинных шедевров: панорам «Оборона Севастополя» (открыта в 1905) и «Бородинское сражение» (открыта в сентябре 1912, к столетию этой битвы). Именно с этими работами и связывают обычно имя Рубо.
Значительно менее известна первая его панорама. Императорская Академия художеств сообщила о ней так: «...Посвященная взятию в 1839 г. русскими войсками резиденции Шамиля аула Ахульго принесла Рубо большую известность. Мюнхенская академия преподнесла ему профессорский диплом. Принц-регент наградил орденом Михаила».
Потом панорама демонстрировалась в Париже (и здесь – успех!). В 1896 году она стала экспонатом всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Здесь мнения разделились; художники приняли работу на ура, писатели и общественные деятели были сдержаннее, а М.Горький даже указал автору на некоторые несообразности в существе изображаемого... Рубо (к слову сказать) принял практически все замечания ответственно – и внес изменения в панораму.
Ее разместили в специальном павильоне с куполом, наполовину застекленным. О размерах павильона можно судить по размерам «холста»– длина 100 и высота 16 метров (т.е. диаметр ротонды – не менее 30 метров).
Рубо изобразил «дикую местность с ущельем, которое прорезала в отвесных скалистых берегах река Кой-су. Через нее – зыбкий мост». И – битва за этот самый мостик, ведущий в аул. Кони, люди, пожарище... И выше всего – снежные шапки гор. И ясное, чистое, голубое небо...
Зритель поднимался по удобной лестнице в центре зала (метра на 3) и оказывался на смотровой площадке, стилизованной под крышу горской сторожевой башни. Первоначальный эффект от панорамы был столь велик, что, казалось, «под ногами разверзлась бездна» (хотя расстояние до этой рисованной «бездны» было не более 2,5 м). Впрочем, и последующие впечатления были не менее сильны.
Судьба панорамы была, в общем, драматична. Правительство России приобрело ее и передало Кавказскому военному округу. Но в Тифлисе (так до 1936 г. звался Тбилиси) места ей не нашли, отдали на хранение музею «Храм славы». Когда в 1909 году появилось «место», оказалось, что над холстом «поработали» крысы (на их «совести» – более 22 погонных метров). В реставрационных работах приняли участие многочисленные ученики Рубо (отмечу среди них будущих корифеев советской батальной живописи М.Грекова и М.Авилова). Руководил работами мюнхенский художник К.Фрош. М.Авилову принадлежит здесь совершенно уникальная роль – используя свой опыт иконописца Афонского подворья, он сумел устранить все «нестыковки» старой и новой живописи (а это поначалу просто резало глаз).
Уже к 70-м годам XX века от огромного полотна остались лишь фрагменты (результат скверного хранения). Часть из них экспонируется в Махачкале, в Центральном музее Дагестана.
Р.S. В энциклопедии «Искусство стран и народов мира» (т.З, 1971) на стр.722 датой написания панорамы «Штурм аула Ахульго» указан 1896 г. Это – ошибка. См. начало нашей заметки.
При подготовке этой заметки использованы сведения из книги С.Клавдиева «Русские панорамы» (1972).