Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Главная концертная сцена Казани

15 декабря 2000 года у Государственного концертного зала на площади Свободы будет юбилей – 20 лет назад залу указом Президента Минтимера Шаймиева было присвоено имя Салиха Сайдашева.

Тогда республика отмечала 100-летие одного из классиков татарской профессиональной музыки.В СМИ появилось много публикаций о нем. Редакция журнала «Казань» посвятила творчеству Сайдашева декабрьский номер. Юбилейный вечер прошел в Государственном концертном зале имени Сайдашева. Казанцы с сожалением узнали, что памятника С. Сайдашеву в ближайшем будущем не будет. Второй этап творческого конкурса проектов хороших результатов не дал. Зато было определено его место – напротив Татарского театра имени Г. Камала, где он работал.

Большой концертный зал в его сегодняшнем виде открыт в 1996 году, согласно постановлению Кабинета министров РТ, подписанному 10 июля. Это не было ни реставрацией, ни реконструкцией. По сути, новое здание построили с нуля, по новому проекту.

Не лишне напомнить историю концертного зала, повторив мою публикацию в «Казанских историях» 2015 года.

Любимая «стекляшка»

История концертного зала Казанской консерватории начиналась в 1967 году. 8 декабря здесь состоялся первый концерт.

Алексей Егоров

А вот так выглядело место, где была "Стекляшка", а сейчас БКЗ в 1930 году (на фото Ф.У. Феттера). Нынешнее главное здание консы справа

 Алексей Егоров: Я этот садик у Консы застал

Ekaterina Brzhinskaya как красиво было! Стекляшка, конечно, это полжизни и куча радостных воспоминаний, но садик-это очень красиво!

Ректору Казанской консерватории и председателю правления Союза композиторов Татарской АССР Назибу Жиганову пришлось потратить много усилий, чтобы добиться строительства первого настоящего концертного зала Казани. Пришлось использовать и московские знакомства, и свой авторитет в союзах композиторов СССР и России, где он был членом правления.

Алексей Егоров

И не потому решения не было, что кто-то в Казани сомневался в его необходимости. Просто такие решения в те годы принимались в Москве.

Алексей Егоров

Актовый зал был построен по проекту архитектора М.Х. Агишева. Кстати, на его строительстве поработали все студенты консерватории тех лет.

Евгений Давыдов

Лев Жаржевский нашлась только такая фотка

Андрей Шритт

Выступление учащихся профтехучилищ г. Казани на площади Свободы. 1973 г.

Константин Мамаков Демонстрировал солидарность с трудящимися в праздники, учился в 5 здании КАИ, слушал классическую музыку в консерватории, оперу в театре им. М.Джалиля, часто посещал продуктовый магазин "Миру мир" и доводилось играть танцы в Доме офицеров. В общем площадь Свободы это одно из самых почитаемых мест г. Казани.

Зрительный зал стал первым амфитеатром в Казани, более привычном сооружении для вузов, чем для культурного учреждения. И это очень ценила публика. Он был довольно скромный по оформлению и оборудованию, зато имел хорошую акустику. Не слышала, чтобы кто-то жаловался на такую проблему.

Фото Владимира Зотова

И хотя зрители называли сооружение «стекляшкой», зал был любим казанцами и очень часто публика заполняла его, как говорится, под завязку.

С 19 по 26 декабря 1967 годав новом актовом зале прошли 7 концертов, включенные в программу совместных заседаний Союза композиторов ТАССР и Секретариата Союза композиторов РСФСР. Эти стены слышали и видели выдающихся музыкантов: пианистов, виолончелистов, скрипачей, певцов. Здесь выступали известные всему Советскому Союзу творческие коллективы.

А для казанских музыкантов это был вообще родной дом. Причем его приходилось делить на две «семьи» – консерватория и филармония мирно уживались под одной крышей.

В Актовом зале консерватории выступает прославленный С. Рихтер. Фото Владимира Зотова

После завершения строительства нового здания оно уже не принадлежало консерватории, зал получил статус государственного.

 Реставрация или новое строительство?

За почти 30 лет эксплуатации здание сильно обветшало и устарело архитектурно. Однако долгое время не удавалось убедить руководство республики в необходимости не просто реставрации здания, но и практически нового строительства. Такими были планы Рубина Абдуллина, который в 1988 году, после кончины Назиба Жиганова, стал ректором консерватории. Его позиция была ясной и убедительной – миллионный город достоин лучшего концертного зала. Президент республики Минтимер Шаймиев идею оценил и поддержал. Но были и сомневающиеся.

По мнению моего коллеги В. Яковлева, автора очерка в журнале «Лидер», сильным эмоциональным толчком к переубеждению колеблющихся послужило одно важное мероприятие. Народных депутатов Верховного Совета РТ пригласили в консерваторский зал, чтобы прослушать в исполнении симфонического оркестра сочинения участников конкурса на Государственный гимн республики.

Фото Владимира Зотова

«Звучание торжественной музыки – символа государства – в «ветхих» стенах не соответствовало требованиям важности и значимости момента, – писал В. Яковлев. – Депутаты это прочувствовали сердцем. Гимн и главный концертный зал – олицетворение национальной гордости, достоинства, их качество и содержание должны соответствовать той высокой миссии, которую они призваны выполнять.

Давая добро на строительство, высокая комиссия, разумеется, взяла в расчет и соображения сугубо эстетического характера. Объект из стекла и бетона в стиле 60-х годов нарушал зрительную гармонию окружающей территории. На фоне других зданий «стекляшка» концертного зала, построенная в традициях советского времени, не производила впечатление. Необходимость реконструкции или, как тогда говорили, исправления «архитектурного антагонизма» была очевидна».

Напомню, прослушивание разных вариантов гимна случилось летом 1993 года. 14 июля уже в здании парламента депутаты утвердили Государственный гимн Республики Татарстан. В творческом конкурсе победителем было признано сочинение, предложенное известным татарским композитором Рустемом Яхиным.

Хочется верить в предположение В. Яковлева о мотивах строительства, но конкурс на проектирование нового зала был объявлен еще в 1992 году, задолго до того прослушивания. Впрочем, мнение депутатов могло что-то значить, когда в конце года они определяли, сколько денег из бюджета уйдет на новое строительство.

Продолжу цитировать В. Яковлева:

«Между тем конкурс на лучший проект выявил массу интересных предложений. Архитекторы – народ с очень развитым творческим воображением. Воодушевленные идеей, зодчие предлагали самые разные варианты. Кто-то считал, что «старорежимный» объект нужно снести, а на его месте построить новый.

Было даже предложение об объединении концертного зала с Домом офицеров и создании единого комплекса. Как это всегда бывает, было немало экзотических прожектов. Например, высокую конкурсную комиссию весьма озадачила идея построения «экспрессивно – идеологически выдержанного архитектурного сооружения в духе XXI века».

И все же большинство предложений было дельным, они содержали много нового и интересного и вошли в окончательный вариант проекта. В. Яковлев пишет, что в конкурсе участвовали 36 лучших коллективов республики. После двух туров определился победитель – архитектурно-творческая мастерская «ВЕЛП» в лице Виталия Логинова и Евгения Прокофьева. Аббревиатура «ВЕЛП» – производное от имен и фамилий его основателей, расшифровывается как Виталий, Евгений, Логинов, Прокофьев.

Не было в Казани градостроителя, который бы не знал, кто «скрывается» за этими четырьмя буквами – «ВЕЛП». Ко времени объявления конкурса на проект реконструкции концертного зала в 1992 году творческая мастерская «ВЕЛП» прочно занимала лидирующие позиции в республике. Профессиональная планка стремительно поднималась вверх».

Процесс проектирования продолжался вплоть до завершения строительства. Архитекторы находились в постоянном творческом поиске. Они как будто знали, кто будет присутствовать на церемонии открытия обновленного актового зала консерватории.

9 июня 1996 года в зрительном зале вместе с Президентом РТ М.Шаймиевым, народными депутатами Республики Татаpстан и другими должностными лицами республики находился Президент РФ Б.Ельцин, который в это время боролся за голоса избирателей.

В Казани он не пел и не плясал на стадионе, как в других городах, просто выступил на открытии концертного зала. На снимке хорошо виден суфлер, новинка того времени.

Фото Михаила Козловского

В это время это был уже не актовый зал консерватории. Новый зал получил статус государственного.

3 июля жители Татарстана выбирали Президента Российской Федерации, и им наверняка напомнили про ту речь Бориса Николаевича. Ельцин в своем выступлении сказал, что на приобретение нового органа для казанского концертного зала деньги будут выделены из федерального бюджета. Заказать инструмент стоило чрезвычайно дорого – около 1,5 миллиона долларов.

На выборах президента во втором туре за Б. Ельцина проголосовало 53,7 процента избирателей республики.

В новом органе 59 регистров

Старый орган, установленный в концертном зале еще в 1972 году, музыкантов и настоящих ценителей органной музыки не устраивал. Возможности инструмента чешской фирмы ограничивал единый для органа и концертного зала звуковой потолок. Чтобы добиться лучшего качества, требовалось значительно увеличить объемы помещения.

Выбор в специальном конкурсе был сделан в пользу всемирно известной голландской фирмы «Flentrop» (Заандам, Нидерланды). Контракт с Казанью стал для нее первым опытом взаимовыгодного сотрудничества в новой России. Орган был установлен в 1997 году, и, по отзывам зарубежных гостей, является одним из лучших инструментов в Европе.

Главный оркестровый орган Казани содержит 59 регистров. Три регистра расположены внутри акустической камеры зала отдельно от инструмента. Это дает возможность использовать характерный прием «эха», часто встречающийся в музыке старинных мастеров.

Проектанты, думая об органе, столкнулись еще с одной проблемой. Орган – изделие уникальное, штучное, создается специально для конкретного зала, с учетом его акустических возможностей. Один и тот же инструмент для разных помещений определенно не подходит. Органист Рубин Абдуллин отстаивал идею, сочетающую две взаимосвязанные вещи, – новый зал и новый орган. В итоге эта идея была принята за основу реконструкции.

Поскольку качественное акустическое решение зала ставилось во главу угла, Логинов и Прокофьев кропотливо изучали зарубежный опыт в этой области. Даже привлекли иностранных специалистов-акустиков. В частности, Николаса Эдвардса – представителя известной английской фирмы Acoustic Dimensions, которая рассчитала акустические параметры.

Состоялось несколько командировок за рубеж для изучения лучших концертных залов. В результате проектировщиками было принято решение о поднятии конструкции потолка зала на 4 метра. Весь акустический расчет был сделан по принципу отражения звука.

Вместимость концертного зала с 600 мест увеличилась до 700. Значительно утяжелялся потолок (по расчетам акустика) примерно по 0,5 тонны на квадратный метр. Звук должен оставаться в помещении! Прежде всего за счет массивной толщи бетона.

(Для сравнения: потолок старого концертного зала был облицован перфорированным алюминиевым листом толщиной в 1 миллиметр, и это помогало ровной акустике по всему залу).

В новом зале вместо одного амфитеатра появились партер, балкон и несколько лож.

Фото Владимира Зотова

Здание стало выше на 4 метра

Из очерка В. Яковлева узнаем много интересных подробностей

Потребовалось заново оценить  несущую способность фундаментов. На этом этапе неожиданно возникла загвоздка. Строители-конструкторы не брались за наращивание здания. Пугали их и другие смелые замыслы архитекторов. Тогда в творческой мастерской «ВЕЛП» вспомнили о конструкторе Викторе Абрамове. Виталий Логинов работал с ним еще в советское время, знал как хорошего специалиста.

Старый знакомый оказался не из пугливых в смысле знания технологий и опыта. Виктору Абрамову приходилось делать конструкции с большим пролетом еще в конце 70-х на северном Урале - в городе Верхняя Салда он «нарастил» здание на 4 метра. Рассказывают, получив предложение, Виктор Абрамов без раздумий сказал: «Сделаю». И взялся за работу.

Стремление к идеальной акустике побудило архитекторов предусмотреть место для размещения так называемой реверберационной камеры. Тот, кто был в БКЗ, наверняка наблюдал это устройство, чем-то напоминающее ставни. Сюда устремляется нагнетаемый в зале звук. Волна проходит через открытые створки, оказывается в пустой камере, откатывается назад и потом распределяется по залу. Недостаточно удержать звук в закрытом пространстве. Необходимо, чтобы он без искажений, доходил до слушателя.

С Камерным оркестром La Primavera выступает Юлия Зиганшина

В новом зале это стало возможно. За счет реверберации звуковое поле увеличилось на 20 процентов. Преимущество устройства – это регулирование звука путем открытия и закрытия створок, «настройка» зала для того или иного вида исполнения. Авторам проекта удалось реализовать идею модулируемой акустики, а это значит – зал можно настроить как инструмент для любого вида музицирования. По мнению специалистов, в мире таких залов считанные единицы.

Концерт в малом зале БКЗ

Конечно, старания акустиков во многом были скорректированы новым назначением зала. Теперь это был не столько концертный зал, сколько зал торжеств. Он использовался в этом качестве до открытия «Пирамиды». Отсюда мраморные стены – не лучший материал для зала, где звучит музыка, роскошные кресла в партере, которые переводили концерты из разряда демократических в события для избранного круга.

И с акустикой проблемы все-таки есть. Меломаны знают, куда лучше не брать билеты. Словно в зале воздушные ямы. Хотя музыканты-гастролеры восхищаются акустикой. Наверное, там, где они бывали до нас, она хуже.

На сцене БКЗ - Государственный симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского. Фото Владимира Зотова

Реконструкция концертного зала завершилась в рекордно короткие для объектов такой сложности сроки – 700 дней, или 21 месяц. Ход реконструкции контролировал сам мэр Казани Камиль Исхаков.

В 1996 году зал обрел новый фасад, великолепный интерьер, современное техническое оснащение. 

Плафон зала был расписан по мотивам традиционного татарского орнамента, в качестве сквозного элемента дизайна использована деталь Черной палаты из древнего города Булгар. В фойе скульптурные портреты выдающихся музыкантов. Среди них НАШИ - Назиб Жиганов и Натан Рахлин.

Бюст Салиха Сайдашева - в главном фойе вместе с памятной табличкой. 

В 2000 году, 9 июня, указом Президента Владимира Путина авторов проекта внутреннего оформления здания удостоили Государственной премии Российской Федерации за 1999 год. В списке награжденных были Виталий Логинов, Евгений Прокофьев, архитекторы, Виктор Абрамов, архитектор-конструктор, а также Рубин Абдуллин, ректор Казанской государственной консерватории, названный в указе технологом. Безусловно, при выборе органа прежде всего руководствовались советами известного музыканта-органиста. 15 декабря 2000 года указом Президента РТ М. Шаймиева залу было присвоено имя композитора Салиха Сайдашева.

«ГБКЗ – пример органичной дизайнерской композиции, учитывающей и национальные культурные традиции, и стандарты современной европейской эстетики, и практические задачи концертного комплекса», – писал В. Яковлев.

Зал на все случаи жизни

Концертный комплекс составляют: большой зал на 700 мест с 4 ложами, камерный зал на 70 мест, репетиционный зал, хоровое и оркестровое помещения для репетиций.

За годы своего существования ГБКЗ не раз становился центром общественно-политической жизни Татарстана: здесь проходят инаугурации президента Республики Татарстан, общественные форумы, некоторые заседания республиканского парламента, фестивали, конкурсы и другие массовые мероприятия.

На трибуне Президент РТ Минтимер Шаймиев. Фото Наиля Курамшина

Вступление в должность Президента Рустама Минниханова 28 сентября 2015 года

Одно время лучшую красавицу Татарстана тоже выбирали здесь, что, помнится, вызывало резкое неприятие музыкантов и меломанов.

Сегодня ГБКЗ имени С. Сайдашева является не только главной концертной сценой столицы Татарстана, но и одним из ведущих центров музыкальной жизни Казани, в котором соединяются три основных направления концертной деятельности.

Во-первых, это концертные сезоны собственных коллективов. В структуру учреждения входят Государственный струнный квартет (художественный руководитель – заслуженный артист России Шамиль Монасыпов) и Государственный камерный хор (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Миляуша Таминдарова).

Репетиция Камерного хора

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан с приходом художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского стал самостоятельным коллективом и использует зал на правах аренды.

Во-вторых, зал работает с приглашенными артистами и коллективами. Среди выступивших на сцене зала в последние годы – В. Гергиев и оркестр Мариинского театра, В. Спиваков и «Виртуозы Москвы», М. Горенштейн и Государственный академический симфонический оркестр имени Светланова.

В рамках многолетнего проекта «Organo pleno» (проводимого совместно с Казанской государственной консерваторией) проходят концерты ведущих органистов Европы. В Казани играли Людгер Ломанн, Арвид Гаст, Лео Кремер (Германия), Марио Дуэлла (Италия), Атис Степиньш (Латвия) и др. Регулярно выступают казанские органисты: народный артист РФ Рубин Абдуллин, заслуженная артистка РТ Лада Лабзина и другие.

В-третьих, ГБКЗ выступает концертной базой для молодых музыкантов – определенное количество дней концертного сезона сцена находится в распоряжении Казанской консерватории. Кроме того в репетитории зала занимаются студенческие творческие коллективы. Проводимые консерваторией концерты объединяют молодых музыкантов и признанных мастеров.

Как сообщается на сайте БКЗ, соединение трех направлений делает зал имени С.Сайдашева уникальным примером концертной организации.

 

PS. Не нашла в своем архиве снимок «стекляшки» и попросили поискать у коллег по группе Kazan.nostalgique в Фейсбуке. Поступило много снимков. Более всего от Алексея Егорова, что естественно. Внуку Назиба Жиганова, ректора консерватории, это место хорошо знакомо. Решила всё поставить в свой материал.  В текстовках – фамилия того, кто разместил фото.

Sergei Rychkov

Все прекрасно. Но, не говорят же о теневой стороне строительства. Целая история была. Когда строили здание и кое что сперли, то, пришлось орган этот, сделанный за границей, не помню, в Германии вроде, подрезать на 11-15 см. Точно не помню. Но могу узнать точно. И что это значит? Поставить плюс начальнику? Это генетическое воровство похоже, так мне кажется. ну раз в любом деле идет нечистоплотность. Тут в консерватории не исправишь. Это качество души, или душонки, хоть что-то, но спереть.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить