Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Востоковед Николай Федорович Катанов

Захоронение знаменитого казанского востоковеда Николая Федоровича Катанова на Арском кладбище найти довольно трудно, хотя оно находится прямо напротив церкви. Могила как будто спрятана за глухим забором.

Николай Федорович Катанов, тюрколог, этнограф, доктор сравнительного языкознания, действительный член Русского географического общества, член Русского археологического общества, безвременно скончался 9 марта 1922 года в возрасте 59 лет. Был погребен на территории казанского кремля, на кладбище Спасо-Преображенского монастыря.

Это было одно из последних захоронений на этом погосте. В конце 20-х годов кладбище уничтожили.

В советское время монастырский некрополь и его храмы были практически полностью разрушены, за исключением фундаментов некоторых строений и здания братского корпуса. Под слоем щебня чудом сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его знаменитая «Пещерка», где были захоронены несколько именитых священослужителей.

Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема. Сейчас они покоятся в Петропавловском соборе: мощи преподобных Ионы и Нектария – в верхнем храме (на солее с северной стороны), в нижнем храме – мощи св. Ефрема, а в алтаре – св. Епифания, архиепископа Иерусалимского. Мощи самого основателя знаменитого казанского монастыря – святителя Варсонофия – после революционного лихолетья оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя.

По данным известного историка православия в Казанском крае А. Елдашева, на монастырском погосте с 1863 по 1922 выявлено 84 захоронения. Точнее говорить о наличии документального подтверждения о том, кто конкретно тут упокоился. Анатолий Михайлович изучал архивные материалы, некрологи казанских газет. Так что сведения о том, что Николая Федоровича схоронили именно здесь, сомнения не вызывают.

Но что стало с его прахом, когда через несколько лет кладбище в кремле уничтожили?  На этот счет существовали две точки зрения. Как писал в своей книге «Утраченные монастырские некрополи Казани. XVI – начало XX вв.»  Анатолий Елдашев, захоронение осталось на месте. В 1972 году, в связи со 110-летием со дня рождения ученого на Арском кладбище, напротив церкви, появился кетонаф Николая Федоровича Катанова. Так называется памятник без захоронения. Средства на скромный памятник были выделены Министерством культуры Татарской АССР.

Эта книга вышла в 2008 году. Но в 2016 году у Анатолия Михайловича появились основания поддержать толчку зрения оппонентов, которые считали, что в первые годы после революции на Арском погосте появилось катановское захоронение. Конечно, оно тоже в каком-то смысле символическое, но все же...

Есть свидетельства, что перед тем, как уничтожить кладбище, родственникам упокоившихся было предложено сделать перезахоронение усопших, и жена Катанова это предложение приняла. Скорее всего такое решение принималось не только семьей. Николай Федорович был слишком заметной фигурой в истории нашего края, чтобы просто  закатать его прах в асфальт, что было сделано, например, с захоронениями священнослужителей.  

У Анатолия Михайловича есть еще одно суждение, подтверждающее, что у церкви не кенотаф, а захоронение. Могила, хотя и находится возле церкви, напротив входа в нее, однако спрятана за забором и настолько неприметна, что найти ее можно только тогда, когда точно знаешь, что она именно тут. Возможно, такое место было выбрано намеренно. Вспомним, какие это были годы. Для кого-то Николай Федорович был выдающимся ученым, а для кого-то – профессором духовной академии, а значит, его захоронение могло разделить судьбу других могил, разрушенных в эти годы. Новая власть не хотела иметь ничего общего с духовенством, дворянами, купцами…

Николай Федорович оставил огромное научно-творческое наследие, содержащее обширные научные сведения об этнографии, культуре, языках коренных народов Сибири: современных хакасов, тувинцев, алтайцев, карагасов, а также казахов, киргизов, тюркоязычных сартов Востока, Северного Китая и Монголии. Писал и о татарском народе. Но после него осталось и другое наследие, так сказать, материальное.

Он был страстным коллекционером, и его коллекции в конце концов стали служить всем. Так, коллекцию татарских литографированных картин – шамаилей Катанов собирал для городского музея в течение ряда лет. Сейчас они составляют гордость Национального музея РТ. Городскому музею он передал и большинство собранных им предметов старины, среди которых много материалов по истории и этнографии татарского народа, народов Сибири, Среднего и Ближнего Востока.

Музей духовной академии благодаря Катанову обогатился предметами буддийского культа, а также этнографии удмуртов, а музей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете – предметами из Болгар, купленными им во время поездки в Спасский уезд Казанской губернии.

«Часто приобретённое на свой счёт он передавал в музеи бесплатно», – писал о коллекционерской деятельности Катанова профессор И.М.Покровский.

Казань Катанова не забыла. Его именем был назван Школьный переулок (бывший Гимназический), где профессор жил. К сожалению, его дом под номером 13 не сохранился – сгорел, как у нас часто бывает со старыми деревянными домами. На доме была мемориальная доска, на которой на русском и татарском языках было написано: «В этом доме с 1905 по 1922 годы жил выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов».

Кстати, в мае нынешнего года можно было бы отметить  155-летие Николая Федоровича Катанова: он родился 6 (19, в некоторых источникам - 18) мая 1862 года. Однако эта юбилейная дата прошла в Казани незамеченной. Во всяком случае, в СМИ ничего не сообщалось и редакцию никуда не приглашали. Последний раз Катанова вспоминали у нас в 2012 году, по случаю 150-летия.

А вот в Хакасии и о 155-летии своего выдающегося земляка не забыли. Юбилейные мероприятия прошли в Абаканском университете, который носит его имя, в музее Катанова в Аскизском районе, почти во всех библиотеках Хакасии. 18 мая в Национальной библиотеке имени  Н.Г. Доможакова состоялось торжественное заседание историко-краеведческого клуба «Моя родословная», посвящённое юбилею.

В ходе заседания был показан любительский фильм «Родословное древо Николая Фёдоровича Катанова», снятый потомками рода Катановых. О Николае Федоровиче говорили Елизавета Николаевна Катанова, дочь приёмного сына ученого – Николая Гавриловича Катанова, и Екатерина Ананьевна Катанова, дочь проводника ученого в экспедициях – Анания Андреевича Катанова.

Читайте в «Казанских историях» – «Звезда мировой величины» Николай Катанов

О Николае Федоровиче Катанове

1 февраля 2017 г. Нынче отметят и юбилей со дня рождения известного учёного-тюрколога Николая Фёдоровича Катанова, и юбилей с момента выхода документального фильма о первом профессоре из Хакасии. Разница между этими событиями в полтора века. Режиссёр и оператор Юрий Курочка и исполнитель главной роли Геннадий Чаптыков делятся воспоминаниями о работе на съёмочной площадке.

Зима 2011-го. Журналист Марина Канадакова пишет сценарий о Катанове. Архивы, документы, беседы с филологами, катановедами... А ещё переговоры с коллегами из других городов, ведь съёмки проходили не только в Хакасии, но и в Туве, а также в Красноярске, Казани, Саратове. И везде нашу киногруппу принимали радушно.
— Мы в этом деле не первопроходцы, — рассказывает Юрий Курочка. — Познакомившись с циклом кинокартин, снятых режиссёром Казанской студии документальных фильмов Георгием Коковым по сценарию его супруги Ирины, решили сделать акцент не на науку, а на внутренние переживания Николая Катанова, на его мысли, стремления. Разбавили сухие факты биографии реконструкцией событий конца XIX — начала XX века.

Критики не приветствуют, когда в документальные фильмы вкрапляют сцены с участием актёров, однако мы работаем не для экспертов, а для зрителей. И чтобы сделать фильм интересным, мы пригласили актёров, которые похожи на прототипы. Кастинг не устраивали. Однако долго искали того, кто станет Катановым. Однажды идём по Абакану, а навстречу нам актёр национального драмтеатра Геннадий Чаптыков. Нас осенило: до чего похож на учёного.

Лето 2011-го. Начало съёмок фильма «Судьба инородца».

— Я искренне благодарен Марине Канадаковой и Юрию Курочке за предложение, — говорит заслуженный артист Хакасии и России Геннадий Чаптыков, который убеждён, что ничто в жизни не случайно. — Моя бабушка Начка Катанова — дальняя родственница Николая Фёдоровича. В её доме на стене висел портрет учёного. Бабушка говорила, что он самый умный в роду. В детстве смотрел на картину и почитал Катанова за генерала, уж больно парадный был на нём китель, ордена, медали. Сейчас этот портрет хранится в Минусинском краеведческом музее имени Н.М. Мартьянова.

Несмотря на плотный график, переезды от одной точки съёмки к другой (сцены с участием актёра снимали и в аале Усть-Сос, и в музее села Аскиз, и в музее под открытым небом «Улуг Хуртуях тас»), Геннадий находил время глубоко работать над ролью и стремился передать характер учёного, его душевные муки из-за постоянной нужды и отсутствия признания.

— Катанов знал 114 языков, месяцами находился в экспедициях, писал научные труды, но опубликовать их было крайне трудно, — сетует Чаптыков. — У нас всегда встречают по одёжке. А тут — другая национальность, стереотип о необразованном, низшем классе. Не вошла в фильм история, случившаяся на пароходе, когда знатный купец дал монету Катанову и попросил занести чемоданы в каюту, а когда вечером увидел на палубе учёного при параде, начал извиняться и просить деньги обратно, на что Катанов ответил: «Нет, я их заработал». Зато в фильме есть сцена на почтамте. Талантливо сыграл недоверчивого почтальона, презирающего инородцев, Александр Сенцов (сейчас его уже нет в живых). Каково было удивление персонажа, когда Катанов заполнил все адреса на посылках, подписавшись профессором. Сильно поддерживала учёного его супруга. В фильме её сыграла Ольга Изотова. Она добавила картине драматизма.

В роли молодого Катанова выступил Аяс Доможаков. Будучи студентом, он посетил библиотеку в Стамбуле, где хранятся труды хакасского тюрколога. В «Судьбе инородца» мелькают кадры турецкого книгохранилища, снятые Аясом на фотокамеру. К сожалению, поездка съёмочной группы в Стамбул сорвалась.

Зима 2012-го. 150-летний юбилей со дня рождения Николая Катанова. Республиканский драматический театр. Трансляция фильма, снятого на средства гранта правительства Хакасии.

— Волнительный момент, — улыбается Юрий Курочка. — Тогда вышли накладки со звуком. А если не брать во внимание технические неудачи, показ полнометражного кино прошёл успешно.

Геннадий Чаптыков уверен, что кинокартину благословили духи хакасской земли. После премьеры актёру звонили друзья из других регионов России. Один из товарищей признавался — плакал. Настолько задевает за живое судьба инородца.

Анастасия ПАЧИНА

 Сайт «Хакасия»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить