Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Николай Якушенко: в искусстве нельзя «работать», искусству надо служить
- 18 февраля 2018 года
Актера Качаловского театра Николая Ивановича Якушенко похоронили на Арском кладбище, на центральной аллее, с левой стороны. Поставили на могиле очень скромный памятник - светлую гранитную стелу с оливковой ветвью внизу, на которой написано:
Народный артист СССР
ЯКУШЕНКО
Николай Иванович
1897-1971
Николай Якушенко рано остался без отца. В период учебы в 1-й Калужской гимназии репетиторствовал, пел в церковном хоре, переписывал роли для артистов а также участвовал в спектаклях Калужского городского театры. После завершения поступил на экономический факультет Коммерческого института. Одновременно учился в театральной студии при театре Н.Н.Соловцова в Киеве.
Якушенко Николай Иванович (12.12.1897, Калуга – 7(8?).02.1971, Казань), драматический актер, педагог, народный артист ТАССР (1939), заслуженный артист РСФСР (1940), народный артист РСФСР (1950), народный артист СССР (1955).
Профессиональную артистическую деятельность начал в 1918 году во 2-м драматическом театре Киева. Затем несколько сезонов работал в городском театре Калуги, в полупрофессиональном коллективе – «Театре революционной сатиры» («Теревсат»), состоявшем из любителей-рабочих городских предприятий и нескольких профессиональных актёров. Какое-то время был вне сцены – работал в клубе, заведовал библиотекой, руководил «Синей блузой», кружком безбожников. В 1928 году снова был приглашен в театр.
Потом были Тула, Омск, Новосибирск, Брянск, Архангельск, Ярославль. Один сезон, в 1934-1935 годах, работал в театре имени Московского губернского совета профсоюзов (МОГСПС), ныне Московский театр имени Моссовета. В Москве не задержался, потому что не получал хороших ролей, зато, благодаря брату, работавшему в оперном театре, имел возможность побывать на репетициях самого Станиславского и даже однажды побеседовать с ним. Как писал Якушенко, посещая занятия Станиславского, он получил уроки, которые стали основой всей его актерской жизни.
Большое значение для творческого становления актера имела работа с режиссерами И. А.Ростовцевым (играл в нескольких его спектаклях) и А.Д. Диким (в 1943 году работал в Казанском Большом театре над постановкой спектакля «Горячее сердце» по пьесе А.Островского).
В 1935 году известный режиссер И.А.Ростовцев в очередной раз приехал в Казань и вновь обратился к любимой пьесе – «Мещанам» М.Горького, которую он ставил бесчисленное количество раз. Он вспомнил, что лучшим исполнителем Бессеменова у него был Якушенко. Так Николай Иванович оказался в Казани. По окончании сезона Ростовцев уехал из Казани, а Якушенко остался.
Его роли на казанской сцене: Чичиков – «Мёртвые души» Гоголя; Хлестаков – «Ревизор» Гоголя, Аким – «Власть тьмы» Л. Толстого, Сиплый – «Оптимистическая трагедия» Вишневского; Фаюнин – «Нашествие» Леонова; Тартюф – «Тартюф» Мольера; Щукарь – «Поднятая целина» Шолохова; Кабир Галимуллин – «Мулланур Вахитов» Исанбета; Сиразетдин «Банкрот» Камала и много других.
Вершинной ролью Николая Ивановича стал горьковский Старик. Исполнение им этой роли стало событием всесоюзного масштаба. Даже окончательный вариант пьесы в Собрании сочинений М. Горького был сделан по тексту роли, сыгранной Якушенко. Актер называл Горького своим любимым драматургом. Ему была близка тема «униженных и оскорбленных», нашедшая свое выражение в трогательно-простых, бесхитростных, но исполненных человеческого достоинства образах.
Владел искусством перевоплощения, тонко чувствуя различные драматические жанры – романтическую трагедию, психологическую драму, сатирическую комедию, лирический водевиль. Значительное место в творчестве занимали сатирические образы, отличавшиеся точностью социальной характеристики, остротой сценического рисунка, мастерством речевой характеристики. Говоря о своем актерском труде, не любил говорить слово «работаю». Считал, что в искусстве нельзя «работать», это не фабрика, не завод, искусству надо служить, как служат Отечеству – верой и правдой.
Николай Якушенко в роли царя Федора. "Царь Федор Иоаннович" по пьесе А.Н.Толстого. 1955
Во время войны участвовал во фронтовых концертах. Выступал на эстраде как чтец. С 1954 года преподавал в Казанской консерватории культуру речи и сценическое мастерство в оперном классе.
Н. Якушенко часто называли актером без определенного амплуа. Среди персонажей, созданных им, соседствуют представители разных сословий, люди разных характеров, возрастов, склада ума.
Николай Якушенко в роли Хлестакова
Выступая на юбилейном вечере, Николай Иванович, вспоминая Горького, который говорил о том, что физически он родился в Нижнем Новгороде, а духовно – в Казани, сказал, что с ним случилось то же самое: физически он родился в Калуге, но творчески в Казани.
Николай Иванович был депутатом Верховного Совета ТАССР четырех созывов: 2, 3, 4 и 6. Награжден орденом Ленина и двумя орденами «Знак Почета». В Казани, на доме, где жил Н.И.Якушенко, установлена мемориальная доска.
Уже давно пора появиться в Казани улице Николая Якушенко.
***
Актер захоронен вместе с дочерью – актрисой Качаловского театра Викторией Николаевной Якушенко, заслуженной артисткой ТАССР (1924-1997), в одной ограде с актрисой Л. Миловой
Источники:
Актёр и гражданин. Статьи, воспоминания, письма. Состав. Ю. Благов, В. Гудкова. Казань, 1979.
Евгения Лисецкая. Народные артисты. Очерки. Казань, Таткнигоиздат, 1980.
Юрий Благов. Качалов и качаловцы. Казань, 2008.