Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1961 – Генеральная репетиция полета Гагарина в космос: на беспилотном космическом корабле «Восток» благополучно сделали виток и приземлились в трех километрах от села Большой Токмак (Заинский район РТ) собака Чернушка и космонавт-манекен
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Гала-концерт как завершающий аккорд Шаляпинского фестиваля
- 02 марта 2025 года
По традиции 43-й Шаляпинский фестиваль завершился большой концертной программой, которая была показана два раза — 1 и 2 марта.
Традиция гала-концертов зародилась еще на первом фестивале в 1982 году и с тех пор, за исключением отдельных лет, поддерживается. Гала-концерты бывали разными. Так, в 2023 году, в честь 150-летия со дня рождения Ф.И. Шаляпина, в финале был впечатляющий парад-алле басов. На следующий год казанцы получили возможность услышать солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Как правило, на гала-концерты приглашаются не только участники фестиваля, но и другие исполнители, чьи имена на слуху, что способствует его престижности в музыкальной среде и, что немаловажно, добавляет зрительского интереса к нему.
Длительную череду мероприятий, которые театр посвятил 150-летнему юбилею казанской оперы, завершала программа, в которой звучала самая разная музыка. Фрагменты из опер ее режиссер-постановщик Светлана Бессонова сосредоточила в основном в первом, академическом, отделении концерта. Причем предпочтение было отдано операм, которые не входят в репертуар театра имени Джалиля, но популярны среди знатоков классического искусства.
Открылся гала-концерт композицией, в которую вошли музыкальные темы увертюры Мусоргского к опере «Хованщина» и песня «Эх, дубинушка, ухнем», которую исполнил в сопровождении мужского хора Михаил Колелишвили из Мариинского театра. Ведущий концерта Владимир Челядинов напомнил, что Федор Шаляпин любил народные песни и с удовольствием их пел.
На фестивале в честь великого певца на его малой родине всегда особое место занимает шаляпинский репертуар. И потому в завершение традиционного музыкального праздника в феврале 2025 года зрителям предложили не только фрагменты из «шаляпинских» опер, но и «Эллегию» Масне, которую Михаил Колелишвили исполнил в сопровождении фортепиано (Алсу Балышникова) и виолончели (Андрей Каминский).
Инструментальная музыка в гала-концертах Шаляпинского фестиваля звучит довольно часто. Как правило, приглашаются известные музыканты, встреча с которыми интересна меломанам в любом случае. На этот раз в первом отделении вниманию зрителей была предложена первая часть Концерта для фортепиано с оркестром татарского композитора Рустема Яхина в исполнении пианиста Зульфата Фахразиева.
Во втором отделении неожиданным подарком любителям джаза стало выступление известной греческой пианистки Теодосия Нтоку, специально приехавшей на фестиваль для этого выступления. Она виртуозно исполнила джазовую сюиту А. Цфасмана «Быстрое движение».
Второе отделение режиссер концерта неожиданно отдала музыкальным жанрам, которых в афише Шаляпинского фестиваля никогда не было. Прозвучали арии и дуэты из популярных оперетт: «Летучая мышь», «Сильва», «Фиалки Монмартра». И не было заметно, чтобы зрительный зал это разочаровало.
Оксана Крупнова из Санкт-Петербурга и артисты балета театра имени Джалиля
Большинство солистов, которых зрители увидели и услышали в гала-концерте, были заняты в фестивальных спектаклях. Так, солистки театра имени Джалиля Гульнора Гатина и Светлана Касьян выходили на сцену трижды: у первой были главные роли в операх «Мадам Баттерфляй» Пуччини и «Сююмбике» Ахияровой, а также партия Антониды в опере «Жизнь за царя» Глинки, у второй — главные партии в операх Пуччини «Тоска» и «Манон Леско» (меломанам было предложено ее концертное исполнение). Четвертого февраля, когда исполнялся «Реквием» Верди, партнерами Светланы Касьян были Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Михаил Казаков. Двое из них участвовали и в гала-концерте.
Неожиданный выход Светланы Касьян в зрительный зал
По две оперы было на фестивале у Ахмеда Агади («Тоска» и «Манон Леско»), Михаила Колелишвили («Жизнь за царя» и «Борис Годунов»), Екатерины Сергеевой (премьерная «Кармен» и «Жизнь за царя») и Михаила Казакова («Борис Годунов» и «Трубадур»). Но в гала-концерте зрители повторения знакомых мелодий не услышали.
Михаил Казаков и хор театра - оперетта "Летучая мышь"
Михаил Казаков ожидаемо выбрал для исполнения куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Гуно и рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (в этих ролях в свое время блистал Федор Шаляпин), а во втором отделении — тост графа Орловского из оперетты «Летучая мышь» Штрауса. Гульнора Гатина с Артуром Исламовым исполнили дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты Кальмана, Екатерина Сергеева — арию принцессы де Буйон из оперы «Адриана Рекуврер» Чилеа, Алексей Татаринцев — арию де Грие из оперы «Манон» Массне и арию Тонио из оперы «Дочь полка» Доницетти. Завершал концерт финал оперы «Тарандот» Пуччини с арией Калафа в исполнении Ахмеда Агади и хора.
Артур Исламов и Гульнора Гатина
Екатерина Сергеева
Финал концерта
Судя по аплодисментам, с особым интересом зрители встретили исполнителей, которые приехали специально на заключительный концерт: Игоря Головатенко, солиста Большого театра», который сначала спел арию Макбета из одноименной оперы, а потом со Светланой Касьян дуэт из нее, Антонину Весенину из Мариинки, исполнившую две арии: Лакме из одноименной оперы Делиба и Кунигунды из мюзикла «Кандид» Бернстайна, Оксану Крупнову из Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, выбравшую для выступления в Казани арию Нинон из оперетты «Фиалка Монмартра».
Игорь Головатенко и Светлана Касьян
Антонина Веселова
Алексей Татаринцев
На гала-концертах публика обычно оказывает теплый прием всем артистам. Это и понятно — как правило, состав исполнителей часто бывает звездный. Правда, все-таки не всем кричат «Браво!».
На этот раз самые мощные овации достались не солистам, а хору и оркестру театра, когда они выступали с сольными номерами. В первом отделении прозвучал хор иудеев из оперы «Набукко» Верди, во втором — хор «O, Fortuna» из кантаты Carmina Burana Орфа. Были и другие музыкальные номера с участием артистов хора, из которых можно выделить практически как сольное выступление сцену бури из оперы Отелло» Верди.
Ахмед Агади с хором - опера "Отелло"
Овациями были встречены выступления оркестра, исполнившего во втором отделении интермеццо из сарсуэлы «Свадьба Луиса Алонсо» Хименеса и фарандолу из сюиты к драме «Арлезианка» Бизе. Оркестром дирижировали в этот вечер Марко Боэми (Италия), Эйюб Кулиев (Азербайджан) и Андрей Алиханов (Санкт-Петербург).
Оба отделения завершались большими балетными номерами: первое — сценой «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно, второе — сценой из балета «Дон Кихот» Минкуса. Балетная труппа получила хорошую возможность показать оперной публике своих солистов: Кристину Андрееву-Захарову, Олега Ивенко, Вагнера Карвальо, Алексея Помыткина, Аделию Ялалову и Антона Полодюка. Программка концерта сообщила, что во втором отделении одну из сольных партий исполнила Маргарита Шрайнер из Большого театра России.
Стоит заметить, что все исполнители выступали на фоне красочных интерьеров, созданных художником-постановщиком Гарри Гуммелем (Германия). Художник по свету - Сергей Шевченко (Москва).
На этом 43-й Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, который продолжался с 31 января по 2 марта, закончился. Но это не означает длительную разлуку с его солистами. Многих из них можно увидеть в репертуарных спектаклях оперной труппы, которые появятся в апрельской афише театра.
Фото Максима Платонова предоставлены пресс-службой театра