Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Духосошественская церковь
- 31 мая 2012 года
31 мая 2012 года с фронтона бывшего кукольного театра на улице Лукомского сняли кукольные фигуры. С переездом театра «Экият» в новое здание в очередной раз изменится история здания, в котором он обитал.
Думаем, нашим читателям будет интересно узнать историю этого храма.
Андрей Рощектаев, автор многих сочинений о православных святынях нашего края, пишет:
«Многим обязана православная Казань владельцу суконной мануфактуры Ивану Михляеву и его благочестивой супруге Евдокии. Петропавловский и Богоявленский соборы, церковь Параскевы Пятницы и ныне пока не действующая Духосошественская церковь Суконной слободы (здание кукольного театра). Все эти храмы, полностью или частично, были возведены на средства этого самого богатого семейства Казани I половины XVIII века».
Двухпрестольный каменный храм в Суконной слободе возвели на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя Суконной мануфактуры И.А. Михляева. Его приход первоначально составляли именно суконщики. Приход был одним из самых многолюдных в Казани, он объединял до четырёх тысяч верующих. Церковь, названная Духосошественской, была построена в 1731 году (по другим данным – в 1731-1735 годах). Освящена в августе 1735 г. Главный придел – сошествия Святого Духа на апостолов, левый – во имя священномученика Харлампия.
В 1832-1833 годах храм был перестроен и расширен, в Харлампиевском приделе пробиты новые окна и сделаны росписи. В 1897 году здание было реконструировано и удлинено, Харлампиевский придел из трапезной перенесен в специально построенный объем. Эти работы производили архиерейские служители Сверлов и Кирсанов.
В начале 1900-х годов с западной стороны была пристроена каменная церковь. В 1897 году был реконструирован главный храм, снесены почти все колонны и перегородки.
Hаботы почти не изменили внешний облик храма. В 1900 году был реконструирован придел.
Такой была Духосошественская церковь в Казани
Крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главой.
Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном, людьми бедными, обе реконструкции проводились на средства самой церкви.
История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре. В отличие от большинства храмов города Духосошественекая церковь ни разу не горела. Во время занятия города войсками Е.И. Пугачёва местные жители спасли Духосошественскую церковь от разграбления. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время.
В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви искажен позднейшими пристройками. После закрытия в конце 1930-х годов храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году, театр десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания.
Кукольный театр строили очень долго, и Духосошественская церковь все это время оставалась в том виде, в каком ее приспособили для культурного учреждения. Верующих раздражал не сам факт присутствия детского театра в храме, а четыре кукольных персонажа на фронтоне здания.
Будем надеяться, что храм восстановят в том виде, в каком он запечатлен на старых фотоснимках.
Отметим, что в Казани есть еще одна Духосошественская церковь, правда, ее чаще называют Дворцовой церковью. Она находится в Кремле. Церковь примыкала к губернаторскому дворцу. Сам дворцовый храм Сошествия Св. Духа занимал лишь второй этаж. Там же находился и крошечный придел св. мученицы царицы Александры (жены императора Диоклетиана). На первом этаже размещался еще один придел – св. Николая Чудотворца. Находившаяся там красивая икона св. Николая была пожертвована в середине XIX века Анной Давыдовной Боратынской.