Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Улица Баумана: новый статус
- Геннадий Наумов «Вечерняя Казань», 25.07.1987
- 21 марта 2021 года
В «Вечерней Казани была рубрика «Город наш, мы в нем – хозяева». Она помогала редакции привлекать своих читателей к решению городских проблем. Примером дискуссии на важную тему был банк идей «Пешеходная зона» в июле 1987 года.
В конце 1986 года улица Баумана была объявлена пешеходной. В редакцию «Вёчерки» потоком хлынули письма возмущенных пассажиров.
Редакция утверждает банк идей «Пешеходная зона»
ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ
Этого события казанцы ждали давно, однако не всем эта новость понравилась. В редакцию «Вёчерки» потоком хлынули письма возмущенных пассажиров. «О нас не подумали», «Создали много транспортных неудобств» – в основном к этим сетованиям сводится содержание десятков и десятков заявлений и жалоб «первой волны». «В связи с изменением схемы 1-го троллейбусного маршрута мы добираемся до площади Куйбышева на 15 минут дольше», – пишут Н. Дикмухаметова, Е. Петрухин, А. Р. Галеева и другие. Их поддерживают пассажиры 26 и 46-го автобусных маршрутов (таких откликов особенно много).
Часть писем содержит более частные замечания и вопросы, возникающие в связи с изменением статуса улицы. Е. Терещенко спрашивает, смогут ли теперь жители пешеходной улицы пользоваться услугами такси, особенно грузового. Ведь время от времени возникает необходимость доставить из магазина громоздкую покупку. «Непонятно, как в дальнейшем будет решаться проблема подъезда к банку, – делится своими сомнениями В. Высошин. – Пока для этого учреждения сделано исключение». Автолюбитель А. Ахмадуллин ставит вопрос о стоянке для личных «Жигулей» и «Москвичей». «Будет смешно, если для посещения пешеходной зоны мне придется оставлять машину за несколько кварталов», – замечает он.
Читатель Р. Галеев постарался собрать воедино все доводы «против». Письмо его, несмотря на негативную позицию, безусловно, заслуживает внимания, ибо содержит серьезный анализ транспортной обстановки в центре города. Итак,
МОНОЛОГ ПРОТИВНИКА
«Улица Баумана представляет собой кратчайшую дорогу между диаметрально расположенными районами. С развитием Московского, Ленинского и Кировского районов значение ее как транспортной магистрали возросло. Именно это обстоятельство обусловило появление здесь ряда магазинов, кинотеатров и других общественных заведений. Объявив пешеходную зону, городские власти, что вполне понятно, стремились снизить транспортную нагрузку с центральной улицы. С другой стороны, без сомнения, сыграл свою роль пример Арбата в Москве.
Однако в Москве, прежде чем перекрыть движение, всесторонне взвесили все «за» и «против». Старый Арбат идет параллельно основной транспортной магистрали – Калининскому проспекту, поэтому «кирпич» на въезде не повлек за собой серьезных нарушений в движении транспорта, особенно общественного. У нас же таких нарушений не могло не произойти, ибо улица Баумана, в отличие от Арбата, является центральной транспортной артерией.
Теперь взглянем на ситуацию с точки зрения пассажира. Ленинский, Кировский и Московский районы стали «отдаленнее» в среднем на два километра. Вырос расход горючего. Но это ничто по сравнению с потерей времени. Если раньше, чтобы добраться до площади Куйбышева, требовалось 12-15 минут, то сейчас не хватает и 25. Суммарные потери времени достигают астрономических величин! Спрашивается: а делалось ли экономическое обоснование проекта?»
НЕ ПОВТОРИТЬ ОШИБОК АРБАТА!
«Вычеркивающих много – вписывающих не хватает», – заметил как-то юморист. Проект пешеходной зоны можно без особого труда подвергнуть всесторонней критике. Транспортная ситуация в центре города, действительно, несколько осложнилась. Но отнюдь не драматически. 26-й автобусный маршрут, скажем, по времени не стал «длиннее». И уж наверняка пешеходная зона не принесет доходов. Но проект, заметим, преследует отнюдь не экономические цели. Несколько успокоившись, казанцы поняли: пешеходная зона все-таки нужна. И письма в газету в последнее время приобрели иной характер. Больше стало предложений, как сделать улицу краше, как избежать ошибок, меняя (и в то же время сохраняя) ее облик.
«Побывав в Москве, посетил я Старый Арбат. И не узнал его, – пишет архитектор А. Любимов. – Исчезли тротуары, вырос лес светильников. Посередине появились гранитные сооружения абстрактных форм. Москвичи, с которыми пришлось беседовать, пожимали плечами, досадуя, что потеряли один из любимейших уголков.
Говорят, на ошибках учатся. Это надо иметь в виду казанцам, которые решили превратить одну из центральных улиц города в пешеходную. Видимо, основное внимание будет уделено оформлению фасадов первых этажей, занятых объектами общественного назначения. Такая работа уже начата, и довольно удачно: обратите внимание на оформление галантерейного и табачного магазинов. Далее, видимо, встанет вопрос о благоустройстве «в старом стиле». Это расстановка светильников по поребрикам тротуаров, вращающихся круглых рекламных устройств на перекрестках, навеска солнцезащитных тентов над витринами. А, может быть, и интерьеры магазинов делать «по-старомодному»?
В Казани ширится сеть предприятий быстрого обслуживания. Проведен конкурс на лучший проект кафе. Возможно, будет соблазн поставить «бистро» на улице Баумана. Но ведь в старыю времена их у нас не было. Как быть?
Теперь о делах инженерных. Покрытие улицы нуждается в реставрации: дома здесь постепенно погружаются в асфальт. Входы в магазины, выход из кинотеатра «Родина» уже стали ниже его уровня. От ливневых и талых вод некуда деться. Впору брать в руки отбойные молотки и снять слой слишком толстого «пирога». В перспективе же здесь видится брусчатка.
Застройка и благоустройство заповедной зоны – дело особое. Они должны производиться всерьез, капитально.
Заслуживают внимания и предложения, которые выдвигает молодой рабочий В. Серов. Прежде всего, он отмечает, что на улице Баумана практически нет уголков отдыха, без которых пешеходная зона просто немыслима. Второе замечание касается зеленого наряда. Он начисто отсутствует, и с этим, похоже, уже смирились. Ни в коей мере не заменяют тенистых аллей нелепые кадушки с чахлой порослью.
Однако как быть? Лишнего места здесь нет. Улица Баумана – это тесный каменный мешок. Вот что предлагает читатель: «Сейчас ремонтируется магазин «Обувь», который находится в подвале дома №78. Я считаю, что восстанавливать это здание не имеет смысла. Во-первых, нет острой надобности в обувной секции – рядом немало магазинов с подобными отделами.
ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ...
Приятно пофантазировать, помечтать. Но вернемся на сегодняшнюю улицу Баумана. В отличие от зданий улица не может быть законсервирована, закрыта на реставрацию. Она мало– помалу меняет свои функции «на ходу». И, надо прямо сказать, первые шаги вызывают недоумение.
Своими впечатлениями делится постоянный читатель «ВК» Л. Сигида:
«В каждом городе есть своя главная, улица. В Одессе это Дерибасовская, в Киеве – Крещатик, в Ленинграде – Невский проспект, в Казани – улица Баумана…
Думаю, никто не будет спорить, что лицо города – его главная улица. И вот с тех пор, как на улице Баумана перестал ходить транспорт, с ней происходит что-то неладное. Она как бы осиротела, потускнела, потеряла свой привлекательный вид.
Не знаю, кто догадался соорудить на когда-то проезжей части некое подобие торговых точек. Эти товарищи явно не дали себе труда хоть сколько-нибудь подумать о том, какой внешний вид придать этим киоскам, как привязать их к архитектуре улицы. Навезли горы строительного материала, сбили, сколотили – пошла торговля, в нескольких местах посреди дороги дымят экспресс-шашлычные. И все это так кустари, грубо и неэстетично, что прохожие шарахаются от дымящихся жаровень.
Несколько слов о витринах, окнах и огнях. Казалось бы, реклама – двигатель торговли –
должна бросаться в глаза, зазывать, предлагать... Ничего этого нет. Лишь кое-где, спрятавшись за грязными окнами, стоят аляповатые манекены в накинутых на плечи кусках материи.
Главная улица города в любое время года должна быть привлекательной, нарядной. Днем сверкать чистотой, а вечером радовать прохожих разноцветными огнями рекламы».
От редакции
«Опубликуйте мои предложения. Уверен, у них найдутся сторонники». Почти каждое письмо заканчивается этими словами. Один из на авторов советует провести по проблемам пешеходной зоны своеобразный референдум. Все это, на наш взгляд, говорит о серьезных изменениях в общественном настроении. Люди поверили, что их мнением дорожат, к нему прислушиваются.
Но возникает вопрос: не поздно ли дискутировать? Ведь реальный проект пешеходной зоны, вероятно, уже «на подходе»?
Убеждены: нет, не поздно! По существу, сделан лишь первый шаг: остановлено движение. Каждую неделю в горисполкоме собирается инициативная группа. Архитекторы, работники партийных и советских органов, представители торговой сети и общественного питания настойчиво ищут образ пешеходной зоны, обсуждают каждую ее деталь. Проблем и задач возникает немало. Поэтому, как заверило редакцию руководство исполкома горсовета, инициативная группа будет рада помощи и советам горожан.
Итак, реакция газеты «Вечерняя Казань» учреждает банк идей под условным названием «Пешеходная зона». Напишите нам, какой вы видит улицу Баумана. Какая идея должна быть положен в основу ее нового статуса? Каких ошибок, на ваш взгляд, должны избежать архитекторы, реставраторы, благоустроители?
Сразу оговоримся: призы и награды «вкладчиков» банка не ждут. Главное поощрение – публикация предложений, идей. Надеемся, они поступят от тех, кто по-настоящему любит свой город, дорожит его настоящим и будущим.
Сегодня, не желая ограничивать фантазию горожан, мы не объявляем конкретной программы. Впредь редакция намерена привлечь к обсуждению специалистов, которые дадут определенное направление разговору, поставят конкретные задачи. Рассчитываем, что откликнутся и те, кто не посредственно,, по долгу службы занимается судьбой улицы Баумана.
С сегодняшнего дня двери банка идей открыты для всех. На конверте своего письма не забудьте сделать пометку «ПЕШЕХОДНАЯ ЗОНА».
«Вечерняя Казань», 25 июля, 1987 год