Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля открывает 74-й сезон
- 21 сентября 2012 года
21 сентября 2012 года в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялась пресс-конференция, посвященная открытию 74-го театрального сезона.
В ней приняли участие первый заместитель министра культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова; директор театра Рауфаль Мухаметзянов; художественный руководитель балета Владимир Яковлев; режиссер-постановщик спектакля «Турандот» Михаил Панджавидзе; представитель генерального партнера театра – первый заместитель директора ООО «Ак Барс Девелопмент» Айдар Сафин.
Одной из тем разговора стала первая премьера – опера «Турандот» откроет новый творческий сезон 23 сентября. По словам режиссера-постановщика Михаила Панджавидзе, основным отличием спектакля от классического варианта будет возвращение к первоисточнику – музыке Джакомо Пуччини.
Турандот (итал. Turandot) – опера Джакомо Пуччини в трёх действиях (пяти картинах), по одноименной пьесе К. Гоцци. Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони.
Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в Милане. Пуччини умер, не успев закончить работу над оперой, и в дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора.
Однако эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году, дирижёр В. Гергиев) и Хао Вэйя (премьера состоялась в 2008 году).
– Пуччини написал трагедию, значит, мы и ставим трагедию, – сказал Михаил Панджавидзе. – В целом спектакль очень сложный и впервые ставится в нашем театре.
Это не просто опера, это – шедевр, – отметил Рауфаль Мухаметзянов. – Нужно было собрать соответствующий состав исполнителей. Это очень трудно. Но эта опера – шедевр. Наша задача сделать так, чтобы он был доступен нашей публике, чтобы люди могли познакомиться с музыкой этого выдающегося композитора.
Спектакль создавала интернациональная команда постановщиков: музыкальный руководитель и дирижер Ренат Салаватов (Казань), режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе (Москва), художник по костюмам Юлия Ващенко (Минск), хормейстер Любовь Дразнина (Казань), ассистент дирижера Айрат Ишмуратов (Монреаль, Канада). Главные партии исполнят солисты ведущих театров России, Украины, Казахстана и Германии.
Как сообщила пресс-служба театра, 11 сентября в Казань прибыли 3 еврофуры с роскошными декорациями, выполненными по проекту художника Игоря Гриневича в Москве. Специалисты театра уже приступили к монтажу декораций: на сцене театра должен вырасти огромный дворец в китайском стиле. Причем, не рисованный: расписных кулис-задников и изображений фигурных крыш проект не предусматривает.
– Особенность творческого метода замечательного художника Игоря Гриневича, недавно ушедшего от нас, – это использование объемных трехмерных конструкций, «жестких декораций», как говорят в театре, – рассказал на сайте театра заместитель директора Юрий Ларионов. – В спектакле «Турандот» будет воссоздан настоящий императорский замок высотой в 10 метров, с гигантской лестницей, мощными башнями и причудливыми украшениями.
Сценическое оформление «Турандот» – это плод труда не только художника, но и группы инженеров-разработчиков: внутри декораций скрыты сложные механизмы, автоматика, благодаря которой на сцене будут бить фонтаны с настоящей водой и даже низвергаться «живые» каскадные водопады. Кстати, журналисты перед пресс-конференцией имели возможность побывать на генеральной репетиции спектакля и могли видеть и декорации, и костюмы.
Как сообщили мастера компании «Сценический портал» (Москва), на изготовление декораций ушло более месяца. Стоимость уникальной «одежды для сцены» составила около 5,5 млн. рублей.
Что же касается костюмов для героев оперы, то они нисколько не уступают декорациям. Специально для постановки около 50 костюмов из натуральной кожи и дорогого китайского шелка тоже были сшиты в Москве. Еще свыше 200 нарядов подготовили мастерицы пошивочного цеха Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля.
Кроме «Турандот», в начале сезона театр будет радовать казанских зрителей спектаклями «Травиата» и «Кармен» с участием солистов театров России, Украины, Белоруссии, Казахстана и дальнего зарубежья. В октябре оперная труппа выедет с гастролями в Европу, где покажет "Турандот" и "Травиату".
В феврале традиционно состоится международный оперный фестиваль имени Ф.И. Шаляпина. Он откроется премьерой – новой постановкой оперы «Аида». Это одна из самых популярных опер мирового классического репертуара. На сцене Татарского театра оперы и балета она была поставлена в 2000 году режиссером Мариинского театра Алексеем Степанюком. Декорации к опере были созданы по эскизам известного театрального художника Евгения Чемодурова.
– Мы продолжаем нашу традиционную позицию в отношении выбора репертуара. Мировые шедевры всегда должны были представлены в нашем театре. Но дело в том, что спектакль живет примерно 5-6 лет, потом начинается амортизация. Наш спектакль «Аида» был решен в хороших традициях, но время меняется, приходят новые певцы, хочется по-новому посмотреть на эту оперу, – сказал директор театра.
Как было заявлено, режиссером новой постановки станет Михаил Панджавидзе, музыкальным руководителем – Марко Боэми.
Традиционно в Шаляпинском фестивале примут участие звезды мировой оперной сцены. Планируется, что для участия в оперном форуме в Казань в полном составе, как и в прошлом году, приедет Мариинский театр. Что они привезут, пока не известно.
Балетный сезон в театре начнется 3 октября спектаклем «Спартак». С 13 ноября по 3 февраля будет проходить балетное турне труппы по театрам Норвегии, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии и Нидерландов.
Один из самых зрелищных спектаклей Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля – «Спартак», поставленный известным хореографом Георгием Ковтуном, будет показан в апреле следующего года на больших сценах в Голландии. Это сценическая фантазия в двух действиях по мотивам античных мифов и хроник Древнего Рима на музыку Арама Хачатуряна.
«Спартак» – это один из самых масштабных спектаклей Татарского театра: более 500 разнообразных костюмов, 3D-проекция, дымовые спецэффекты и даже танцующий хор. Это первый опыт показа за рубежом цельного спектакля. Обычно вывозится гастрольный вариант. Подготовка к гастролям уже началась.
«Спартак» будет показан в рамках юбилея дипломатических отношений между Россией и Голландией. Не исключено, что его увидит королева Голландии. Всего будет показано 16 спектаклей, сообщил директор театра.
Необычным обещает быть и Международный фестиваль классического балета имени Р. Нуриева, который на этот раз приурочен к 75-летию со дня рождения выдающегося танцовщика с мировым именем. Его называли танцующим татарином.
– Этот человек очень дорог для нас, и мы посмотрим, как можно наилучшим способом отметить эту дату», – заметил директор театра.
Во время пресс-конференции не исключили, что когда-нибудь в Казани может появиться памятник Рудольфу Нуриеву. Как сообщила Ирада Аюпова, уже есть предложения от скульпторов.
Театр два года работает над балетом «Золотая орда» Резеды Ахияровой на либретто татарского поэта Рената Хариса. Премьера намечена на осень 2013 года. Между ними театр покажет еще одну новую постановку.
Директор театра не захотел раньше времени сообщать, что это будет: окончательный выбор еще не сделан. Есть интересные предложения. Каким будет новый спектакль, современным или классическим, скоро узнаем. Однако Рауфаль Мухаметзянов подчеркнул, что театр имени Мусы Джалиля традиционно отдает предпочтение классическому репертуару.
Чтобы казанские театралы могли познакомиться и с современным балетом, в новом сезоне в Казань приглашена труппа Театра Бориса Эйфмана.
Директор театра сообщил важную новость о том, что конкурсная комиссия всероссийской премии «Золотая маска» заинтересовалась оперой Назиба Жиганова «Джалиль», поставленной в 73-м театральном сезоне Михаилом Панджавидзе. Однако есть трудности, связанные с показом спектакля в Москве. Казанцев не совсем устраивает время показа членам жюри, к тому же опера может быть представлена только на сцене одного московского театра – имени Станиславского и Немировича-Данченко, что еще больше ограничивает временные рамки.
На пресс-конференции рассказали и о театральной программе Универсиады-2013. В нее будут включены лучшие спектакли театра – балеты и оперы русских, татарских и зарубежных авторов. Гости международных соревнований и казанские любители музыки увидят, например, обновленную версию балета «Шурале» Фарида Яруллина.
Мероприятия культурной программы смогут увидеть как участники Универсиады, так и жители Казани. Площадки будут и в театрах, и в культурных парках (мероприятия уличного формата).
– Театр оперы и балета имени Джалиля сегодня является одним из лучших в Приволжском федеральном округе, а, может быть, и в России в целом. Заполняемость театра – одна из самых высоких в России. Это говорит о его востребованности, – отметила Ирада Аюпова. Главным партнером театра в новом сезоне стало ОАО «Ак Барс Девелопмент».
– Это выгодное сотрудничество, – подчеркнул в своем выступлении Айдар Сафин. – Мы строим жилые комплексы, куда вы возвращаетесь ночевать. А как вы проводите свой день? В наших интересах, чтобы каждый из нас проводил время культурно. Театр – это лучшее место для этого.
Айдар Сафин учился за границей и видел, что спонсоры и меценаты там вкладывают деньги прежде всего в искусство. Возможно, и у нас наконец будут думать не только о спортивных командах. Директор театра подчеркнул, что в этом сезоне ожидается большое количество интересных проектов, которые стали возможны благодаря поддержке руководства республики и лично Рустама Минниханова. Театру был выделен солидный государственный грант, который стал неоценимой помощью. Ведь всё, что мы видим на сцене, – это не только большой труд, но и немалый бюджет. Достойному театру необходимы достойные затраты.
– Мы сегодня ощущаем большую поддержку Президента республики. Он откликнулся на все наши предложения, и благодаря этому театр оперы и балета является конкурентоспособным, – отметил Рауфаль Мухаметзянов.
Любовь Агеева;
Альбина Хабибуллина, студентка
Института социальных технологий КНИТУ-КАИ
Фото Анны Коломыцевой