Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Лев Гумилев – свой человек в Казани
- 21 декабря 2012 года
1 октября исполнилось сто лет со дня рождения Льва Гумилева (1912-1992). Его родителями были два больших русских поэта: Николай Гумилев и Анна Ахматова.
Праздничные юбилейные мероприятия проходили в течение последних месяцев в Москве, Санкт-Петербурге, Астане, Тюмени, Томске и других городах. С особой признательностью вспоминали русского ученого в Казани. В день его рождения были возложены цветы к его бюсту, открытому 24 августа 2005 года в начале пешеходной улицы Петербургской. Телекомпания ТНВ показала документальный фильм из цикла «Соотечественники» «Лев Гумилев. Жизнь вопреки». 1 ноября в Доме дружбы народов Татарстана прошел памятный вечер в честь 100-летия со дня рождения Льва Гумилева.
21 декабря в выставочном зале «Манеж» Казанского Кремля состоялся вечер памяти и презентация фотоальбома «Лев Гумилев. Дороги жизни». В издание, подготовленном Институтом истории Казанского федерального университета и петербургским издательством «Славия», вошли редкие фотографии и материалы, освещающие жизненный путь и научную деятельность известного историка.
Правительство республики оказывает поддержку мемориальному музею-квартире ученого в Санкт-Петербурге. Проведена реставрация надгробий Льва и Натальи Гумилевых на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Почему Казань так чтит память этого человека, ведь он никогда не был в нашем городе? Во-первых, у Льва Гумилева есть татарские корни, а в Казани это ценят. Его мама, Анна Андреевна Ахматова, своим предком по материнской линии считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии образовала свой псевдоним. Гостья из Санкт-Петербурга Альфия Рахматуллина рассказала на вечере в Доме дружбы народов, что любимую собаку Гумилев назвал Алтын. Он подписывался арабской вязью как «Арслан бэй», что в переводе означает Лев.
Лев Гумилев с родителями
Во-вторых, научное творчество Льва Гумилева связано с темами евразийства, которые вызывают большой интерес не только у казанских ученых, но и у татарских политиков. Он основоположник пассионарной теории этногенеза, которая имеет среди ученых как приверженцев, так и критиков. В Татарстане ее не критикуют. Тема докторской диссертации Гумилева, защищенной в 1962 году, – «Древние тюрки». Научные интересы ученого были связаны с Востоком. Его научные труды «От Руси до России», «Древняя Русь и Великая степь» выходили в СССР массовыми тиражами. Трудно переоценить вклад Льва Николаевича в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал.
Для татарского народа его идеи имеют непреходящее значение: он заново открыл миру Великую степь, империю Чингисхана Золотую Орду, другие древнетюркские государства, рассказал об их выдающейся роли для мировой цивилизации. Было немало выдающихся ученых, которые писали о русской и евразийской истории, но Лев Николаевич имел мужество говорить правду, порой наперекор общественному мнению, сказал в своем выступлении на международной конференции в 2004 году Минтимер Шаймиев, тогда Президент Татарстана.
Он напомнил ее участникам, а это были ученые из многих стран, гости из Казахстана во главе с Нурсултаном Назарбаевым, что Лев Гумилев отрицал миф о татаро-монгольском иге, считая, что это был союз татар и русских, которых связывали общие интересы. Из наследия Льва Гумилева можно сделать очень важный вывод: у России два истока – славяне и тюрки, православие и ислам, Киевская Русь и Золотая Орда. Только опираясь, образно выражаясь на эти две ноги, Россия может стоять прочно и формировать общегосударственные ценности, объединяющие граждан, подчеркнул Минтимер Шаймиев.
История становления российской государственности конструировалась во многом в духе борьбы с татаро-монголами, что не раз осложняло отношения между татарами и русскими. В годы перестройки появилась возможность переосмысления истории страны и ее народов. Татарские ученые активно участвовали в этом процессе, и надежной опорой им служило наследие Гумилева. Критическое отношение к татарам он называл «черной легендой». Так что совсем не зря на постаменте бюста Льва Гумилева на площади Габдуллы Тукая в Казани высечено: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы».
«Это глубоко символично, что юбилейное мероприятие проходит в Доме дружбы народов, – сказал на вечере 1 ноября заведующий кафедрой евразийских исследований Евразийского университета им. Л.Н. Гумилева Нурбек Шаяхметов. – Потому что Лев Гумилев всю жизнь в своем научном наследии пропагандировал дружбу народов. Он писал, что истинная дружба между народами возможна только при глубоком уважении к достоинству, чести, культуре, истории, языку каждого народа».
Лев Гумилев: светозарность гения
Симбиоз методов исследования, применяемых в различных науках, в трудах Льва Николаевича обрел контуры необычной, поражающей воображение, эпатирующей гипотезы. Гумилев явился создателем общей концепции этногенеза и глобальной схемы всемирной истории. В интерпретации ученого история предстает как последовательность пассионарных толчков и взрывов этногенеза, во взаимосвязи которых и кроется причина, объясняющая целостность мира.
Жемчужиной многогранного творческого наследия Гумилева является учение о пассионарности. Анализ этого феномена выводит на понимание и объяснение множества явлений, процессов, составлявших тугой узел проблем нашего времени. Пассионарность – это страсть; буйная, неодолимая тяга к первооткрытию; льющаяся через край энергетика; источник, фонтанирующий макромегаультраидеями, мыслями, способными озарять небосклон эпохи.
Сам автор теории пассионарности определяет это явление как «непреоборимое внутреннее стремление». Термин «пассионарность» происходит от латинского passio – страсть. Считается, что для Гумилева моделью пассионарного человека являлся образ испанской революционерки Долорес Ибаррури, которую называли «Пассионарией» (от испанского passionario – пламенный, страстный). В попытках найти эквивалент пассионарности используют такие понятия, как «драйв», «креативность», «инновационность». Но ни один из этих эквивалентов не может возвыситься до уровня смысловой и температурной насыщенности, которой обладает «пассионарность» – слово, ставшее крылатым, обладающее высокой степенью притягательности и уникальной аурой.
Что являет собой пассионарность? Знак богоизбранности или причуду генетики, перманентно проявляющуюся в природе человека? Врожденная черта характера или результат неуклонного труда над самим человеческим материалом? Каковы условия, среда и ситуация, рождающие пассионарность как индивидуальное качество, пассионарность группы людей, пассионарность народа? Имеют ли указанные условия и ситуация отношение к феномену революций, катастроф, кризисов, эпохальных исторических разломов? В какое время всемирной истории наблюдалось преобладание пассионариев? Почему их не сыскать в эпоху расцвета глобализации? А может быть, мы их просто не замечаем вокруг себя, или они не востребованы властью, системой как носители «вирусов» неординарности, уникальности. Пассионарии – люди, не подвластные ни технологиям топ-менеджеров, ни контролю антикризисных управляющих. Потому они и не рождаются в бизнес-инкубаторах и сколковских лабораториях.
Но тогда где и когда они рождаются? Может быть, их время прошло, а великие эпохальные прорывы, «мотором» которых были пассионарии, остались лишь в памяти? За ответом обратимся к автору, к его мысли о всеобщности пассионарного дара. «Собственно говоря, – пишет Л.Н.Гумилев, – пассионарность имеют почти все люди, но в чрезвычайно разных дозах. Она проявляется в различных качествах: властолюбии, гордости, тщеславии, алчности, зависти и т.д., которые с равной легкостью порождают подвиги и преступления, созидание и разрушение, благо и зло, но не оставляют место равнодушию. Общим моментом является именно тот, который важен для нашей проблемы: способность и стремление к изменению окружения». Это принципиально важная акцентировка: нет рас, людей, этносов «высоких» и «низких», «совершенных» и «неполноценных», а есть мировое сообщество людей с разной степенью пассионарной заданности.
Исходя из этих позиций, Гумилев определяет место и роль разных этносов в мировой истории, дает оценку их вождям, великим воителям, полководцам. Характеризуя целую плеяду исторических фигур, таких, как Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д’Арк, протопоп Аввакум, Ганнибал, Чингисхан и многих других, Гумилев заключает, что их объединяет устойчивый комплекс черт, стержень которого составляет непреоборимое внутреннее стремление к активной деятельности, изменяющей сложившийся мир.
Из статьи Энгеля ТАГИРОВА в газете «Республика Татарстан». 04.10.2012