Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Юбилейный вечер Елены Ненашевой
- 25 ноября 2013 года
4 декабря 2013 года в Казанском государственном театре юного зрителя состоится юбилейный вечер народной артистки Республики Татарстан Елены Ненашевой.
В программе вечера, который начнется в 18.30, – второе действие музыкальной комедии «Женитьба Бальзаминова» по пьесе А.Н. Островского, а затем – поздравление коллег и друзей.
Одним из первых Елену Ненашеву поздравляет в "Казанских историях" коллега - актер Качаловского театра Геннадий Прытков. Его не будет на юбилейном вечере - у него в этот час свой спектакль.
Душа, способная вместить в себя чужую боль
Двадцать лет прошло со времен «Театра 99»… Десятилетия минули…
И где-то в начале этого года Лена предложила мне пьесу, в которой бы хотела сыграть…
Скажу честно – раскрыв пьесу, я мгновенно понял, что не буду ее ставить. Отложил. И больше к ней не возвращался. Потом долго думал, чего же я так испугался?
Испугался НЕВОЗМОЖНОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ того, что БЫЛО десятилетия назад…
Не секрет, что режиссер, в принципе – блуждающая душа, которая ищет другую блуждающую душу, для того, чтобы эта другая блуждающая душа ПОМОГЛА ему своим ТАЛАНТОМ реализовать все его мысли и чаяния…
И вот, когда эта родственная душа найдется, можно смело говорить – обязательно родится что-то, до сих пор вами невысказанное.
Так было, когда мы взяли в работу «Фрекен Жюли» Стриндберга.. Елена — из тех актрис, которая может переработать в своей душе всю тарабарщину, которую частенько несет режиссер, путаясь в своих мыслях и эмоциях. Она может это режиссерское словоблудие выстроить в стройный и лаконичный ряд. Сделать мысль режиссера прозрачной, доходчивой и внятной.
Ее Жюли уходила из жизни непобежденной, ее Жюли оставляла за собой право быть не согнутой, потому что она, уходя, познала чувство, которое богаче всего злата в мире – любовь.
И я ловил себя на том, что именно из-за этого, ее, ненашевского, акцента в роли я и смотрю этот спектакль всякий раз, когда он объявлен в афише.
Тогда, в те трудные годы девяностых, Лена совершенно не умела жить, выживать, как выживали все мы… Она не умела экономить, у нее всегда не хватало денег на прожитье.
«Ленкаааа, ведь только что зарплату получили, а у тебя уже ни копейки!!! Куда ты их дела?» – орал я.
А она, со свойственным только ей юмором, спокойно пережидала всплеск эмоций и, не менее спокойно, взывала к моему разуму: «Ну, как куда? Вот. Помадку купила – губки красить, тушь вот французскую приобрела, чтобы глазки ярче были. Я же актриса, Гена. А актриса – что? Правильно – должна выглядеть!»
Ничего не оставалось, как только развести руками – логика ее была мягко железная. И когда мы взяли в работу «Вкус меда» Делани, я втайне злорадствовал – спектакль задумывался так, чтобы ни грамма косметики не было на актрисах. Помню, когда сообщил ей об этом, она в полном недоумении, правда, с ненашевским лукавством, спросила: «Совсем-совсем ни грамма? А, если чуть-чуть?»
«Ленкааа!!!!!» – заорал я.
«Уговорил. Только, зачем же орать?? Я слышу».
Приходила на репетиции, снимала с себя всю косметику. Поначалу делала это без особого рвения, а затем это стало для нее необходимостью. Ее героине было не до макияжа. Она поняла это каким-то своим актерским чутьем…
Истерзанная и измученная одиночеством, Джо Ненашевой была самим естеством, была самой жизнью – не приукрашенная, не замазанная…
Ее Джо как бы говорила – я такая, как есть, принимайте меня такой, какая я есть на самом деле, и я не верю, что такая вот я никому не нужна.
И когда ей в жизни нашелся такой же Чудик, раненый этой самой жизнью, Джо Ненашевой буквально расцветала душой, душой настолько необъемлющей, что могла вместить в себя чужую боль…
Я ни одного спектакля не пропустил.. Я приходил в зал и смотрел, как целый час, а столько шел второй акт, на моих глазах душа Джо-Ненашевой оживала и становилась способной, не зализывая свои раны, зализать раны другого… И это тоже ее, ненашевское, прочтение роли…
А была еще и Жозефа, и Лолита… И в каждой из этих своих ролей она опрокидывала меня, как режиссера.. И я невольно отходил в тень… Сознательно совершая этот шаг.. Вот, говорят, что режиссер должен умереть в актере… Какое тут, к черту, умереть?! Жить хотелось все больше и больше.
Встретились мы как-то случайно на улице и, не проронив ни звука, поняли, что не надо нам пытаться вернуть то, что прошло… Пусть это останется в нашей памяти… Пусть останется в памяти то, что до боли сжимает душу…
Когда кто-то произнесет: «Лена» — в моей вялотекущей нынешней жизни происходит секундный стоп. И я ловлю себя на том, что промелькнула улыбка, видимая и ощутимая только мной одним... Чувствую, что глаза мои из нынешних, равнодушных, становятся теплее. Вполне может быть, что я и на секунду замедляю шаг. Стараюсь сберечь в этот момент то счастливое мгновение, которое называется – прошлое.
Мы с ней много работали – и в Качаловском, и в «Театре 99». Вспоминается ее красное платье в синем цвете сцены. И в это платье упакована женская фигура, не поддающаяся никаким нормам... Не желающая знать ничего, кроме любви... Не примиряющаяся... Отпускающая... Страдающая... Счастливая...
Женщина в красном платье в синем воздухе сцены... Женщина в красном платье, растворяющаяся в синеве небесной...
Женщина, уходящая в вечность...
Геннадий Прытков,
народный артист России и Татарстана
Елена Ефимовна Ненашева родилась 4 декабря 1963 года в городе Ижевске. Он – выпускница Казанского театрального училища, которое закончила в 1986 году. В театре юного зрителя работает с 1986 года. В 1992 году удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Республики Татарстан», в 2007 году – звания «Народная артистка Республики Татарстан».
В 1986 году после завершения учебы в Казанском театральном училище она была приглашена в Казанский ТЮЗ на роль Химены в «Сиде» П. Корнеля. Эта работа показала безусловную одаренность начинающей актрисы, ее способность проникать в глубину сути характера.
В Казанском государственном театре юного зрителя она работала с 1986 по 1989 год, сыграв такие значительные роли, как Эльза – «Дракон» Е.Шварца, Лоран – «Звезды на утреннем небе» А.Галина.
Елена Ненашева была приглашена на роль Маргариты в спектакль «Мастер и Маргарита» по роману М.Булгакова в Казанский Большой драматический театр им. В.И. Качалова. Эта роль поставила ее в ряд ведущих актеров Качаловского театра. Спектакль был показан в Киеве на фестивале, посвященном творчеству М. Булгакова, где игра Елены Ефимовны была высоко оценена театральной критикой.
За годы работы в Качаловском театре она сыграла целый ряд крупнейших ролей мирового репертуара, среди которых Мария Стюарт и Леди Мильфорд в пьесах Ф. Шиллера, Маргарита Готье – «Дама с камелиями» А. Дюма, Изабелла – «Приглашение в замок» Ж. Ануя, Войницкая – «Смерть в усадьбе» А.П. Чехова, Наталья Петровна – «Месяц в деревне» И. Тургенева, Марья Антоновна – «Ревизор» Н.В. Гоголя, Липочка – «Банкрот» А.Н. Островского, Голда – «Скрипач на крыше» Д. Бока, Д. Стайна, Женя – «Заведение мадам Шойбес» А. Куприна, Танцовщица – «Блэз» К. Монье, Беатриче – «Слуга двух господ» К. Гольдони, продемонстрировав широчайший диапазон возможностей, способность органично существовать в любой роли, безупречное владение словом, пластикой и музыкальностью.
Одновременно в эти же годы она сыграла ряд крупных ролей в антрепризном «Театре 99» под руководством Геннадия Прыткова: Жюли в драме А. Стриннберга, Лолиту в драме Э. Олби по роману В. Набокова и другие, выявив такие грани своего мастерства, как свобода импровизации, умение обрисовать характер тонкими и точными штрихами, вскрыть их глубинную сущность.
В 2002 году Елена Ненашева была приглашена в ТЮЗ режиссером Г. Цхвиравой на роль Тойбеле в драме И. Б. Зингера «Тойбеле и ее демон», где подтвердила свое мастерство, способность решать сложнейшие художественные задачи, сумев передать весь внутренний мир героини, её боль и одиночество, взлет любви и горечь утраты.
Искрометной была ее роль Матери Эвридики в спектакле «Орфей и Эвридика» Ж. Ануя. Критики отмечали ее «эксцентричность, экспансивность и экстравагантность», а также «гротескность и комичность».
Такая же яркая и неповторимая, наделенная глубокой органикой – Елена Сергеевна, супруга Аристарха Петровича в спектакле «Профиль и анфас» В. Шукшина. А роль Домохозяйки в спектакле «Люди древнейших профессий» Д. Привалова раскрыла еще одну грань её таланта: простоту и обаяние женщины, для которой дом – крепость и очаг.
Заслуженным зрительским успехом пользуется роль Коровы Зорьки в исполнении Елены Ненашевой в спектакле «Очень простая история» М. Ладо. В спектакле «Оскар и розовая мама» Э.-Э. Шмитта Елена Ефимовна играет Розовую Маму. Эта работа сконцентрировала в себе весь спектр таланта Е. Ненашевой: её темпераментность, полную отдачу душевных и физических сил, особую пластику, эмоциональность и самобытность актрисы.
Роль Утки-мамы в спектакле «Дикий» В. Синакевича на IV Международном фестивале для детей «Арлекин» в г. Санкт-Петербурге получила высокую оценку – Диплом «За лучшую женскую роль». Актрисе удалось в этой роли по крупицам собрать образ любящей матери, страдающей из-за того, что твой ребенок не такой, как все.
При довольно значительной нагрузке в театре она многие годы была ведущей передачи «Доброе утро!» на телевизионной компании «Эфир».
Многие годы занимается педагогической работой, преподает «Сценическую речь» в Казанском театральном училище.
Комментарии