Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Русская Одиссея» времен Гражданской войны
- 15 декабря 2012 года
С 25 сентября по 15 декабря 2012 года в Музее Е.А.Боратынского работала выставка «Русская Одиссея», созданная о в рамках проекта-победителя VIII конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».
«Русская Одиссея» – первая в Республике Татарстан экспозиция по истории Белого движения. Литературной основой выставки стал автобиографический О.А. Ильиной-Боратынской «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923», посвященный трагическим событиям Гражданской войны на востоке России, когда сотни тысяч людей начали собственную «одиссею» – скитания в поисках разрушенной семьи, безопасного места, возможности выживания на чужбине или в родной стране.
Ольга Боратынская, правнучка поэта Евгения Боратынского. Фото 1916 года
В экспозиции было представлено мемориально-биографическое наследие О.А. Ильиной-Боратынской; документы и предметы эпохи из фондов Национального музея РТ, Музея Лаишевского края; издания и документы Научной библиотеки Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального архива РТ.
Особый интерес вызвали материалы историко-документальной экспедиции по проекту «Белый путь, или Русская Одиссея», представляющие результаты поисковой работы в архивах и музеях Кургана, Омска, Новосибирска, Ачинска, Красноярска, Иркутска, Читы, Харбина (Китай).
Все началось в декабре 2009 года, когда Музей Е. А. Боратынского получил от Бориса Кирилловича Ильина (США), потомка поэта Евгения Боратынского и сына Ольги Александровны Ильиной-Боратынской, перевод автобиографического романа его матери «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923».
Ольга Ильина с 1923 года всю свою долгую жизнь (97 лет) жила в Сан-Франциско. Она была женой белого офицера, ее отец был расстрелян в сентябре 1918 года, один ее брат погиб в 1919 году, другой был расстрелян во время репрессий в 1932 году.
Ольга Ильина-Боратынская с сыном. США
В Казань Ольга Александровна вернуться уже не смогла, но здесь прочитали ее автобиографические романы.
Первая книга, «Канун Восьмого дня», посвящена светлому времени ее детства, ее юности. События романа заканчиваются 1918-м годом в Казани. Изданная в Казани в 2003 году на русском тиражом 3000 экземпляров, она оказалась необычайно востребована не только в России, но и за рубежом (Ольга Ильина-Боратынская: «Мы были мировой историей…»).
Вторая книга – «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923» – впервые вышла в свет на английском языке в Нью-Йорке в 1983 году и является второй частью дилогии, посвященной роковым событиям российской истории начала XX века, феномену «белого пути».
Научные сотрудники Музея Боратынского взяли за основу своего исследования о Гражданской войне сюжет уникального историко-литературного источника. Проект был задуман как комплексное научно-практическое исследование, направленное не только на подготовку первого издания романа О. А. Ильиной-Боратынской «Белый путь. Русская Одиссея. 1919-1923» к печати, но и на изучение его исторической основы.
Проектом была предусмотрена и историко-документальная экспедиция по маршруту, который был пройден героями романа и реальными людьми – их прототипами (Казань – Курган – Омск – Новосибирск – Ачинск – Красноярск – Чита – Харбин). Ее хронологические рамки: сентябрь 2011 – сентябрь 2012 года. На сайте "Музеи России" можно прочитать хронику этой необычной экспедиции.
Предметом исследования музейщиков стали сохранившиеся документальные источники о казанцах, оказавшихся в Сибири и на Дальнем Востоке во время Гражданской войны.
Первым на пути Ирины Завьяловой, заведующей Музеем Боратынского, и Елены Скворцовой, старшего научного сотрудника музея, был город Курган, который они посетили 23-25 января 2012 года. В газете «Курганская свободная мысль» за март 1919 года они нашли стихотворение «Облака» Ольги Ильиной-Боратынской. В ходе работы в Кургане были выявлены материалы периода Гражданской войны, связанные с казанцами – беженцами и участниками военных действий, сражавшимися в Волжском корпусе под командованием генерала В. Каппеля.
Омск во время Гражданской войны стал центром Белого движения Сибири и Урала, временной столицей Российского государства. Судьбы многих казанцев пересеклись с этим городом. Ольга Ильина-Боратынская жила здесь с апреля по ноябрь 1919 года и покинула его с отступающей Белой армией.
Участники экспедиции в Омске
Программа работы экспедиции была организована с помощью коллег из Омского государственного историко-краеведческого музея. В Государственном историческом архиве области удалось обнаружить не известные ранее материалы, относящиеся к нашим землякам. Так, редактором газеты «Русская армия», которая издавалась в Омске, был подполковник Ю.С. Геркен, родственник Боратынских. В фондах Омского государственного историко-краеведческого музея есть архив ученого и коллекционера П.Л. Драверта.
Краткой, но плодотворной оказалась работа в Государственном архиве Новосибирской области. Были выявлены крупные комплексы документов, относящиеся к расквартированию казанских воинских частей в 1918-1919 гг. и размещению беженцев. В именных списках гражданских лиц обнаружены сведения о жителях Казани (среди них протоиерей А.П. Яблоков, известный церковный историк, настоятель Благовещенского собора), Тетюш, Чистополя, Елабуги, Мензелинска, Бугульмы, Буинска.
«Белый путь» героев роман пролегал через Красноярск, где Ольга Ильина прожила с января по май 1920 года. Пребыванию в этом городе посвящена 3-я часть романа (главы 18-22), которая так и называется – «Красноярск». Сотрудники Музея Боратынского, планирующие посетить Красноярск в начале февраля, заранее обратились к метсным коллегам с просьбой помочь в идентификации мест в городе, описанных в романе. Эта захватывающая задача объединила сотрудников Литературного музея, Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края и Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета.
Результаты поисков в форме фотопрезентации были представлены на круглом столе «Опыт гражданской войны в воспоминаниях современников», состоявшемся 2 февраля в краевой научной библиотеке, на второй день пребывания специалистов казанского музея в Красноярске.
Одним из пунктов маршрута казанских музейщиков в начале февраля была Чита. Об их пребывании было подробно рассказано на сайте краевой общественно-политической газеты «Забайкальский рабочий» (http://zabrab.zabkrai.ru/index/html/path/http-zabrab.zabkrai.ru%26%26i-Articles%26belyy-put-pravnuchk8222).
Важным этапом экспедиции стал город Харбин, где участники экспедиции побывали 9-12 февраля. Этот город, возникший во время строительства КВЖД, некогда был частью России на территории Китая. С начала 1920-х годов Харбин стал одним из центров русской эмиграции. Сюда стекались остатки Белой армии, приезжали члены семей военных и многие другие люди, выброшенные из России революцией и Гражданской войной. В романе и реальной биографии О.А. Ильиной-Боратынской Харбин – это завершение «белого пути», окончание войны, начало новой жизни.
Программа работы экспедиции осуществлялась в сотрудничестве с общественной организацией Русский клуб в Харбине. Председателем исторической секции Русского клуба Сергеем Ереминым была проведена экскурсия по центру Харбина, во многом сохранившему облик первой трети XX века. Он показал гостям из Казани могилу генерала В. Каппеля, волею судьбы оказавшегося во время Гражданской войны в Казани (читайте - Звездный час Владимира Каппеля).
Участники экспедиции побывали в местах, где жила О.А. Ильина-Боратынская, имели возможность проследить «харбинскую топографию» романа «Белый путь».
Особое значение имело посещение русского кладбища. Здесь находится могила уроженца Казани В.А. Казем-Бека, сына профессора Императорского Казанского университета Александра Касимовича Казем-Бека. Он был врачом и оставил по себе в Харбине добрую благодарную память. Русский клуб в настоящее время занимается реставрацией надгробия В.А. Казем-Бека.
На могиле генерала Владимира Каппеля в Харбине
Завершающим этапом экспедиции был город Иркутск.
Важнейшими результатами проекта «Русская Одиссея» стали научный комментарий к роману, который будет издан в рамках проекта, а также информационно-документальная база источников по участию жителей Казани и Казанского края в событиях Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке, собранная в ходе экспедиции.
В рамках проекта с 25 по 27 сентября в Национальном музее РТ прошла научно-практической конференции «Гражданская война от Поволжья до Харбина: экзистенции личных судеб» – первый научный форум по теме Гражданской войны и Белого движения в аспекте частных, семейных историй. Конференцию организовал Национальный музей Республики Татарстан и Музей Е.А. Боратынского.
Выставку «Русская Одиссея» открывает заместитель генерального директора Национального музея РТ Светлана Юрьевна Измайлова
Конференция в Национальном музее РТ
Выступает казанский краевед Анатолий Елдашев
Программой конференции было предусмотрено обсуждение следующих тем:
– Белый путь как социально-исторический феномен;
– Историческая память о беженцах – гражданских лицах: проблемы реконструкции;
– Повседневность, бытовая и духовная культура Белого движения;
– Биография и творчество О.А. Ильиной-Боратынской;
– «Живая история» Гражданской войны в источниках личного происхождения;
– Актуализация событий Гражданской войны в современной культуре.
Иллюстрации с сайта "Музеи России"