Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Ходжа – это тот, кто может взглянуть на вещи с совершенно неожиданной точки зрения»
- 29 января 2015 года
Спектакль Фарида Бикчантаева станет 7-й постановкой «Ходжи Насретдина» в истории Камаловского театра.
Напомним, 6 февраля 2015 года в Татарском государственном Академическом театре имени Г. Камала состоится премьера спектакля «Ходжа Насретдин» по произведениям Наки Исанбета и Саадаллы Ваннуса. В главной роли – заслуженный артист Татарстана Фанис Зиганшин.
Первая постановка пьесы Наки Исанбета «Ходжа Насретдин» состоялась в 1940 году. Этот спектакль стал культовым и впоследствии имел множество редакций. Что не удивительно: в числе его создателей значатся такие имена, как Евгений Амантов, Кашифа Тумашева, Хусаин Уразиков (режиссеры спектакля), Петр Сперанский (художник-постановщик), Джаудат Файзи (композитор), Салих Сайдашев (дирижер). Роль Ходжи исполнил народный артист СССР Халил Абжалилов.
В 1941 году» Театр Камала и Театр оперы и балета осуществили совместную постановку пьесы «Ходжа Насретдин». И снова над постановкой работали выдающиеся театральные деятели – режиссер Валерий Бебутов, дирижёр Залял Садрижиганов, балетмейстер Гай Тагиров, художник по костюмам Наталья Бессарабова…
В 1952 и 1957 годах в Камаловском театре были представлены новые редакции спектакля «Хужа Насретдин». Заметно изменился актерский состав постановки. Однако Насретдина по-прежнему исполнял Халил Абжалилов.
Следующая постановка пьесы Наки Исанбета на сцене Театра имени Камала состоялась в 1966 году. Режиссером снова выступил Хусаин Уразиков, в роли Ходжи Насретдина – народные артисты СССР Фуат Халитов и Габдулла Шамуков.
Спустя десятки лет, в 1990 году, к пьесе обратился Марсель Салимжанов. Спектакль игрался уже в новом, нынешнем помещении театра на улице Татарстана. В роли Насретдина - Равиль Шарафиев.
Нынешний главный режиссер Театра Камала Фарид Бикчантаев рассказывает, как М.Салимжанов сетовал: «Тяжело идут репетиции, не могу «отделаться» от Ходжи Уразикова».
Тем не менее, его спектакль не сходил со сцены театра больше четырех лет и позволил раскрыть новые грани таланта Равиля Шарафиева, для которого образ Ходжи стал одним из наиболее узнаваемых наряду с ролью Азраиля в «Старике из деревни Альдермыш».
Фарид Бикчантаев свою версию «Ходжи Насретдина» представит публике 6 февраля. Роль Ходжи в новом прочтении отдана Фанису Зиганшину, заслуженному артисту Республики Татарстан. Ф. Бикчантаев не скрывает, что репетиции тоже идут тяжело. И добавляет – «Спектакль будет не по пьесе, а скорее по мотивам произведения Наки Исанбета. И будет совсем не про Ходжу».
В спектакле «Ходжа Насретдин» режиссер Фарид Бикчантаев соединяет тексты классика татарской драматургии Наки Исанбета и современного сирийского драматурга Саадаллы Ваннуса. Несмотря на различия культур, творчество Наки Исанбета и Саадаллы Ваннуса имеет точки соприкосновения.
Пьесы Исанбета насыщенны двойными смыслами, авторскими шифрами, их главным художественным приемом выступает ирония, иносказание, намек. Саадалла Ваннус, родившийся в Сирии в 1941 году, также заключает свои обличительные идеи в текстовые шифры. Его творчество относят к реалистически-критическому направлению сирийской драматургии, а в 60-е годы он стал знаменит как автор пьес острого социально-обличительного характера.
Но если Наки Исанбет избежал репрессий, благодаря умению лавировать меж подводных камней соцреализма, пониманию текущего момента и заботе о сохранении богатейшего татарского фольклора, то Саадалл Ваннус последние несколько лет не выезжает из Сирии по различным причинам, в том числе политическим.
Сюжетной основой спектакля «Ходжа Насретдин» Фарида Бикчантаева является знаменитая история про Ходжу и слона, описанная в каноническом тексте Наки Исанбета. К этой истории обратился также сирийский драматург Саадалла Ваннус, автор одноактной пьесы «Слон, ваше величество!».
«Где истина? Где ее искать? – рассуждает режиссер Фарид Бикчантаев. – Для меня Ходжа – это тот, кто может взглянуть на вещи с совершенно неожиданной точки зрения. Сегодня мы – свидетели переломных событий – растеряны. Где правда? На чьей стороне? С одной стороны, нам указывают – вот это правильно. С другой – нет, правильно вот это...
А может, правду надо искать, как Ходжа,– где-то в третьем направлении? Вот с таким вопросом мы и приступили к работе над этим произведением».
Напомним, премьера спектакля «Ходжа Насретдин» состоится 6, 7, 8 и 19 февраля на большой сцене Татарского государственного Академического театра им.Г.Камала.
ТАТАРСКАЯ ВЕРСИЯ ПРЕСС-РЕЛИЗА: http://kamalteatr.ru/news/newstat/2249.html
В Татарском государственном Академическом театре имени Г. Камала стартовала акция «Хужа Насретдин едет домой».
В рамках этой кампании все желающие могут следить за путешествием Хужи Насретдина по миру в социальных сетях: FACEBOOK и ВКонтакте.
В финале путешествия Хужа прибудет в Казань, где прежде чем приехать в Театр Камала, прогуляется по любимым местам.
Вы можете увидеть видеоанонс акции «Хужа Насретдин едет домой»: http://youtu.be/KI06M-ZnpAs?list=UUVXqpOewT2OV1b5RRu_gE8w