Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Казань читает «Белые цветы»

12 июня 2015 года в Центральном парке имени Горького был дан старт городской акции «Казань читает/Казан укый», которая началась с чтения романа Абдурахмана Абсалямова «Белые цветы».

Символично, что одна из первых читок романа автором состоялась ровно 50 лет назад именно в этом парке. В семейном архиве сохранилась фотография, сделанная в этот день.

Внуки писателя Альбина и Тимур Абсалямовы подготовили небольшую выставку его книг. Гостям акции были показаны фронтовой чемодан Абдурахмана Абсалямова его «золотое» содержимое, его печатная машинка, дневники, рукописи и другие вещи писателя. Домашний архив стал основой книги Альбины о своей знаменитом деде – «Никогда не угаснет. История жизни и творчества писателя Абдурахмана Абсалямова, рассказанная его внучкой».

Отрывки из романа прочитали министр здравоохранения РТ Адель Вафин, ректор КГМУ Алексей Созинов, директор Татарского книжного издательства Ильдар Сагдатшин, народный артист РТ и РФ Азгар Шакиров и многие другие.

Среди участников акции в этот день был Рустам Минниханов. Он стал обладателем нового издания романа «Ак чэчэклер» – Белые цветы».

На обложке книги -  кадр из первой экранизации книги: Нажиба Иксанова в роли Гульшагиды и Азгар Шакиров в роли Мансура. Они стали дорогими гостями акции.

Как известно, на телеканале ТНВ идет работа над новым 10-серийным фильмом, который вернет на экран героев романа Абсалямова.  Многие татарстанцы помнят первый вариант экранизации романа «Белые цветы», снятый в 1967 году, через два года после выхода книги в свет. Это был первый татарский телесериал, который показывали в прямом эфире. Главные роли в нём сыграли звёзды татарского театра – Азгар Шакиров в роли Мансура (кстати, в новой версии он предстанет в образе профессора Тагирова), Нажиба Ихсанова в роли Гульшагиды, Дания Нуруллина, Шаукат Биктимиров и другие. Этот фильм вызвал не меньший интерес, чем сама книга. Однако вскоре запись картины пропала из архивов…

«Когда Абдурахмана Абсалямова выдвинули на Госпремию СССР, многие писатели были против этого, – рассказывала Альбина Абсалямова корреспонденту газеты "АиФ-Казань". – Завидовали, что его романы выходили большими тиражами. Он был очень популярным писателем не только в ТАССР. Например, на Украине его признали самым читаемым автором. Его книги перевели на 20 языков, в том числе норвежский, китайский, турецкий, болгарский.

Не всем это нравилось. «Доброжелатели» направляли письма против выдвижения его на Госпремию. Он очень тяжело переживал это, перенёс инсульт, за ним ещё один. То, что запись популярного татарского сериала исчезла, тоже стало делом рук этих людей…».

Отразить советскую эпоху в характерах героев предстоит молодым актёрам. На этот раз молодого врача Мансура сыграет Динар Хуснутдинов, актёр Альметьевского драмтеатра, а его возлюбленную Гульшагиду – Резеда Саляхова, актриса Театра имени К. Тинчурина. Сейчас им по 24 года. Так же молоды и многие другие актёры на съёмочной площадке. Поэтому для работы с ними пригласили Рената Аюпова, главного режиссёра Татарского ТЮЗа.

«Здесь сами стены помогают вжиться в атмосферу 1960-х, – говорит Ренат Аюпов. – Даже манера разговора в таком документальном павильоне меняется. Сейчас мы всё делаем и говорим быстро, а в советские годы говорили взвешенно, через глаза, через сердце. Свою роль в этом сыграла система сталинских репрессий. Тогда боялись необдуманных слов, боялись новых людей, постоянной слежки, доносов. Поэтому мне приходится переучивать театральных актёров говорить на той «температуре», будто полушёпотом. Им трудно уйти от театральности и начать работать внутри кадра, говорить тет-а-тет, а не пытаться, как обычно, передать эмоции со сцены на 16-й ряд зала».

По задумке авторов фильма, все событийные ряды романа будут проводить через главную героиню Гульшагиду.

«Она идеализирует Мансура как мужчину, хотя в своё время он бросил её в самом расцвете её любви, уехал с другой женщиной на Север, – объясняет Ренат Аюпов. – Через это предательство девушка сохранила надежду, что он вернётся к ней. Он действительно возвращается, уже надломленный, и она своей любовью возвращает его к жизни и работе. Такой любви и милосердия не хватает в наше время. Несмотря на то, что в разных главах романа Гульшагида исчезает, в фильме мы с режиссёром-оператором Алмазом Нургалиевым выведем эту героиню на первый план. Она будет постоянно на виду у телезрителя».

Сам Абдурахман Абсалямов так рассказывал читателям о героях своей нашумевшей книги:

«Когда я обдумывал роман «Белые цветы», я вовсе не собирался поженить Мансура и Ильмиру и не предполагал, что Мансур женится на Диляфруз, но я беспокоился, что у Диляфруз не хватит сил отвергнуть его предложение. До самого конца романа я боялся, что Гульшагида выйдет замуж за Янгуру. А некоторые читатели полагают, что писатель может поступать со своими героями как ему заблагорассудится. Увы, если не нарушать безжалостно художественную правду, писатель не может полностью распоряжаться своими героями, так как они не рабы его, они свободные, живые люди, они подчиняются своим законам развития, у них своя судьба, своя логика характера…»

Съемки фильма начались на даче писателя в Боровом Матюшино. Семья Абсалямовых сохранила до наших дней дачные интерьеры тех лет: бумажные обои, побелённые с заступом на стену потолки, советские выключатели, простую мебель. В оформлении этого летнего дома не было излишеств, хотя он и считался в те годы образцово-показательным.

В дни съёмок на даче писателя временно разместилась квартира одного из героев романа, молодого врача Юматши и его жены Диляфруз, которая работала медсестрой в той же больнице.

«Декораторы придали ещё большую достоверность интерьеру дачных комнат, – уточнила Альбина Абсалямова, внучка писателя и консультант на съёмочной площадке. – Расставили по комнате предметы, характерные для 1960-х годов, например, телевизор, радиоприёмник, абажур, постелили цветные покрывала на кровати и кресла, на стол – скатерть, на пол – вытканные дорожки, повесили другие шторы».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить