Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
«Архитектурное наследие Татарстана»
- 14 декабря 2015 года
Так называется фотовыставка в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. Она была открыта 26 ноября и продлена до середины января 2016 года.
Фотовыставка – новый авторский проект Андрея Вячеславовича Черенкова, известного жителям города и республики по предыдущему проекту «Православные храмы – памятники Казанского края».
Очередная выставка – своеобразный итог архивных изысканий и экспедиций Черенкова по районам республики и в 2013-2015 годах. На этот раз объектом его интересов стали в основном не храмы, а образцы архитектуры конца XIX – начала XX века: дома зажиточных крестьян, купцов и помещиков, дворянские усадьбы, земские школы и больницы, церкви, мечети и медресе. Многие сооружения уже утрачены, но некоторые сохранились, хотя и в разном виде. Одним повезло – их сохраняют, бережно используют, другим меньше, и в объективе камеры оказались рауины.
Проект «Архитектурное наследие Татарстана» является логическим продолжением предыдущего проекта, хотя цель у Черенкова одна – привлечь внимание общественности к проблеме сохранности исторического и культурного наследия Татарстана.
Выставка доказала: каждый район Татарстана хранит настоящее архитектурное района. Так из Мамадышского автор привез 7 работ. И это не считая того, что автор просто не успел побывать в некоторых уголках района.
При каждом снимке есть сопроводительная табличка с фактическими данными об объекте. Автор познакомил нас с некоторыми объектами.
Мечеть в Казылино Арского района построена в 1899 году.
Постройка относится к типу мечетей с минаретом над входом. Расположение внутренних помещений анфиладное – вестибюль, первый и основной залы. Мечеть на высоком цоколе, под четырехскатной вальмовой кровлей. Михраб прямоугольный, со скошенными углами. Минарет восьмигранный, двухъярусный, вход в него организован по лестнице в вестибюле.
Нижний ярус украшен плоскими нишами и имеет круглый проем на северном фасаде, верхняя часть этого яруса завершена фигурным карнизом. Второй ярус прорезан высокими арочными проемами, объединенными поясом по верху, а по низу – ступенчатым карнизом.
Кровля минарета – невысокая криволинейная, увенчана узким восьмигранным шатром. Окна мечети арочной формы с прямоугольными профилированными сандриками на резных кронштейнах. Окна украшены цветными витражами с криволинейными переплетами.
По периметру фасадов протянут городковый карниз. Стены раскрепованы пилястрами и прямоугольными рельефами. Памятник культовой архитектуры в стиле «кирпичной» эклектики с развитым декором фасадов.
В начале прошлого века в деревне Нижние Челны мечеть на свои средства построил Мустафа хазрат Сайдашев. Позже минарет снесли и сделали здесь сельский клуб.
Дом Н.Ф. Медведева находится в Гребенях (Верхнеуслонский район).
Дом управляющего спиртовым заводом расположен на нижней террасе волжского берега, построен на рубеже веков. В нем же размещалась заводская контора.
Это памятник промышленной архитектуры в эклектичной манере, с использованием элементов классицистической архитектуры.
Центральная часть двухэтажного здания имеет симметричные одноэтажные флигели под полувальмовыми кровлями с люкарнами.
Прямоугольные окна имеют плоские, зубчатые по силуэту наличники, углы дома раскрепованы рустованными лопатками, широкий карниз поддерживает высокую кровлю с многочисленными пинаклями и шатром над бельведером со стороны Волги. Карниз бельведера украшен машикулями.
Слуховые окна с деревянными резными наличниками. Терраса перед домом с газонами на каменных тумбах, стилизованные капители дорического ордера.
Навесы, ограждения балкона, флюгеры и шпили пинаклей выполнены из кованого металла. Памятник архитектуры в традициях эклектизма псевдоготического направления.
Дом землевладельца М.В. Мельгунова (Новоспасск, Заинский район) построен во второй половине XIX века. Это памятник жилой архитектуры в стиле эклектики классицистического направления. В 1960-е годы к зданию с северного фасада пристраивается небольшая кинобудка с входом на оба этажа дома.
Двухэтажное здание, южный фасад которого украшен шестью пилястрами ионического ордера, объединяющими оба этажа. Над пилястрами выложен декоративный профилированный карниз. Южная торцовая и треть боковых фасадов разделены по высоте профилированной тягой на первый и антресольный этажи.
Оконные проемы прямоугольные, крайние окна вписаны в плоскую прямоугольную нишу с люнетом. Подоконные тяги и прямоугольные ниши оформляют окна первого этажа. По оси фасада размещается вход в дом.
На выставке представлено 210 работ. Она будет работать до 15 января 2016 года.