Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Приглашение к обеду
- 14 октября 2015 года
В главном здании Государственного музея изобразительных искусств РТ с 14 октября 2015 года работает выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея» из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).
Это проект Государственного Русского музея, в рамках которого казанцы могут увидеть 60 произведений живописи и графики русского искусства XIX – XX веков, раскрывающий визуальное воплощение традиций русского застолья, пиршественных купеческих и дворянских или скромных крестьянских обедов.
Произведения содержат историко-этнографические сюжеты, в жанровой картине и натюрморте отражены русское хлебосольство и гостеприимство, трапезы и увеселения различных сословий России. Потребность ходить в гости и принимать гостей составляли важнейшую сторону общения людей, было естественным стремлением к преодолению одиночества, способом решения задач и споров между людьми. Выставка предлагает зрителю окунуться в атмосферу истории отечества через призму сюжетов, связанных с едой и застольями: от произведения русского искусства XVII века до работ, созданных современными мастерами начала XXI века.
Характерная для России патриархальность находила выражение, прежде всего, в быте. Обычное меню боярина или крестьянина различалось мало и составляло в основном простую пищу: щи, каши, хлеб, мясо, соления. В тожественных, праздничных случаях боярские и, особенно, царские пиры отличались роскошью сервировки и разнообразием блюд. Позднее при императорском дворе застольный церемониал был доведен до утонченного совершенства, а меню дворцовых трапез оформляли известные художники – В. Васнецов, А. Бенуа, Н. Каразин, М. Клодт, Э. Липгарт и многие другие.
В рамках проекта Русского музея «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея» Государственный музей изобразительных искусств РТ представляет выставку из своей коллекции «Рәхим итегез! Натюрморт, жанровая картина, фарфор и серебро из собрания ГМИИ РТ». Произведения изобразительного искусства ХХ века художников России и Татарстана, а также русский и советский фарфор и серебро собраны под ракурсом темы, представляющей «кулинарные» сюжеты и предметы застолий.
Живопись «о еде» представлена, прежде всего, в натюрморте и тематической картине, получившей широкое развитие в искусстве ХХ века. Мастера живописи Татарстана работали в общем русле развития отечественного искусства, создавая произведения о своем времени, эпохе, современниках.
Ранние произведения довоенного времени представлены работой А.П. Родионовой «Натюрморт с тыквой» (1920-е), в которой импрессионистическими свободными мазками воспевается красота: создание живописной феерии в сочетании синего и желтого цвета становится для автора первичным. В пленэрном этюде В. Тимофеева «На веранде» (1933) запечатлена бытовая сценка. Женская фигура утопает в тени деревьев, словно в ореоле жаркого марева летнего дня. Жанровая картина М. Васильевой «Питание татарина-крестьянина до революции» (1937) написана в традициях академической казанской школы рубежа XIX – XX веков. В ней воссоздается типичная для эпохи картина бедности и ущербности жизни народа до революции.
Именно в конце 1930-х годов в стране укрепляется идеология «лучшей в мире страны» – «жить стало лучше, жить стало веселей!». В связи с этим уже к началу 1930-х гастрономический минимализм революционных лет, запечатленный в картинах К. Петрова-Водкина, А. Шевченко, сменился пышностью «колхозных праздников» сталинского времени А. Пластова, А. Герасимова и других.
В этом же ключе работал в то время И. Машков, создавая гимн советскому изобилию («Советские хлебы», 1936). Главным памятником культа изобилия стала «Книга о вкусной и здоровой пище», вышедшая в 1939 году. Как один из основных памятников сталинского сакрального искусства, она делает явной связь между двумя основными советскими культами труда и изобилия.
Послевоенное искусство Татарии было ознаменовано новым расцветом жанров, обогащением их новыми возможностями. Натюрморт из второстепенного превращается в самостоятельный и самодостаточный жанр, как это происходило не единожды в европейском и русском искусстве. Творчество К. Максимова во многом обращено к отображению красок земли через натюрморт, и он создает картины, восходящие в своей основе к традициям европейского и русского натюрморта. Для художника важное значение имеет передача фактуры каждого предмета, его вещественность и осязаемость.
Особенно большое значение натюрморт приобретает в творчестве В. Зуева, который на полотнах мастерски передавал пластичность вещей, фактуру, сочность и свежесть красок. В его творчестве появляются такие программные картины, как «Дары лесов» (1966), многочастный цикл «Времена года» (1970), воспевающий дары природы того или иного времени года, как, например, «Хлеб. Август», или триптих, славящий татарскую национальную кухню – «Снедь татарская» (1977). Все эти произведения логически продолжают линию прославления родной земли, ее изобилия, многообразия, щедрости, полноты жизни.
Камерные сюжеты произведений с видом из окна на зимний двор (С. Неустроев «Натюрморт с самоваром», 1976), бытовая забавная сценка с кошкой, умыкнувшей кусок мяса, воровато оглядывающейся на хозяев (Б. Майоров «Блудня», 1954), скромно сервированный стол с выпечкой к чаю (И. Халилуллов «Натюрморт с ватрушками», 1968), праздничный натюрморт с цветами и фруктами Р. Якуповой («Фрукты», 1994) дополняют общую картину мирной, доброй полнокровной жизни, которая заключается в красоте образов природы, в общении людей друг с другом.
На выставке экспонируется коллекция Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, представляющая меню коронационных обедов, оформленные русскими художниками конца XIX века В. Васнецовым, Э. Липгартом, М. Клодтом, а также поваренные книги и периодическая литература рубежа XIX-XX веков.
Выставка будет работать до 17 января 2016 года.