Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

XXIX Международный Нуриевский фестиваль: привычное и необычное

Накануне открытия XXIX Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева по традиции в Татарском академическом театре имени М. Джалиля состоялась пресс-конференция.

Фестиваль будет проходить в Казани с 11 по 28 мая. На фестивальной афише – 13 балетов, классических и авторских. Два балета будут показаны дважды.

Пресс-конференция началась с представления новой работы балетной труппы – спектакля «Эсмеральда». Сначала журналисты послушали балетмейстера-постановщика, художественного руководителя Театра «Кремлевский балет», народного артиста России Андрея Петрова и педагога-репетитора московской труппы, которая работала с казанскими танцовщиками, Жанной Богородицкой, а потом могли задать им интересующие их вопросы. На вопросы готовы были ответить также художественный руководитель балета Владимир Яковлев и заместитель директора театра Юрий Ларионов.

Андрей Петров начал свое выступление со слов благодарности в адрес руководства театра имени Джалиля, которое пригласило его поставить на казанской сцене «Эсмеральду». Руководитель московского театра надеется, что сотрудничество продолжится.

Организаторы фестиваля приготовили казанским любителям балета сюрприз. Балет «Эсмеральда» будет показан дважды – 11 и 12 мая, но в двух разных составах. На первом спектакле главные партии будут танцевать солисты казанской труппы, на втором – наши гости, солисты Театра «Кремлевский балет».

Назовем главных героев драмы Виктора Гюго в балетном варианте:

Эсмеральда:

– Кристина Андреева, заслуженная артистка РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая и премии «Душа танца», театр имени Джалиля

Александра Тимофеева, заслуженная артистка РФ, Театр «Кремлевский балет».

Пьер Гренгуар:

– Олег Ивенко, заслуженный артист РТ, театр имени Джалиля

– Максим Афанасьев, Театр «Кремлевский балет».

Феб де Шатопер:

– Антон Полодюк, театр имени Джалиля

– Михаил Евгенов, Театр «Кремлевский балет».

Квазимодо представят два казанца: Кирилл Тимаев, заслуженный артист РТ, лауреат Государственной премии РТ имени Г. Тукая и премии «Душа танца», театр имени Джалиля, и Артем Белов, заслуженный артист РФ и РТ.

А вот роль Клода Фролло исполнит один танцовщик – Кирилл Ермоленко, заслуженный артист РФ, солист Театра «Кремлевский балет». Но у нас есть надежда увидеть в этой партии Нурлана Канетова, заслуженного артиста РФ и РТ, лауреата Государственной премии РФ и премии «Душа танца», солиста театра имени Джалиля.

Кстати, и Кирилл Ермоленко в какой-то степени наш, казанский. Он выпускник Казанского хореографического училища 2005 года. Еще будучи студентом, танцевал на сцене Татарского театра оперы и балета имени Джалиля. В «Кремлёвском балете» у него следующее партии: Лесничий Ганс («Жизель»), Кот («Спящая красавица»), Шут («Ромео и Джульетта»), Фарлаф («Руслан и Людмила»), Музыкант («Фигаро»), Клод Фролло («Эсмеральда»), Леший («Снегурочка»), Дон Базилио («Фигаро»), Бродяга («Тысяча и одна ночь») и другие. Как написано на сайте театра: «Кирилл Ермоленко выразительный и техничный танцовщик, обладающий актерскими способностями».

Обложка программки

Жанна Богородицкая, экс-прима «Кремлевского балета», танцевала партию Эсмеральды в премьерном спектакле, 10 лет назад. Это была ее последняя работа как балерины. Сейчас она педагог-репетитор. Как рассказала Жанна, в Казани ей пришлось работать не только с Кристиной Андреевой, исполнительницей заглавной роли, но и со всеми танцовщиками, занятыми в спектакле.

Эсмеральда - Жанна Богородицкая, Феб - Айдар Шайдуллин. Фото из представительского буклета театра

Оба гостя из Москвы очень высоко отозвались о казанских танцовщиках, особо выделили Кристину Андрееву.

– Я впервые в Казани, хотя много слышал о театре, о Нуриевском фестивале. И уже убедился, что у вас хорошие артисты, с которыми приятно работать, хороший оркестр и хороший дирижер. Можно сказать, что я встретился здесь с мастерами, – сказал Андрей Петров.

Жанна Богородицкая, отметив, что ей на репетициях было «безумно интересно», сказала добрые слова о Михаиле Тимаеве и Артеме Белове, которые будут танцевать партию Квазимодо. По ее мнению, создать такой образ не так-то легко – горб на спине, некрасивый грим, достаточно скованные движения… Это артисты, танцующие в других спектаклях принцев… Интересно наблюдать, как «на глазах рождался уродливый горбун с доброй душой».

На пресс-конференции мы узнали интересную подробность. Оказывается, Кристина Андреева вместе с Олегом Ивенко не так давно, 29 апреля, в Международный день танца, выступали в Париже – они принимали участие в концерте лауреатов приза «Душа танца». Кристина была отмечена в 2013 году в номинации «Восходящая звезда». Это наверняка помогло артистам пропитаться воздухом Парижа перед премьерой. У них была возможность сходить в собор Парижской Богоматери, о котором писал Виктор Гюго в своем знаменитом романе, ведь собор Нотр-дам де Пари – один из главных героев трагичного повествования о любви танцовщицы Эсмеральды.

Владимир Яковлев заметил, что уже два года театр, когда бывает на гастролях в Париже, живет в отеле на авеню Гюго.

Руководитель казанского балета, предвосхитив традиционный вопрос журналистов, начал с того, что рассказал о новинках фестиваля 2016 года. Это, во-первых, начало в виде премьерного спектакля. Впервые за историю Нуриевского музыкального праздника в его программе нет гала-концерта. Фестиваль закроет уже известный казанцам Театр балета Бориса Эйфмана, который покажет два спектакля: «Евгений Онегин» на музыку П. Чайковского и А. Ситковецкого (26 мая) и «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне (27 и 28 мая).

Нуриевский фестиваль отличается от Шаляпинского тем, что Владимир Яковлев стремится показать прежде всего своих солистов, благо в театре имени Джалиля их много. Это тем более важно, что в последние годы на фестиваль стали приезжать туристы из других городов Поволжья.

Естественно, мы увидим казанцев в оригинальной постановке Владимира Васильева «Dona Nobis Pacem» («Даруй нам мир»), где будут танцевать Кристина Андреева, Антон Полодюк, Аманда Гомес, Михаил Тимаев, Мидори Тэрада, Коя Окава. Этот спектакль будет показан 24 мая. Мы снова увидим на казанской сцене легендарного танцовщика Владимира Васильева, услышим божественную музыку Мессы си минор И.С. Баха.

Прима-балерина нашего театра Кристина Андреева занята в спектакле «Спартак» (Ливия), по несколько спектаклей у премьеров. Артем Белов занят в «Жизели» (13 мая), «Лебедином озере» (15 мая), «Анюте» (19 мая), «Баядерке» (21 мая). Зрители увидят Олега Ивенко и Нурлана Канетова в «Шурале» (14 мая) и «Лебедином озере» (15 мая), Нурлана Канетова и Михаила Тимаева в «Баядерке» (21 мая).

На пресс-конференции особое внимание журналистов обратили на балет «Спартак». Известно, что это авторская постановка Георгия Ковтуна в театре имени Джалиля, премьера 2008 года. Любители театра видели в этой роли Михаила Тимаева. На этот раз в образе Спартака предстанет первый солист Антон Полодюк, лауреат премии «Тантана» 2015 года (номинация «Лучший актер музыкального театра»), который все увереннее претендует на роль премьера.

Антон закончил Казанское хореографическое училище (класс народного артиста РТ Виталия Бортякова) в 2007 году. На его счету уже многие роли в балетах театра имени Джалиля, в том числе в «Спартаке», где он танцевал партию Красса.

Кстати, все партии в фестивальном «Спартаке» танцуют солисты театра имени Джалиля.

В нынешнем году стоит обратить на новичка казанского балета – Алессандро Каггеджи. Стаж работы танцовщика, наполовину англичанина и итальянца, в Казани небольшой. Стоит отметить, что в труппе нашего театра сегодня несколько иностранцев. Это, например, хорошо известная японская пара – Тэрада Мидори и Окава Коя, которые в нынешнем сезоне представляли театр имени Джалиля в телеконкурсе «Большой балет», балерина из Бразилии Аманда Гомес. У современного искусства нет границ: наши приезжают на Нуриевский из Нидерландов, а к нам едут танцовщики из-за рубежа.

Руководитель балета сказал об Алессандро Каггеджи самые добрые слова:

– Представляете, он сам выразил желание работать именно в нашем театре. Переехал Манчестера в Казань за 2 недели до начала сезона, на свои деньги снял квартиру и тренировался самостоятельно, пока не начались официальные репетиции, – рассказал Владимир Яковлев. – Иностранцы рвутся в русские классические театры. Видимо, они просто устали от модерновой хореографии. Они мечтают танцевать балеты, в которых нам нет равных.

Пока на фестивале мы не доверяем Алессандро больших партий, он исполнит Па-де-труа и Неаполитанский танец в «Лебедином озере». Но мы приглядываемся к перспективе и не спешим. Сейчас он набирает техническую оснащённость. Вот когда подрастёт, будет блистать на уровне Олега Ивенко и Нурлана Канетова. Они, кстати, в своё время тоже прошли школу кордебалета.

Фестиваль не был бы фестивалем, если бы не участие в нем гостей из разных городов России и стран. Приглашены около 30 танцовщиков, в том числе ведущие солисты лондонского театра Ковент-Гарден (Сара Лэмб, Мэтью Голдинг), Парижской Национальной Оперы (Леонора Болак, Франсуа Алю, Сэ Ын Пак), Большого театра России (Дарья Хохлова, Геннадий Янин, Андрей Меркурьев), Мариинского театра (Мария Ширинкина, Владимир Шкляров, Оксана Скорик, Евгений Иванченко), Национального балета Нидерландов (Майя Махатели, Артур Шестериков), Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (Мария Бек, Александр Селезнев, Ольга Сизых). Партию Студента в «Анюте» станцует солист Воронежского государственного театра оперы и балета Иван Негробов. Некоторых из гастролеров казанские театралы уже хорошо знают.

Отдельно на пресс-конференции представили Оксану Скорик, солистку Мариинского театра, лауреата конкурса «Душа танца», назвав ее новой восходящей звездой. Она танцует в балете «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия).

Кстати, Нуриевский фестиваль стал успешным стартом в карьере примы Большого театра Светланы Захаровой – она танцевал в Казани заглавную партию в «Жизели» еще мало кому известной балериной.

К сожалению, мы не увидим уже заявленную в программке Людмилу Коновалову, солистку Венской Государственной Оперы. Специально для Нуриевского фестиваля она приготовила партию Анюты. Однако жизнь артиста балета сопряжена с серьезными физическими нагрузками и травмами...

Партию Анюты на фестивале 2016 года станцует солистка Большого театра Дарья Хохлова. Скорее всего для нее эта партия тоже дебютная. На сайте Большого театра о ее участии в балете «Анюта» не сказано. Однако любителям балета эта балерина может быть знакома – в нынешнем сезоне Дарья Хохлова участвовала в телепроекте «Большой балет».

Не сможет приехать в Казань прима «Кремлевского балета» Ирина Аблицова. Вместо нее партию Флер де Лис в двух «Эсмеральдах» исполнит солистка этого же театра Ксения Хабинец.

Среди гостей фестиваля три дирижера: Александр Анисимов из Самарского академического государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска», Государственной премии РБ (спектакль «Даруй нам мир»); Нуржан Байбусинов из Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая («Жизель», «Лебединое озеро»); Роман Леонтьев из Мариинского театра («Спартак»). Но на большинстве спектаклей театральным оркестром будет дирижировать его главный дирижер Ренат Салаватов, заслуженный артист РФ, кавалер казахских орденов «Курмет» (курмет – «почет, уважение») и «Достык» (достык – дружба).

Нельзя не сказать, что в нынешнем году театр имени Джалиля отмечает сразу несколько юбилеев артистов балета. Уже состоялись спектакли в честь Камиля Гайнуллина (19 марта был показан балет «Лебединое озеро») и Ирины Хакимовой (9 апреля шел балет «Спящая красавица»). В фестивальную афишу включены два юбилейных спектакля: «Дон Кихот» (16 мая) будет посвящен 65-летию художественного руководителя балетной труппы театра Владимира Яковлева, балет «Шурале» (14 мая) – 130-летию со дня рождения поэта Габдуллы Тукая.

В «Шурале» будут участвовать не только солисты театра имени Джалиля Олег Ивенко (Шурале), Нурлан Канетов (Шайтан) и Ольга Алексеева (Огненная ведьма), но и солисты Мариинки Мария Ширинкина (Сююмбике) и Владимир Шкляров (Балтыр). Знатоки балета знают, каким образом питерским танцовщикам известен балет татарского композитора.

Дело в том, что «Шурале» был поставлен в городе на Неве еще в 1950 году. «Казанские истории» рассказывали о его сценической судьбе в двух публикациях: Не «Али-батыр», а «Шурале»!; Балет, который всегда в афише

На выставке в фойе театра можно узнать еще о нескольких юбилярах, так или иначе связанных с театром имени Джалиля. Это Сергей Прокофьев (экспозиция к 125-летию со дня его рождения представляет балеты композитора, в которых танцевал Рудольф Нуриев), известный казанский художник театра, в 1940-1964 годах – главный художник Татарского театра оперы и балета Петр Сперанский (экспозиция к 125-летию со дня рождения «Чародей казанской сцены»). Отдельные экспозиции посвящены великой балерине Анне Павловой (в 2016 году отмечается 135 лет со дня ее рождения) и балету «Жизель – к 175-летию первой постановки.

Отдельно стоит сказать об экспозиции «100 лет балетному театру в Казани». По-видимому, театр теперь ведет отсчет истории балета в Казани не с 1939 года, когда в новом оперном театре появилась балетная труппа, а с 1916 года. В книгах известного казанского музыковеда Георгия Кантора нет события, с которого можно начать историю балетного театра в том году. В составленном им сводном репертуаре казанского театра есть балетные постановки до появления в нем первого балетного спектакля «Тщетная предосторожность»: «Коппелия» Л. Делиба – 1848 год и «Охота за бабочками» Келлера – 1915 год.

Расскажем об этом в отдельной публикации.

В экспозиции «100 лет балетному театру в Казани» представлено творчество трех солистов казанского балета: Нинели Юлтыевой, Галины Калашниковой и Салиха Хайруллина.

Естественно, есть на фестивальной выставке и экспозиция в честь Рудольфа Нуриева. На этот раз она посвящена борьбе великого танцовщика с недугом.

Наконец несколько слов о спектаклях Академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана из Санкт-Петербурга, которые завершат фестиваль 2016 года. Они будут проходить под фонограмму, однако мы уже убедились – это нисколько не снижает впечатлений. В гастролях принимают участие солисты и артисты труппы – всего 57 человек.

«Евгения Онегина» театр показал в Казани в 2013 году, в рамках Международного музыкального фестиваля «Шаляпин. Нуриев. Казань», который стал важной частью Культурной Универсиады.

Фото Владимира Зотова

В апреле того же года любители театра увидели еще два балета этого театра: «Карамазовы» и «Анна Каренина».

По традиции все спектакли Нуриевского фестиваля представляются. На этот раз с вступительным словом выступят двое: известный российский театровед, заслуженный деятель искусств России, профессор РГГУ Сергей Коробков и Геннадий Янин, заслуженный артист РФ, солист Большого театра, в 2003-2011 годах – заведующим балетной труппой этого театра.

XXIX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева проходит при поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова и Министерства культуры республики. Генеральный партнер театра – компания «АК БАРС Недвижимость».

В завершение новость для балетоманов, и не только для них. 15 июня спектаклем «Любовь поэта» театр поздравит с юбилеем народного поэта Татарстана, лауреата Государственной премии России и Государственной премии Татарстана имени Г.Тукая, заслуженного деятеля искусств РТ Рената Хариса.

А 19 и 20 июня в театре долгожданная премьера – к юбилею народной артистки Татарстана, заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, лауреата Государственной премии Татарстана имени Г.Тукая композитора Резеды Ахияровой завершится работа над новой оперой – «Золотая Орда».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить